ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Учебники нового поколения или Как преподавать религию в школе

Виталий Каплан :: 05 сентября 2008

Споры о предмете "основы православной культуры" и, если посмотреть шире, о преподавании религии в школах, ведутся уже много лет и конца им не видно. Но как оно обычно бывает? Пылкие неофиты грудью сталкиваются с упертыми атеистами, шуму получается много, и шум этот заглушает голос тех, кто подходит к проблеме здраво и пытается сделать что-то реальное.

Передо мной лежат два учебника – "История религий" и "История христианства". Оба они выпущены издательством "Русское слово", а созданы авторским коллективом – учеными из Института российской истории РАН, Института востоковедения РАН, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и др. Первая моя мысль после изучения этих книг – наконец-то! Наконец-то создан толковый школьный учебник, светский в точном смысле этого слова – то есть свободный и от атеистического подхода, и от навязывания религии. Как такое удалось? В поисках ответа я встретился с инициатором этого проекта, заместителем директора Института российской истории, доктором исторических наук Владимиром Михайловичем ЛАВРОВЫМ.

"Идея разработать вменяемый учебник по истории религий, – рассказывает он, – появилась у нас давно. Но сделать это было практически невозможно – за семьдесят лет государственного атеизма слишком многое мы утратили. Где взять специалистов? Как добиться, чтобы рассказ о религиях был грамотным, уважительным, лишенным митинговых страстей? Тем не менее, в середине 90-х годов был разработан план-проспект подобного учебника и принесен в Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Там идея понравилась, но... не нашлось средств. На десять лет проект оказался заморожен..."

Деньги появились сравнительно недавно – и совершенно неожиданно. Инициативу проявило руководство Республики Татарстан, и в этом у него был трезвый расчет. В республике живет примерно равное число русских (в большинстве своем называющих себя православными) и татар-мусульман. При этом изучение ислама у татар уже велось "снизу", преподавали его люди сомнительной квалификации, обучавшиеся за границей, никакого государственного контроля над их деятельностью не было. Последствия этого очевидны. Поэтому и было решено преподавать в школах Татарстана грамотный, разработанный настоящими профессионалами курс истории религий – прежде всего, Православия и ислама как основных в регионе, а также в более сжатом виде – других традиционных для России религий.

Так появился учебник "История религий", а несколько позднее, по заказу Белгородской области – "История христианства". Выпущены они под редакцией члена-корреспондента РАН, директора Института российской истории А. Н. Сахарова и адресованы школьникам 10-х – 11-х классов.

"Наши учебники, – поясняет Владимир Лавров, – рассчитаны на старшеклассников в обычной средней школе. Среди них есть и православные ребята, и мусульмане, и иудеи, и неверующие. Поэтому с самого начала мы придерживались принципа: никого не обидеть. Рассказывая о разных религиозных традициях, мы удерживаемся от каких-либо конечных мировоззренческих выводов, не говорим, что одна религия правильнее другой. Наша задача – показать, что каждая религия породила богатейшую культуру. Показать так, чтобы не задеть инаковерующих. При этом мы, авторы, не скрываем своей религиозной принадлежности, однако, и не навязываем ее учащимся – в отличие, скажем, от прямолинейно-вероучительного учебника "Основы православной культуры" Аллы Бородиной. Мы разработали светские учебники. Но светские – не означает атеистические..."

При этом Православию в учебнике "История религий" и особенно в "Истории христианства" уделяется центральное место. И это не случайно – ведь учебники предназначены для российских школьников, а вряд ли надо доказывать, что культура нашей страны выросла на православной почве, что, не разбираясь в Православии хотя бы на уровне знания основных фактов, невозможно адекватно понимать ни российскую историю, ни российскую культуру, ни, наконец, психологию русского человека. Причем это нужно знать не только русским, но и всем гражданам России, к какой бы национальности и религиозной традиции те ни принадлежали. Знать не для того, чтобы обязательно принимать, но чтобы понимать свою страну. "Точно так же, – продолжает Лавров, – и православным людям необходимо знать основы ислама, иудаизма, буддизма. Не только для "общего развития", но и для лучшего осмысления своей собственной веры".

Однако замечу, что разработанный в Институте российской истории учебник "История религий" существует в нескольких вариантах, рознящихся от региона к региону. Раздел по исламу в учебнике для Татарстана, конечно же, представлен гораздо шире, чем в учебнике для Москвы. В учебнике для Урала больше места уделено староверам (которых там достаточно много), а также языческим религиям народов, живших на Урале. Тем самым обеспечивается необходимая мобильность.

Другая особенность этих учебников – способ подачи материала. Со школьных лет мы привыкли, что учебник истории заполнен тоннами дат и цифр, которые необходимо запоминать. "Мы сознательно отказались от такого подхода, – поясняет Владимир Лавров. – Я сам работал в школе и знаю, что современный школьник не воспримет скучный, сухой текст. Чтобы он стал читать, надо захватить либо его ум, либо сердце. Поэтому мы старались передать историю религий – и особенно Православия! – через живую историю личностей. К примеру, говоря о средневековой русской Церкви, мы строим рассказ на личности преподобного Сергия Радонежского; судьбу нашей Церкви в начале XX века, православное отношение к революции мы показываем через жизнь святого патриарха Тихона".

Учебники эти уже год как используются в школьном обучении. Но не в сетке обязательных часов, а в рамках факультативов, которые так и называются – "История религий", "История христианства". "Ясно, что в массовой школе невозможен вероучительный курс религии, – говорит Лавров, – его введение спровоцировало бы религиозно-национальные конфликты между детьми, особенно в регионах со смешанным православно-исламским населением. Значит, подход нужен культурологический и добровольный, а добровольность означает именно факультативную форму обучения".

Проблема в том, кто будет учить. По словам Владимира Лаврова, в течение прошедшего учебного года он часто встречался с учителями, работающими по этим учебникам. Большинство из них люди нецерковные, однако история религий им интересна. Есть не столь уж малочисленные атеисты. Есть, конечно, и воцерковленные люди – их немного, процентов пять. Наконец, есть и те, кому все равно, чему учить – лишь бы оплачивались часы.

Но проблема качества преподавания гораздо шире, чем вопрос об учебнике. Разумеется, быстро подготовить сотни квалифицированных учителей невозможно. Однако там, где такие люди есть, – а подобных мест в России уже немало – огромным подспорьем станут учебники "История религий" и "История христианства". С ними уже работать можно. И нужно.

Владимир Лавров знакомит архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия с учебником "История христианства". Саранск, июнь 2008 г. Фото Юрия Бондаренко

Елена Николаевна Чавчавадзе,вице-президент Российского Фонда Культуры:

В учебном пособии "История религий" решаются познавательные и воспитательные задачи. С одной стороны, приведены разнообразные сведения о религиях нашей страны, представлен исторически объективный взгляд на их роль и место в жизни людей, с другой – дается духовно-нравственная оценка фактов, раскрываются духовные причины и следствия важнейших событий российской истории. Книга позволяет старшеклассникам приобщиться к культурным и духовным ценностям народов нашей многонациональной страны, выработать уважительное отношение к людям разной веры.

Учитель высшей категории многопрофильной гимназии № 13 г. Пензы

Наталья Борисовна Королькова:

Стиль изложения и его доступность полностью соответствуют профилю гуманитарного класса. Учебный материал выстроен последовательно, соблюдена логика его изложения: он разбит на разделы, разделы – на главы-темы, есть введение и заключение, выделен понятийный аппарат.

Учебный материал предполагает использование разнообразной деятельности учащихся, включая и интерактивные методы обучения. Вопросы и задания носят как обучающий, так и проблемный характер и имеют целью выработку у учащихся собственной мировоззренческой позиции на основе обсуждения сложных духовных и нравственных проблем.

Учебное пособие включает программу и примерное тематическое планирование курса, что помогает в работе при подготовке уроков, а также в выборе вариантов работы над темами.

Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий:

В прошедшем году еще на этапе обсуждения учебного пособия нам была предоставлена возможность ознакомиться с сигнальным образцом учебника. В дальнейшем представители Казанской духовной семинарии принимали активное участие в "круглых столах" с представителями как издательства, так и авторской группы учебного пособия. К сожалению, у нас не было достаточно времени, чтобы полно ознакомиться с книгой, но даже поверхностного прочтения достаточно, чтобы судить о высоком профессионализме авторов. Учебник написан довольно живым и увлекательным языком. Раздел, посвященный Христианству, изложен грамотно и, что главное, ненавязчиво. Насколько нам известно, курс варьируется от региона к региону, в зависимости от доминирующей религии. Мне кажется, такой подход положительно скажется на этно-конфессиональной идентификации ребенка. Думаю, что курс будет интересен не только детям, но и их родителям.

Также хотелось бы обратить особое внимание и на то, что на сегодняшний день вопрос преподавания курса истории религий – это, прежде всего, вопрос подготовки преподавателей. И хотя в нашем регионе педагоги проходили курс повышения квалификации на базе и Духовной семинарии и Исламского университета, кадровый вопрос так и остается нерешенным. Ведь качественно подготовить специалиста высокой квалификации за столь короткий срок практически невозможно...

Секретарь Вятской епархии, настоятель храма Иоанна Предтечи

протоиерей Александр Белыбердин:

Важно заметить, что при этом учебник "История религий" ИРИ РАН не подменяет собой светского курса "Основы православной культуры" или конфессионального курса "Закона Божия", хотя и предоставляет их преподавателям немало сведений и фактов, которые могут быть привлечены к этим урокам в качестве дополнительного материала. Это более чем актуально в современной ситуации, когда остро ощущается недостаток учебных и методических пособий, способных послужить своеобразным "мостом" между светской и конфессиональной школами.

Валиулла хазрат Якупов, заместитель муфтия Татарстана:

В последние десятилетия интерес к религии значительно возрос. Поэтому, вполне естественно, возникла необходимость в удовлетворении возрастающих потребностей общества в достоверной информации о религиозной ситуации в России и регионах.

Сегодня, пожалуй, ни у кого не вызывает сомнения необходимость преподавания историй религий во всех учебных заведениях, и, прежде всего, в школе. Эта одна из эффективных форм подготовки общества к адекватному восприятию новой религиозной ситуации: в условиях многонациональной и поликонфессиональной России отдавать предпочтение только одной религии совершенно неприемлемо.

Но одной из нерешенных проблем до сих пор остается вопрос о формах и принципах преподавания истории религий в современной школе. Решение этой задачи, естественно, связано с подготовкой и изданием учебно-методических пособий. Культурологический поход, который для авторов учебника "История религий" стал основным, – наиболее эффективный, на мой взгляд. Действительно, в условиях светской школы очень важно рассматривать историю религий, в первую очередь, как совокупность духовных ценностей.

"История религий" характеризуется большим уважением ко всем конфессиям, культурам народов, очень внимательным, этически выверенным отношением, что говорит о толерантности и универсальности учебного пособия.

Пособие интересно и тем, что в нем всем мировым религиям уделено достойное место. В частности, практически впервые в издании такого рода Ислам и мусульманская культура освещены довольно подробно. Учебник позволяет получить полное представление о каждой религии – в нем рассказано о возникновении, истоках религий, основных догматах, обрядах и таинствах, показана эволюция религий от момента возникновения до того, как они пересекли границы России, а также их "российская" история и сегодняшнее положение.

Учебник, в принципе, не требует доработки в соответствии со спецификой регионов России. Книга универсальна, спокойна, объективна и уважительна – она адресована ко всем регионам: и мусульманским, и православным.

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама