После "Живи и помни" картины, снятой по мотивам распутинской прозы режиссер вдохновился сценарием Юрия Арабова и отправился на съемки в Тульскую область.
В основу его нового фильма положены вполне реальные события, произошедшие в Самаре в 1956 году. В народе они получили название "Стояние Зои". Эта история родом из советского фольклора такова. Героиня картины, молодая работница трубного завода, Зоя собралась весело отметить с друзьями Новый год.
Ее верующая мать была против застолья в Рождественский пост, но Зоя не послушалась. И вот гости собрались, а Зоин парень где-то задержался. Все начали танцевать, а у Зои не было пары. Обиженная на жениха, девушка сняла икону Святителя Николая и сказала: "Танцуй со мной".
На увещевание подруги не делать этого она дерзко ответила: "Если нет моего Николая, потанцую со святым Николаем. А если Бог есть, пусть он меня накажет!"
С этими словами девушка пошла по кругу. На третьем круге комнату вдруг наполнил сильный шум, поднялся вихрь, молнией сверкнул ослепительный свет. Все в страхе выбежали. Одна только Зоя застыла с прижатой к груди иконой Святителя окаменевшая, холодная, как мрамор. И застыла на 128 дней. Ее не могли сдвинуть с места, ноги Зои как бы приросли к полу. Но при отсутствии внешних признаков жизни она была жива: сердце ее билось. А кормили ее... голуби. По легенде, дежурившие у дома по ночам милиционеры слышали, как Зоя кричала: "Мама, молись, в грехах погибаем, молись!"
Это необычайное событие поразило воображение жителей маленького провинциального городка. Весть о чуде быстро разнеслась по городу, многие приходили посмотреть "Зоино стояние". И в один день Зоя вдруг ожила...
Вот такая история. Сам режиссер считает, что человек жив, пока он способен "воспринимать жизнь как чудо". Его единомышленниками в этом вопросе стали операторы-постановщики Геннадий и Александр Карюк, художник-постановщик Екатерина Татарская, продюсеры Рубен Дишдишян, Сергей Даниелян, Арам Мовсесян из "Централ Партнершип" и Юрий Мороз.
Прошкин, надо сказать, до знакомства со сценарием Арабова об этой истории ничего не знал. И до сих пор не уверен на все сто, что это правда. Потому что осталась только "тоненькая книжка, изданная церковью, в которой собраны разные свидетельства и факты по этому делу". Насколько они достоверны еще вопрос.
Но реальность истории Зои для него не так важна. Ему очень нравится этот странный сюжет сам по себе. Режиссеру интересно, как люди вообще реагируют на чудо. И в фильме мы увидим самых разных персонажей: соседей, журналистов, милиционеров, чиновников. У каждого из них будет своя точка зрения.
Прошкин сравнивает понятие чуда с рентгеном, который "высвечивает человеческие души". И жизнь героев соответственно меняется в ту или иную сторону.
Корреспондента газеты, которому приходится врать и писать всякую галиматью, играет Константин Хабенский по мнению Прошкина, артист "с сильной аурой". Представителя Комитета по делам религии Сергей Маковецкий. Зою совершенно неизвестная актриса, совсем не гламурная Мария Бурова из Екатеринбурга. Это ее первая роль. И с задачей, считает Прошкин, она справилась мы видим превращение легкомысленной девицы в осмысленное существо с проникающим внутрь души взглядом.
Конечно, широкий прокат этой локальной драме не грозит, но картиной уже заинтересовался один из ведущих российских каналов.
15.09.2008
Источник: Вечерняя Москва