Уже почти десять лет Русская Православная Церковь борется за введение в российских школах "Основ православной культуры". Но если раньше этот предмет позиционировался как "культурологический" и пробивался в школы в рамках регионального и школьного компонентов образования, то в прошлом году аргументация РПЦ изменилась. Теперь ОПК преподносится в рамках духовно-нравственного воспитания. Под этой общей шапкой предполагается собрать как конфессионально ориентированные предметы (ту же православную культуру, исламоведение, основы иудаизма и т.п.), так и очищенную от религии светскую этику. Найденный компромисс смог хотя бы ненадолго примирить часть сторонников и противников преподавания "Основ православной культуры". Одновременно он вписался в начавшуюся административную кампанию по борьбе за нравственность в стране.
Этим успехом РПЦ обязана в первую очередь управделами Московской Патриархии митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту (Капалину). Он отстоял концепцию "духовно-нравственной культуры" в Общественной палате. В декабре прошлого года в Калуге состоялась совместная конференция РПЦ и Министерства образования и науки, на которой был принят план совместных действий по реализации этой концепции. После этого внутрицерковное влияние митрополита Климента сильно возросло. Нужно иметь в виду, какое значение в Московском Патриархате придают "битве за школу". Митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу (Гундяеву) не осталось ничего другого, как признать, что пролоббированный в Калуге проект тот самый minimum minimorum, который он, митрополит Кирилл, предлагал с самого начала. Однако глава Отдела внешних церковный связей продвигал ОПК в рамках регионального компонента образования, который несмотря на все его протесты был отменен прошлой осенью. Сторонники митрополита Кирилла восприняли это решение не только как свое поражение, но и как удар по православию вообще.
Впрочем, кому бы ни достались лавры главного "опэкаизатора" страны, содержание предмета, о котором идет речь, остается неизменным. Это курс православного вероучения, основанный в лучшем случае на семинарских программах (в зависимости от степени подготовленности учителя), а в худшем случае на собственных представлениях преподавателя о православии и религии вообще, зачастую весьма невежественных, замешанных на церковных мифах, как правило агрессивных. Министерство образования и науки слабо контролирует содержание этих программ, тем более оно не может следить за тем, что говорит каждый преподаватель "Основ православной культуры" на своих уроках. Зато вполне реально и необходимо обратить внимание на курсы повышения квалификации для этих преподавателей. Ведь для того, чтобы учить детей, нужно сначала научить учителя. От того, что усвоит преподаватель в ходе таких "мастер-классов" а они проводятся во всех регионах, где в школьные программы заложены ОПК, будут зависеть представления о религии значительного числа молодежи.
РПЦ в лице митрополита Климента старается повернуть дело так, что "Основы православной культуры" предмет-де исключительно полезный в плане развития культуры диалога, религиозной терпимости, толерантности. И вообще Церковь плохому не научит. Между тем опасения правозащитников, которые высказывались еще пять-семь лет назад, о том, что появление вероучительных предметов в государственной школе может расколоть общество и вызвать межконфессиональные конфликты, начинают, похоже, сбываться. Об этом свидетельствует, к примеру, тюменское "дело Шестаковых".
События в Тюмени наглядно демонстрируют, чему хотят учить школьников педагоги от РПЦ и к каким прямым последствиям это приводит. Священники в школах не работают эта деятельность оставлена воцерковленным мирянам (рекомендация РПЦ для преподавания "Основ православной культуры" обязательна). Но взгляды этих педагогов подчас настолько радикальны, что невольно подумаешь: уж лучше бы к детям ходил нормальный православный батюшка пусть в рясе и с крестом, но без неумеренных амбиций и уязвленного самолюбия. Впрочем, священники тоже бывают разные.
Защитники ОПК в один голос утверждают, что случай Шестаковых носит частный характер, что это, так сказать, ложка дегтя в бочке меда. И на самом деле все не так плохо. Пожалуй, случай действительно уникален никогда еще православный учитель публично не оскорблял представителей чуть ли не всех мировых религий. Епархия пока отмалчивается, а местная интеллигенция бессильна перед "нерушимым союзом" церковного и светского начальства. Однако у критиков клерикальной принудиловки на этот раз все же есть шанс, пусть минимальный. Если Калужская область, где технология внедрения "духовно-нравственной культуры" уже давно обкатывается под чутким руководством митрополита Климента, регион моноэтничный и монорелигиозный, то Западная Сибирь гораздо более разнородна в этом плане. Навязывание ОПК "в лоб", как это делается почти повсеместно в центральной России, здесь не пройдет. Архиепископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию (Капалину) нужно искать другие формы и методы миссионерской деятельности...
Источник: НГ-религии