Второй год подряд в режиме секретной спецоперации переписываются школьные учебники истории. Утечки, которые случаются время от времени (учителя и ученые ведь не обучались методике защиты информации) вызывают скандалы. Скандалы стихают, а работа по переделке истории для "воспитания гражданина и патриота" – нет.
Прошлым летом школьных преподавателей учили, как надо преподносить детям новейшую историю с 1945 по 2006 год.
В этом году очередь дошла до периода 1900 – 1945. И развернулся настоящий детектив.
Неожиданно на сайте издательства "Просвещение" обнаружилась анонимная записка "О концепции курса истории России 1900 – 1945 гг". Главный ее посыл ясен уже из преамбулы: "Основное внимание учащихся предполагается сконцентрировать на объяснении мотивов и логики действий власти". То есть даже не власти периода суверенной демократии, а власти вообще как таковой. Это могло бы быть, конечно, интересным в курсе прикладной психологии или клинической психиатрии, но в курсе истории выглядит просто оправданием любых властных решений, даже преступных.
Зачем вброшена в Сеть анонимная записка? Очевидно, для замера общественного настроения (см. пособия по информационной войне).
Как утверждает редактор и один из авторов будущего пособия профессор Александр Данилов, учебник будет совершенно не таким, как концепция; да и концепция – вовсе не концепция, а вообще какой-то обрывок рабочего материала, никак не рассчитанный на публикацию, так как непонятен без контекста...
– И вообще, ее на сайте уже нет, – сказал нам Александр Анатольевич.
Мы посмотрели – все-таки есть... Больше того – не только не сняли, но ближе к концу прошлой недели еще и подписали материал, который долгое время висел как анонимный. Причем на все звонки с просьбой все-таки назвать авторов нам в издательстве отвечали категорическим отказом, объясняя только, что это труд коллективный.
Коллективный труд теперь (на 5 сентября) подписан так: "Автор концепции курса истории России 1900 – 1945 гг. – доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории МПГУ Александр Анатольевич Данилов". Подставили? Подставился? Явки провалены? Или – все так и задумывалось?
Сообщили эту новость Данилову. Он возмутился и сказал, что будет звонить в издательство и разбираться...
Разбираться есть в чем. Анонимная (коллективная, авторская – нужное подчеркнуть) концепция, с которой можно познакомиться на сайте издательства, на самом деле пугает. Потому что это – политтехнологическая концепция.
Предыдущая книга для учителя – по новейшей истории 1945 – 2006 гг. – объясняла сомневающимся, что Сталина, например, можно рассматривать "как наиболее успешного руководителя СССР".
Новый документ – записка "О концепции курса истории России 1900 – 1945 гг". – пропитана идеей изоляционизма. В ней так и написано: "Думается, что для всей истории России характерно то, что в интересах внутренней перестройки периодически возникала актуальность политики изоляционизма". И еще: "В отличие от США, имеющих естественный океанский барьер, отделяющий их от других, России нужен был свой "железный занавес", уберегавший бы ее от европейских противоречий и влияния".
Взаимодополняемость и преемственность двух этих пособий, направленных на переформатирование мозгов будущего электората, как мне кажется, сомнений не вызывает. А технология продвижения этих идей – в стилистике секретной спецоперации – не вызывает сомнений в том, кто заказал историю. Хотя редактор Данилов и сказал, что государственных средств на продвижение учебника не выделено и все это инициатива и проект издательства.
В это даже можно поверить, поскольку курс власти на переписывание истории был обозначен четко еще в прошлом году, осталось просто ему следовать.
Напомним, в конце июня 2007 года в Москве прошла Всероссийская научно-практическая конференция "Актуальные вопросы преподавания новейшей истории и обществознания". Министр образования и науки Андрей Фурсенко и первый заместитель главы администрации президента Владислав Сурков презентовали участникам конференции две книги для учителя: "Новейшая история России 1945 – 2006 гг." и "Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке", тогда только что выпущенные издательством "Просвещение". Только эти – и никаких других. А затем в подготовку учителей истории включился и бывший президент: некоторых делегатов конференции привезли в Новоогарево на встречу с Владимиром Путиным. Путин тогда заметил, что существующие учебники подчас абстрактно и, мягко говоря, противоречиво освещают события, и обнадежил: "Отмечу, что к новому учебному году наши историки и обществоведы получат новые учебные пособия для учителей. Ждем, что в скором времени учебники такого уровня будут подготовлены и для самих школьников" (из стенограммы).
И началось победное шествие еще не написанных учебников по стране: семь региональных научно-практических конференций учителей и преподавателей истории прошли с участием губернаторов и полномочных представителей президента в регионах. Подавалось это как широкое общественное обсуждение с безальтернативной, впрочем, итоговой резолюцией.
Но случился скандал, в который включились и СМИ, и учителя, и представители академической науки – ситуацию удалось переломить: состав авторов учебника расширился, и он в итоге оказался не столь кондовым, как книга для учителя, из которой, кстати, тоже кое-что повычеркивали. Например, по настоянию нижегородских преподавателей была убрана откровенно прославляющая "отца народов" фраза: "Со смертью И.В. Сталина в истории Советского Союза закончилась эпоха штурмового продвижения к экономическим и социальным вершинам".
И вот второй заход. Достаточно нескольких цитат, чтобы понять, почему вокруг новой концепции такая завеса секретности и почему авторы не спешат признаваться в своей причастности к этой работе.
P.S. "Новой" стало известно, что учебно-методический комплекс – книга для учителя и учебник для 11-го класса "История России 1900 – 1945" – уже написаны, первый тираж должен появиться в декабре.
Совершенно секретно
В издательстве "Просвещение" пока не разглашают список авторов учебно-методического комплекса по истории. Но "Новой" удалось установить фамилии засекреченных ученых.
Вот что рассказал об авторском коллективе редактор Александр Данилов.
Параграфы по дореволюционному периоду писали: Александр Анатольевич Данилов, Людмила Геннадиевна Косулина (Данилов и Косулина – соавторы не одного учебника по истории России); февраль – октябрь 1917 года: Андрей Юрьевич Шадрин, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ХХ – ХХI веков исторического факультета МГУ им. Ломоносова; октябрь 1917-го – Валерий Дмитриевич Соловей, МГИМО; Гражданская война и НЭП – Сергей Алексеевич Павлюченков, доктор исторических наук, кафедра истории МПГУ; мобилизационная политическая система – Александр Семенович Барсенков, доктор исторических наук, профессор МГУ, автор ряда учебных пособий; Великая Отечественная война – Михаил Михайлович Горинов, замдиректора Центра научного использования и публикации архивного фонда объединения "Мосгорархив", редактор журнала "Россия XXI" (1993 – 1996).
Редакторы: Александр Данилов; Александр Филиппов, заместитель директора Национальной лаборатории внешней политики, и Анатолий Уткин, профессор, директор международного учебного центра Института изучения США и Канады РАН.
Источник: Новая газета