ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Своя" вера, или униаты и прочие

Мария Тасалова :: 08 сентября 2008

Вера народа есть несомненно один из важнейших факторов национальной идентичности, тот "раствор", который скрепляет людей одной нации между собой и служит основой их национального характера и самосознанию. Но бывает и так, что "своя" вера появляется у части народа – значительной части

История Унии

Собственно, униатов более правильно называть греко-католиками, то есть членами восточно-католических Церквей, в которых служат по византийскому обряду. Их несколько, самая крупная среди них – Украинская.

Ну хорошо, греко-католики. А для чего они нужны-то? И откуда взялись?

Греко-католичество как явление возникло в конце 16 века, а точнее. 1596 году, когда в результате Брестской унии появилась Украинская Греко-Католическая Церковь. Цель создания этого достаточно искусственного образования была очевидной – православные епископы осуществляли духовную связь русинов – так называли себя украинцы, попавшие под польское владычество, – с Русью, через епископов шел обмен информацией и , наконец, Церковь на Украине была идейным центром сопротивления иностранной, а, главное, иноверной власти. Впрочем, украинцы не оставались в долгу – вспомним того же Тараса Бульбу, хоть Гоголь и сильно идеализировал и романтизировал тогдашнюю действительность и тогдашних казаков.

Задача поляков была – укрепить свою власть на завоеванных территориях с непокорным населением и неопределенными границами, власть не только светскую, но и духовную. Помимо высокой цели обращения "еретиков" в истинную веру цель у Католической Церкви была еще и очень земная цель – все католики обязаны были платить десятину... Но заставить русинов принять католичество было практически невозможно. И тогда Святой Престол сделал "ход конем": хорошо, мы оставляем вам ваши церкви, ваши иконы, вашу Литургию и ваших священников – а от вас всего-то и требуется признавать власть Папы Римского и платить десятину. Так и появилась Украинская Греко-Католическая Церковь. Существовала она при любой власти – и при поляках, и при австрийцах, во времена, когда Польша, а вместе с ней и Западная Украина принадлежали Российской империи и даже при советской власти. Пожалуй, наибольший подъем и расцвет УГКЦ пережила в период между 1917 и 1946 годами. Разумеется, Собор 1946 года, когда практически все греко-католические приходы Украины перешли в Православие, униаты считают, и со своей точки зрения – вполне справедливо – трагедией. После 1946 и до распада Советского Союза греко-католики на Украние существовали подпольно, фактически повторяя судьбу православных после принятия Брестской унии.

Униатство сегодня

Что такое униатство сегодня? В первую очередь – самая распространенная конфессия на западной Украине. В каждой деревне есть храм – и в девяти случаях из 10 он будет греко-католическим. Внешне и внутренне такой храм почти ничем не отличается от православного, разве что иногда он будет построен в стиле "украинского барокко". Внутри – иконостас, амвон, перед солеей – аналой с иконой и иногда – Евангелием. Все иконы украшены вышитыми рушниками. В храме очень много хоругвей, чаще всего из белого льна, вышитых крестиком с вышитым же изображением святого в центре. Иконографическая манера у униатов своя – яркие краски и некая "простонародность", лубочность в изображении. Например, какие-нибудь второстепенные персонажи могут быть изображены в украинской народной одежде. Она, кстати, популярна и у самих униатов – вкупе со своей верой она, видимо дает им в полной мере почувствовать себя "незалэжными" и "самостийными" украинцами. По крайней мере, подружки невесты на свадьбе всегда одеты в народный (и очень красивый) костюм. Главная отличительная черта интерьера храма – обязательные статуи Христа и девы Марии с зажженными свечам и лампадами вокруг них. Перед статуями всегда можно увидеть нескольких женщин, молящихся на коленях.

К числу проявлений народного благочестия у униатов (хотя. Вполне возможно, это традиция характерная именно для украинцев, независимо от их конфессиональной принадлежности) относятся частые кресты вдоль дорог – памятные или обетные. Кресты эти довольно высокие, в центре креста висят иконы Спасителя или Богородицы, сам крест украшен венками из искусственных цветов и яркими разноцветными лентами, красиво развивающимися.

И, конечно, для жителей Западной Украины греко-католичество было и остается одним из важнейших признаков национальной идентичности, вместе с национализмом – не говоря уже о том, что Греко-Католическая Церковь Украины всегда националистов поддерживала.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама