Drei Lerchen (Три жаворонка) – Германия
"Я чужеземка, я чужестранка,
Дайте мне с вами побыть лишь денёк"
(Старинная песня)
Приехала я к вечеру и, к моему великому огорчению, узнала, что предназначенная мне комната освобождалась только с 3-х часов ночи. А в других гостиницах сдерут с меня-иностранки втридорога, да ещё и без "отмечания" (регистрации).
Может быть, это и справедливо, не мне судить, но я никогда не смогла бы посмотреть всё то, что я уже видела, если бы мне нужно было платить такие суммы. Так вот, я помыкалась да помаялась по вологодскому вокзалу, наблюдая всякие интересные сцены. А ровно в три часа ночи меня "разместили" в столь вожделённой комнате...
О Соловках по всей Вологде никто не смог дать мне никакой информации. Вся надежда на Архангельск. До него я доехала без перипетий. Город встретил меня ласково: И тут, наконец, я узнала, что вот есть такая возможность – долететь до Соловков на самолёте. Самолёт оказался не очень дорогим для меня, и я мгновенно решила – лететь! Ещё не верилось в это счастье...
А всё, что произошло дальше, на Соловках, уже никакому реалистическому описанию не поддаётся... Скажу только, что за всё время пребывания здесь я была объята чувством какого-то необъяснимого умиления.
Что бросается в глаза, по сравнению со всей Россией, – это отсутствие грубости, так распространённой в Москве, особенно, среди продавцов. У меня там всегда шок, когда люди обращаются друг к другу со словами: "Женщина" и "Мужчина". Ведь есть такие красивые русские слова: "Сударь", "сударыня","сударушка". Думаю, что с обращения и нужно начинать воспитание уважения друг к другу.
Но здесь, на Соловках, какой-то другой мир – на каждом шагу НЕ стоят люди с пивом, с водкой; говорят все на каком-то чистом, красивом языке, все доброжелательны.
Разве что меня удивило – это что люди не здороваются, как и в больших городах.
Достоевский говорит: "Красота спасёт мир", а красота здесь не поддаётся никакому описанию, и над всем этим царит облечённый какой-то вековой силой – Монастырь. И вот ещё.
Мой любимый святой – Нил Сорский. И с тех пор, как я приезжаю в Россию, я всюду, во всех монастырях – а побывала я во многих – искала его иконку. Даже в Оптиной, даже в Кирилловском иконки не нашлось. А тут подошла я к отцу Лазарю и спрашиваю: "Есть ли?...". Он сразу мне: "А как же? Приходите, завтра получите". "Ну, – думаю, опять отговорка". Прихожу завтра, тут он мне: "А я Вас ждал. Вот Вам" – и даёт мне сразу две иконки, уже заштампованные (освящённые). Я потеряла дар ре – чи: "Сколько я Вам должна?". А он: "Да что Вы! Что Вы!".
Да поможет Господь Бог всем здесь живущим в трудах их и да успокоит он души всех тех, невинно здесь убиенных...
Ежемесячник Общины русских-липован Румынии "Зори", 01/2006
По материалам источников: Газета "Зори"