ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Смута Век XVIII

Эдуард Володин :: 12 сентября 2008

Недавно напечатанная книга Л. Анисова "Восшествие на престол" имеет примечательный подзаголовок: "борьба латинских иезуитов и протестантов за Московский православный престол". Всем содержанием этой замечательной книги автор стремится показать тайные силы и скрытые пружины той борьбы за власть, которая велась в России на протяжении первой половины XVIII веха. Давайте и мы, вслед за автором, попробуем понять назидательные уроки этого драматического периода российской истории.

Петровские героические дела и антинациональные злодеяния ввели Россию в оркестр европейской политики, а прорубленное окно в российском тереме стало удобным пазом для западной швали, которая не могла, подобно великому Эйлеру и другим добропорядочным европейцам, через открытые двери входить в страну для устроения и совершенствования национально-государственной жизни. Неистовое европейничанье Петра I , помноженное на его презрение к нашей истории, нашим традициям и идеалам, наконец, к православному Преданию, было внутренней предпосылкой окружения трона западными ловцами счастья и чинов, теми многочисленными "французиками из Бордо" которые кроме интриганства и полного отсутствия стыда и совести ничего не принесли в Россию. Это тоже причина кризиса российской государственности, злым роком преследовавшего страну вплоть до восшествия на престол Елизаветы Петровны.

Л. Анисов удачно концентрирует внимание на знаковых фигурах наших бед XVIII века. Трагедия сына Петра I царевича Алексея, интриги краткого времени правления Петра II , безумства последних лет правления Анны Иоанновны и недолгая вакханалия Бирона и Анны Леопольдовны после ее смерти – многого стоили эти годы для страны и народа, отчетливо показав насколько властители и временщики были заняты проблемами личной власти и обогащения. Эти же годы отчетливо высветили полное засилье иностранных проходимцев в стране и сервильность русской знати (может быть, исключая Волынского во времена Анны Иоанновны), Что, опять-таки, позволяет увидеть до какой низости может пасть власть, что заставляет усомниться в необходимости для России петровского тотального реформаторства.

Итак, грабеж и искательство как главные цели пребывания в России того европейского сброда, который нахлынул в Россию еще в XVII веке и продолжал внедряться в нее всю первую половину XVIII века. Однако же только этими низменными целями объяснять происходящее в стране не приходится. Западные страны, прежде всего Австрия, Англия, Германия и Франция, хорошо понимали, что наличие дружественного, а лучше послушного им правителя России резко изменит расклад сил в Европе и потому министры-посланники получали инструкции от государей, канцлеров, парламентов прямо вмешиваться во внутренние дела Московского царства. Недавно провозглашенного Российской империей. Л Анисов приводит ряд инструкций, которыми руководствовались главы европейских дипломатических миссий и приходится поражаться тому, с какой откровенностью и каким цинизмом просвещенные представители западных стран при российском дворе действовали и интриговали (пройдут десятилетия и будут обнародованы аналогичные реляции для нынешних западных послов в о демократической" России. То-то будет конфуза общечеловекам, то-то будет стыда детям и внукам тех, кто сейчас представляет "элиту" и криминальную власть в России).

Но интриги вокруг российского престола тоже не являются главной целью западных благодетелей. Все-таки вопрос о власти не решает проблемы подчинения страны и народа – с приходом ответственного перед народом правителя вся зыбкая вертикаль временщиков рушится и приходится (как во времена Елизаветы Петровны) заново плести паутину для нового воздействия на политический курс великой державы. Другое дело, если изменятся национальная психология, идеалы жизнеустроения и духовный смысл жизни личности и общества. В этих обстоятельствах само общество будет требовать такого правительства и такого правителя, которые выражали бы новую политико-идеологическую и культурно-исповедальную реальность. Православная Россия была глубоко чужда Западу и все политические хитросплетения XVIII .века, в конечном счете, направлены были на то, чтобы лишить страну и народ их православной духовной основы. Католицизм и протестантизм – вот движущие силы политических раскладов, пасьянсов и шулерства первой половины восемнадцатого столетия.

Давняя традиция наступления католицизма на Россию (со времен Александра Невского и Даниила Галицкого) столкнулась с протестантской экспансией, которой потворствовал Петр I (и которая ярко была явлена в церковных новациях времен Екатерины II ), и их борьба между собой и вместе против России обнажают реальные причины и условия тех политических интриг, которые начались при Петре I и продолжались на протяжении всего описываемого Л. Анисовым периода нашей истории (да что там период, вплоть до сегодняшних дней продолжается эта черная работа. Чего стоят папские визиты в Грузию и на Украину, чего стоят действия протестантов любого пошиба в наши дни на канонической земле Православия!).

И снова скажу, что благоприятные условия для католической экспансии и протестантского прозелитизма создавались политической чехардой, но и российскими духовными нестроениями. Раскол XVII века и скоропалительные реформы Никона болезненно повлияли на состояние русской духовности. А когда к ним прибавилось остервенелое реформаторство Петра I , состояние духовной жизни народа стало критически болезненным, чем и воспользовались протестантско-католические доброхоты. Наш внутренний кризис был использован в антинациональных и антиправославных целях и надо благодарить Господа нашего Иисуса Христа за то, что даровал народу духовное выздоровление и крепость и он не принял ни католический крыж, ни протестантскую безблагодатную молельню. Надо всегда помнить, что именно эта сила духа народа останавливала Петра I и его подлинных и мнимых наследников от искушения одним махом преобразовать Православие в ту или иную форму отступничества от Писания и Предания. И, кстати, время показало, что раскол XVII века во многом усугублен был именно светской властью и зверствами Петра I . Снятие запрещения со старообрядчества в 1971 году было признанием того, что догматических разногласий не было, что мы продолжаем быть единым православным народом, что враждебные русскому народу силы находятся за рубежом и всегда готовы порадеть антинациональной власти в ее стремлении на горе народном построить собственное обжорное благополучие.

Замечательна книга Л. Анисова тем, что насыщена документами и историческими исследованиями предшественников, что делает чтение и увлекательным, и познавательным, и душеполезным. Человеческие драмы и страсти, интриги и заговоры показываются так, что начинаешь понимать не только описываемое автором прошлое, но и многое из того, что преподносит нам современная российская история. Эта актуализация делает книгу современной и злободневной, хотя автор последовательно избегает любых исторических аналогий.

И еще об одном важном деле, о котором мельком сказал в книге Л. Анисов. Мы знаем о семействе Монс, Гордонах, Лефорте, Остермане, Минихе, Лестоке и многих других, ставших известными фигурантами российской истории. Но, правильно пишет автор, мы читаем о Кукуе или Немецкой слободе, мало зная о ее возникновении, жизни и насельниках. А хорошо было бы поднять и освоить эту до сих пор не разработанную историками тему. Архивы доступны, аспирантура пока еще воспитывает ученых. Как было бы хорошо, если бы молодые историки, не ушибленные фоменкоаским вздором, освоили эту тему, чтобы лучше понять нашу историю, чтобы она продолжала быть уроком для нашей государственной смуты и национальной драмы.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама