Споры о предмете "основы православной культуры" и, если посмотреть шире, о преподавании религии в школах, ведутся уже много лет и конца им не видно. Но как оно обычно бывает? Пылкие неофиты грудью сталкиваются с упертыми атеистами, шуму получается много, и шум этот заглушает голос тех, кто подходит к проблеме здраво и пытается сделать что-то реальное.
Передо мной лежат два учебника "История религий" и "История христианства". Оба они выпущены издательством "Русское слово", а созданы авторским коллективом учеными из Института российской истории РАН, Института востоковедения РАН, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и др. Первая моя мысль после изучения этих книг наконец-то! Наконец-то создан толковый школьный учебник, светский в точном смысле этого слова то есть свободный и от атеистического подхода, и от навязывания религии. Как такое удалось? В поисках ответа я встретился с инициатором этого проекта, заместителем директора Института российской истории, доктором исторических наук Владимиром Михайловичем ЛАВРОВЫМ.
"Идея разработать вменяемый учебник по истории религий, рассказывает он, появилась у нас давно. Но сделать это было практически невозможно за семьдесят лет государственного атеизма слишком многое мы утратили. Где взять специалистов? Как добиться, чтобы рассказ о религиях был грамотным, уважительным, лишенным митинговых страстей? Тем не менее, в середине 90-х годов был разработан план-проспект подобного учебника и принесен в Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Там идея понравилась, но... не нашлось средств. На десять лет проект оказался заморожен..."
Деньги появились сравнительно недавно и совершенно неожиданно. Инициативу проявило руководство Республики Татарстан, и в этом у него был трезвый расчет. В республике живет примерно равное число русских (в большинстве своем называющих себя православными) и татар-мусульман. При этом изучение ислама у татар уже велось "снизу", преподавали его люди сомнительной квалификации, обучавшиеся за границей, никакого государственного контроля над их деятельностью не было. Последствия этого очевидны. Поэтому и было решено преподавать в школах Татарстана грамотный, разработанный настоящими профессионалами курс истории религий прежде всего, Православия и ислама как основных в регионе, а также в более сжатом виде других традиционных для России религий.
Так появился учебник "История религий", а несколько позднее, по заказу Белгородской области "История христианства". Выпущены они под редакцией члена-корреспондента РАН, директора Института российской истории А. Н. Сахарова и адресованы школьникам 10-х 11-х классов.
"Наши учебники, поясняет Владимир Лавров, рассчитаны на старшеклассников в обычной средней школе. Среди них есть и православные ребята, и мусульмане, и иудеи, и неверующие. Поэтому с самого начала мы придерживались принципа: никого не обидеть. Рассказывая о разных религиозных традициях, мы удерживаемся от каких-либо конечных мировоззренческих выводов, не говорим, что одна религия правильнее другой. Наша задача показать, что каждая религия породила богатейшую культуру. Показать так, чтобы не задеть инаковерующих. При этом мы, авторы, не скрываем своей религиозной принадлежности, однако, и не навязываем ее учащимся в отличие, скажем, от прямолинейно-вероучительного учебника "Основы православной культуры" Аллы Бородиной. Мы разработали светские учебники. Но светские не означает атеистические..."
При этом Православию в учебнике "История религий" и особенно в "Истории христианства" уделяется центральное место. И это не случайно ведь учебники предназначены для российских школьников, а вряд ли надо доказывать, что культура нашей страны выросла на православной почве, что, не разбираясь в Православии хотя бы на уровне знания основных фактов, невозможно адекватно понимать ни российскую историю, ни российскую культуру, ни, наконец, психологию русского человека. Причем это нужно знать не только русским, но и всем гражданам России, к какой бы национальности и религиозной традиции те ни принадлежали. Знать не для того, чтобы обязательно принимать, но чтобы понимать свою страну. "Точно так же, продолжает Лавров, и православным людям необходимо знать основы ислама, иудаизма, буддизма. Не только для "общего развития", но и для лучшего осмысления своей собственной веры".
Однако замечу, что разработанный в Институте российской истории учебник "История религий" существует в нескольких вариантах, рознящихся от региона к региону. Раздел по исламу в учебнике для Татарстана, конечно же, представлен гораздо шире, чем в учебнике для Москвы. В учебнике для Урала больше места уделено староверам (которых там достаточно много), а также языческим религиям народов, живших на Урале. Тем самым обеспечивается необходимая мобильность.
Другая особенность этих учебников способ подачи материала. Со школьных лет мы привыкли, что учебник истории заполнен тоннами дат и цифр, которые необходимо запоминать. "Мы сознательно отказались от такого подхода, поясняет Владимир Лавров. Я сам работал в школе и знаю, что современный школьник не воспримет скучный, сухой текст. Чтобы он стал читать, надо захватить либо его ум, либо сердце. Поэтому мы старались передать историю религий и особенно Православия! через живую историю личностей. К примеру, говоря о средневековой русской Церкви, мы строим рассказ на личности преподобного Сергия Радонежского; судьбу нашей Церкви в начале XX века, православное отношение к революции мы показываем через жизнь святого патриарха Тихона".
Учебники эти уже год как используются в школьном обучении. Но не в сетке обязательных часов, а в рамках факультативов, которые так и называются "История религий", "История христианства". "Ясно, что в массовой школе невозможен вероучительный курс религии, говорит Лавров, его введение спровоцировало бы религиозно-национальные конфликты между детьми, особенно в регионах со смешанным православно-исламским населением. Значит, подход нужен культурологический и добровольный, а добровольность означает именно факультативную форму обучения".
Проблема в том, кто будет учить. По словам Владимира Лаврова, в течение прошедшего учебного года он часто встречался с учителями, работающими по этим учебникам. Большинство из них люди нецерковные, однако история религий им интересна. Есть не столь уж малочисленные атеисты. Есть, конечно, и воцерковленные люди их немного, процентов пять. Наконец, есть и те, кому все равно, чему учить лишь бы оплачивались часы.
Но проблема качества преподавания гораздо шире, чем вопрос об учебнике. Разумеется, быстро подготовить сотни квалифицированных учителей невозможно. Однако там, где такие люди есть, а подобных мест в России уже немало огромным подспорьем станут учебники "История религий" и "История христианства". С ними уже работать можно. И нужно.
Владимир Лавров знакомит архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия с учебником "История христианства". Саранск, июнь 2008 г. Фото Юрия Бондаренко
Елена Николаевна Чавчавадзе,вице-президент Российского Фонда Культуры:
В учебном пособии "История религий" решаются познавательные и воспитательные задачи. С одной стороны, приведены разнообразные сведения о религиях нашей страны, представлен исторически объективный взгляд на их роль и место в жизни людей, с другой дается духовно-нравственная оценка фактов, раскрываются духовные причины и следствия важнейших событий российской истории. Книга позволяет старшеклассникам приобщиться к культурным и духовным ценностям народов нашей многонациональной страны, выработать уважительное отношение к людям разной веры.
Учитель высшей категории многопрофильной гимназии № 13 г. Пензы
Наталья Борисовна Королькова:
Стиль изложения и его доступность полностью соответствуют профилю гуманитарного класса. Учебный материал выстроен последовательно, соблюдена логика его изложения: он разбит на разделы, разделы на главы-темы, есть введение и заключение, выделен понятийный аппарат.
Учебный материал предполагает использование разнообразной деятельности учащихся, включая и интерактивные методы обучения. Вопросы и задания носят как обучающий, так и проблемный характер и имеют целью выработку у учащихся собственной мировоззренческой позиции на основе обсуждения сложных духовных и нравственных проблем.
Учебное пособие включает программу и примерное тематическое планирование курса, что помогает в работе при подготовке уроков, а также в выборе вариантов работы над темами.
Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий:
В прошедшем году еще на этапе обсуждения учебного пособия нам была предоставлена возможность ознакомиться с сигнальным образцом учебника. В дальнейшем представители Казанской духовной семинарии принимали активное участие в "круглых столах" с представителями как издательства, так и авторской группы учебного пособия. К сожалению, у нас не было достаточно времени, чтобы полно ознакомиться с книгой, но даже поверхностного прочтения достаточно, чтобы судить о высоком профессионализме авторов. Учебник написан довольно живым и увлекательным языком. Раздел, посвященный Христианству, изложен грамотно и, что главное, ненавязчиво. Насколько нам известно, курс варьируется от региона к региону, в зависимости от доминирующей религии. Мне кажется, такой подход положительно скажется на этно-конфессиональной идентификации ребенка. Думаю, что курс будет интересен не только детям, но и их родителям.
Также хотелось бы обратить особое внимание и на то, что на сегодняшний день вопрос преподавания курса истории религий это, прежде всего, вопрос подготовки преподавателей. И хотя в нашем регионе педагоги проходили курс повышения квалификации на базе и Духовной семинарии и Исламского университета, кадровый вопрос так и остается нерешенным. Ведь качественно подготовить специалиста высокой квалификации за столь короткий срок практически невозможно...
Секретарь Вятской епархии, настоятель храма Иоанна Предтечи
протоиерей Александр Белыбердин:
Важно заметить, что при этом учебник "История религий" ИРИ РАН не подменяет собой светского курса "Основы православной культуры" или конфессионального курса "Закона Божия", хотя и предоставляет их преподавателям немало сведений и фактов, которые могут быть привлечены к этим урокам в качестве дополнительного материала. Это более чем актуально в современной ситуации, когда остро ощущается недостаток учебных и методических пособий, способных послужить своеобразным "мостом" между светской и конфессиональной школами.
Валиулла хазрат Якупов, заместитель муфтия Татарстана:
В последние десятилетия интерес к религии значительно возрос. Поэтому, вполне естественно, возникла необходимость в удовлетворении возрастающих потребностей общества в достоверной информации о религиозной ситуации в России и регионах.
Сегодня, пожалуй, ни у кого не вызывает сомнения необходимость преподавания историй религий во всех учебных заведениях, и, прежде всего, в школе. Эта одна из эффективных форм подготовки общества к адекватному восприятию новой религиозной ситуации: в условиях многонациональной и поликонфессиональной России отдавать предпочтение только одной религии совершенно неприемлемо.
Но одной из нерешенных проблем до сих пор остается вопрос о формах и принципах преподавания истории религий в современной школе. Решение этой задачи, естественно, связано с подготовкой и изданием учебно-методических пособий. Культурологический поход, который для авторов учебника "История религий" стал основным, наиболее эффективный, на мой взгляд. Действительно, в условиях светской школы очень важно рассматривать историю религий, в первую очередь, как совокупность духовных ценностей.
"История религий" характеризуется большим уважением ко всем конфессиям, культурам народов, очень внимательным, этически выверенным отношением, что говорит о толерантности и универсальности учебного пособия.
Пособие интересно и тем, что в нем всем мировым религиям уделено достойное место. В частности, практически впервые в издании такого рода Ислам и мусульманская культура освещены довольно подробно. Учебник позволяет получить полное представление о каждой религии в нем рассказано о возникновении, истоках религий, основных догматах, обрядах и таинствах, показана эволюция религий от момента возникновения до того, как они пересекли границы России, а также их "российская" история и сегодняшнее положение.
Учебник, в принципе, не требует доработки в соответствии со спецификой регионов России. Книга универсальна, спокойна, объективна и уважительна она адресована ко всем регионам: и мусульманским, и православным.
Источник: Фома