Решения должны приниматься на федеральном уровне, в противном случае Соловкам будет нанесен непоправимый ущерб. Соловецкая земля полита кровью тысяч новомучеников, и любые развлекательные мероприятия, проводимые на Соловках, являются, по сути, кощунством. Удивительно, что этого не чувствует мэр Москвы Юрий Лужков, который договорился с губернатором Архангельска Ильёй Михальчуком о каком-то грандиозном строительстве на Соловецких островах. Но Соловки не принадлежат ни музею, ни Архангельску, ни московской мэрии Соловки принадлежат всей России и превращать их в источник наживы преступно по отношению к нашим детям и внукам...
Гость нашей редакции советник Председателя Совета федерации, председатель Клуба православных журналистов Александр Щипков, с которым мы беседуем о судьбе Соловков, телевидении и нравственности в политике.
Монахи не выставочные экспонаты
Александр Владимирович, расскажите о вашей поездке на Соловецкие острова.
В начале сентября группа депутатов Госдумы РФ во главе с председателем фракции "Справедливая Россия" Николаем Левичевым посетила Соловки. Мы увидели непростую ситуацию отношений между монастырем и музеем. Представители структур, связанных с музеем, считают, что Соловки должны стать международным развлекательно-туристическим центром, где будут проводиться экстремальные спортивные соревнования, фестивали бардовских песен, построят гостиницы для богатых людей, корты для их детей, аквапарки для их внуков и так далее. Монастырю же отводится роль некоего экзотического "придатка" и даже приманки: "посмотрите, мы вам живых монахов покажем". Однако, соловецкие монахи люди, а не выставочные экспонаты. У насельников обители совсем другой взгляд на будущее Соловецких остров, связанный в первую очередь, с их великим культурно-историческим значением, возрождением прежнего духовного уклада.
Совершенно очевидно, что музей на Соловках был и будет. Тем не менее, нужно находить консенсус, точки соприкосновения между интересами обители и музея. В течение многих лет решение проблемы откладывалось, а противостояние только обострялось. Понимая это, Николай Левичев предложил администрации Архангельской области два важных решения. Первое: наложить мораторий на приватизацию земли. Сейчас на Соловках идет хаотическая скупка земли под частные дачи, гостиницы и т.д., еще немного времени и процесс станет необратимым. Второе: перенести рассмотрение вопроса о будущем Соловецкого архипелага, учитывая его колоссальную историческую и духовную значимость, на федеральный уровень.
В прошлом году на правительственном уровне был рассмотрен список памятников для передачи их Русской Православной Церкви. Во время нашей встречи с наместником Соловецкого монастыря архимандритом Мефодием, последний показал документ соглашения между музеем и монастырем по передачи монастырю соловецких святынь. Однако музей не имеет права самостоятельно передавать монастырю государственную собственность.
Кощунство на святой земле
Решения должны приниматься на федеральном уровне, в противном случае Соловкам будет нанесен непоправимый ущерб. Соловецкая земля полита кровью тысяч новомучеников, и любые развлекательные мероприятия, проводимые на Соловках, являются, по сути, кощунством. Удивительно, что этого не чувствует мэр Москвы Юрий Лужков, который договорился с губернатором Архангельска Ильёй Михальчуком о каком-то грандиозном строительстве на Соловецких островах. Но Соловки не принадлежат ни музею, ни Архангельску, ни московской мэрии Соловки принадлежат всей России и превращать их в источник наживы преступно по отношению к нашим детям и внукам.
Ситуация на Соловках напоминает мне давний конфликт между верующими и властями вокруг парка Победы на Московском проспекте в Санкт-Петербурге, где в 30-е годы располагался кирпичный завод. Весной 1942 года на его базе, по распоряжению властей был создан крематорий. Хоронить тела в тех условиях не было ни какой возможности. Мало кто помнит сегодня о том, что подавляющее большинство жертв блокады, около 800 тысяч человек, было сожжено в этих печах. Пепел ссыпался прямо на землю вокруг крематория. После войны крематорий был разрушен, и на его месте началась стихийная посадка деревьев. Люди сажали деревца и привязывали к ним таблички с именами погибших родственников. Позже решением ЦК КПСС это стихийное место поклонения было превращено в парк, который назвали Московский парк Победы, поскольку рядом проходила дорога на Москву.
Около 10-ти лет назад верующие обратились в администрацию города за разрешением построить на территории парка храм. Есть проект, есть средства, но питерские власти строить храм не дают, более того, хотят открыть на месте упокоения блокадников торговый центр. Уже десять лет в Санкт-Петербурге продолжается борьба между властями и верующими. Сергей Миронов встал на сторону верующих.
На Соловках та же самая ситуация... Идешь по камням, по траве и понимаешь, что каждый клочок этой земли полит кровью наших предков. И устраивать здесь развлекательные заведения безумие. Справедливо возникает вопрос: почему обязательно на Соловках, ведь для развлечения можно найти другое место?! Да, конечно на островах масса проблем: население живет в нищете, дорог нет, проблемы с электричеством, канализацией. Часто слышишь мол, бизнес принесет деньги!
Никто не спорит, на Соловках необходимо развивать туризм, но туризм должен сочетаться с паломничеством. Поэтому в первую очередь, нужно создать условия для паломников, а затем для религиозного туризма то есть людей разной культуры, разного вероисповедания, которые едут на Соловки с целью познакомиться с историей, культурой, православной традицией.... Я не вижу ничего плохого в религиозном туризме. Не секрет: для многих религиозный туризм заканчивается обращением к Богу. И все же хотелось бы подчеркнуть, что туризм вторичен по отношению к паломничеству. Не все измеряется деньгами и выгодой. Ситуация вокруг монастыря все острее и острее. Хозяйственная проблема переросла в политическую. Все что происходит на Соловках: продажа земли, организация увеселительных, развлекательных мест оскорбляет чувства верующих, вызывает с их стороны сопротивление. Сопротивление может приобрести самые разные формы. Точно так же как ситуация вокруг парка Победы, места святого для тысяч ленинградцев, проблема Соловков приобрела политический характер. Об этом свидетельствуют открытые письма Премьеру и Президенту.
Администрация Архангельской области как-то отреагировала на обращение Николая Левичева?
Да, отреагировала. Сразу после этого Михальчук встретился с Лужковым, о чем я говорил выше.
А на федеральном уровне какие-то меры сейчас предпринимаются?
Представители общественности, включая членов Общественной Палаты, подготовили письма к Президенту и Премьеру с просьбой разобраться в ситуации. С открытым обращением Общественности читатель может ознакомиться по этой ссылке.
Не цензура, а моральная оценка
Мы знаем, что вы активно выступаете за создание Общественного совета на телевидении. Как продвигается ситуация в этом направлении?
Борьба за создание Общественного совета на ТВ с переменным успехом продолжается уже около года. Как вы помните, инициатором создания совета был Клуб православных журналистов, обратившийся с письмом к Сергею Миронову, который активно поддержал эту идею. Поскольку Миронов представитель законодательной власти, он подготовил законопроект о создании Общественного совета, который уже около трех месяцев находится на рассмотрении правительства. В свою очередь, исполнительная власть должна дать либо положительное, либо отрицательное заключение.
Жалоб на наше телевидение очень много: пишут в Общественную палату, в Министерство юстиции, Комитет по правам человека, на само телевидение. Как вы понимаете, больших результатов от таких обращений нет. В то же время, Общественный совет мог бы аккумулировать эти жалобы и по наиболее одиозным фактам выносить свое суждение. Мы против цензуры и потому речь идет не о предварительном просмотре, а вынесении суждения по факту выхода программы.
Бывает, что в высокохудожественном произведении есть жестокие сцены, оправданные творческим замыслом автора. В таких случаях совет мог бы предложить не показывать его в дневном эфире, просто для того, что бы оградить детей от насилия. Это все решаемо! Например, во Франции уже накоплен колоссальный опыт работы в этом направлении. Обращаю внимание, речь идет только об общедоступном телевидении. Нашей заботой являются, в первую, очередь дети, хотя конечно все, что не полезно им, не полезно и взрослым.
Речь идет о вещах принципиальных: о моральной оценке деятельности телевидения, а разговор об этом заставляет в целом взглянуть на нравственное состояние общества, на отношения между людьми, между обществом и государством.
Обратите внимание, не так давно собирался Международный клуб журналистов "Валдай". Когда речь зашла о деятельности США в Закавказье, Владимир Путин сказал: "аморальность в политике всегда играет в минус на долгую перспективу". В чем феномен В.Путина? В том, что он предпринял попытку внести моральное начало в большую политику. Сначала просто намекая, а потом и напрямую заявляя о необходимости опираться на нравственные ценности в политике. И если бы раньше его начали высмеивать, то сегодня, если и не поддерживают, то молчат.
После 8 августа мы живем в другой стране
Есть ли все-таки шансы создать такой совет при ТВ?
Я уверен в этом на сто процентов. Общественный совет на телевидении будет создан. Не могу сказать когда сопротивление идет очень серьезное. Против нашей инициативы выступают громкие имена Познер, Сванидзе, Гусев, Сагалаев, Зелинская, Дондурей и все те, кто ещё не понял, что после 8 августа (день начала войны в Южной Осетии прим. редакции) мы живем в другой стране стране, которая не хочет менять совесть на деньги. Теперь посмотрите кто нас поддержал: Святейший Патриарх, мусульмане, иудеи, католики, лютеране представители всех традиционных российских конфессий. На прошлой неделе 120 писателей обратились к Сергею Михайловичу с открытым письмом, в котором поддержали идею Общественного совета. После этого прошла встреча Сергея Миронова с преподавателями и студентами Литературного института имени Горького, на которой обсуждался проект закона об Общественном совете на ТВ. Фраза Миронова о том, что у России есть три союзника армия, флот и великая русская культура была встречена с восторгом. Студенты провожали его стоя и овацией.
То есть Сергей Миронов активно поддерживает инициативы православной общественности?
Да, разумеется. К примеру, два года назад православная общественность Санкт-Петербурга обратилась с просьбой помочь восстановить богослужения в Императорском Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Зайти в собор можно было только по билетам, и администрация города разрешала молиться в соборе только по большим церковным праздникам. Регулярных богослужений не было, и это прямое вмешательство светской власти в дела Церкви. Миронов встречался с приходом и дал слово, что их конституционное право на свободу совести будет восстановлено. Чтобы разрешить проблему понадобилось около года. В настоящее время Сергей Михайлович, как я уже говорил, занимается другой сложной проблемой вопросом строительства храма-памятника на месте блокадного крематория. На этом месте хотели строить торговый центр, но это тема отдельного большого разговора.
Я уверен, что нам удастся отстоять Соловки от поругания. Председатель фракции "Справедливая Россия" Николай Левичев подержал монахов, высказав предложение о моратории на продажу земли. Левичев единомышленник Миронова и я могу предположить, что мимо Сергея Михайловича ситуация с Соловками не пройдет.
Беседовал Михаил Насонов
25.09.2008
Источник: Православие на Северной земле