Вчера в Свято-Даниловом монастыре открылся Синод Русской православной церкви. Он рассмотрел итоги ряда последних крупных событий церковной жизни и утвердил решение Архиерейского Собора об извержении епископа Диомида из сана.
В восстановленной Синодальной палате Свято-Данилова монастыря Синод собрался после полугодового перерыва. Он обсудил множество вопросов, выслушал сообщение Патриарха о праздновании 1020-летия Крещения Руси, затронул тему, связанную с трагической годовщиной 90-летием со дня убийства царской семьи, и подчеркнул, что общество должно осмыслить жизненный путь и трагическую кончину царской семьи.
В Русской православной церкви добавились имена новых святых новомучеников архимандрита Ардалиона, священника Сергия и послушницы Марии, священника Василия.
Кроме того, была поставлена точка в знаменитом деле епископа Диомида. Синод утвердил решение Архиерейского Собора о лишении его сана за непослушание священноначалию и попытки организовать раскол в Церкви.
С сегодняшнего дня он не епископ. Он сейчас как простой монах, сказал журналистам управляющий делами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент.
Время, данное ему Архиерейским Собором для осмысления своей деятельности и раскаяния, не повлияло на решения бывшего епископа. Он не приехал, несмотря на то что его трижды приглашали, ни на Собор, ни на Синод.
Он действительно не внял голосу Архиерейского Собора, который призвал его к покаянию и прекращению раскольнической деятельности, сказал в комментарии "РГ" руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский. Собратья-архиереи из других епархий почти единогласно призвали его к этому. Но он оказался очень гордым и одновременно как бы сказать помягче боязливым человеком: обвинил в ереси весь Архиерейский Собор, но не приехал отстаивать свои взгляды. Хотя все это было прогнозируемо.
Решение принималось с высокой степенью согласия.
И на Архиерейском Соборе, и на Синоде я не видел людей, имеющих иное суждение, подчеркнул протоиерей Владимир Вигилянский.
Мы связались с известным богословом диаконом Андреем Кураевым и попросили прокомментировать возможное развитие событий.
Российская газета: Отец Андрей, это точка в вопросе епископа Диомида?
Диакон Андрей Кураев: Нет, по-моему, это начало жизни новой секты диомидовской. У нее будет бурная и скандальная история, но, к счастью, вне Русской православной церкви. Я бы хотел обратить внимание на смелое решение Собора и Синода наших мусульманских братьев. И выразить надежду, что и они смогут заняться "санацией" среди своего духовенства. Своих "диомидов" у них тоже хватает. Наша Церковь, слава Богу, проявила достаточную трезвость и здравость и однозначно объяснилась со своими "ваххабитами".
РГ: Вы учились с ним и много раз говорили, что он хороший человек. Почему на него не подействовали увещевания?
Кураев: Видимо, проявился какой-то азарт, который трудно было предвидеть в том тихом юноше-семинаристе, азарт диссидентства, романтика революции.
РГ: Были попытки примирения с ним кроме официальных?
Кураев: Ну куда дальше со времени решения Собора прошло три месяца. Три месяца все ждали и специально дважды переносили Синоды, чтобы дать ему возможность прийти в себя. Вместо этого получали все новые и новые ушаты грязи.
РГ: Насколько массовой может быть секта "диомидовцев"?
Кураев: Большинство сторонников Диомида в Церкви возмущены его поведением. С идеями согласных много, а с поведением нет. И еще любой глист не хочет выходить из организма. И Диомид сейчас неудобен "диомидовцам", ведь он показал, что его позиция ведет к расколу. А людям этого круга хотелось бы, напротив, подольше пребывать внутри Церкви и изнутри ее озвучивать подобные идеи. Диомид им испортил обед. Они его теперь призывают урезониться, но уже, конечно, поздно.
РГ: Каких шагов от него еще можно ожидать? Отлучение Патриарха это вообще какой-то карнавал напоминает...
Кураев: Самая большая глупость, которую сделал Диомид, это объявление, что он лишает сана и Патриарха, и всех епископов и приступает к исполнению их обязанностей. Митрополит всея Галактики тут уж стало очевидно, что человек неадекватен. Сегодня у меня один журналист поинтересовался: а что, кандидаты в епископы разве не проходят медицинского обследования? К сожалению, такие вопросы становятся уместными. Однако история с Диомидом полезна как некий маркер кого и куда это все может привести. А то 10 лет все уважаемые люди в Церкви говорили, что нагнетание страха перед ИНН, паспортами, компьютерами это путь к расколу, а не к гуманизации и демократизации нашей общественной жизни, и им не верили. А сейчас это стало более чем очевидно.
Источник: Российская газета