Синод лишил сана епископа Анадырского и Чукотского
Синод Русской православной церкви на своем вчерашнем заседании в Свято-Даниловом монастыре окончательно снял епископский сан с Диомида, прежде возглавлявшего Анадырскую и Чукотскую епархию. Синод своим решением подтвердил решение Архиерейского 'собора. В июне 2008 года первое после воссоединения церкви собрание всех ее епископов в отечестве и за границей приняло решение о том, что мятежный чукотский епископ лишится сана, если не принесет покаяния.
За истекшие три месяца Диомид не покаялся, не приехал в Москву, не искал встречи с патриархом.
На вчерашний Синод Диомид не явился, хотя: это была для него последняя возможность лично отстоять свою позицию перед священноначалием и объяснить свою точку зрения. В ответ на телеграмму, приглашающую его на заседание, он прислал синодальному собранию короткое обращение. В нем Диомид, прибегая к цитатам из Писания, обосновал свое нежелание появиться в "собрании нечестивых".
Пока шло заседание Синода, небольшая группа сторонников епископа в молитвенном стоянии выстроилась перед патриаршей резиденцией в Чистом переулке. Верующие знали, что заседание Синода будет происходить в Даниловом монастыре, однако они полагали, что последнее решение в Синоде остается за патриархом Алексием П.
Пресс-секретарь Московской патриархии протоиерей Владимир Вигилянский убежден, что Диомид сам загнал себя в такое положение.
"Никакие дискуссии в церкви не запрещены. Более того, все вопросы, которые в своих многочисленных письмах в интернете поднимал Диомид, в церковной среде и на церковных собраниях открыто обсуждаются. Но не в духе вражды, а в духе любви, подчеркнул пресс-секретарь Московской патриархии "Газете". К сожалению, Диомид выбрал путь противопоставления одной части церкви другой ее части. Это путь раскола. Именно в том, что он не хотел раскола, и заключалось бы его покаяние, которого от него ждал Архиерейский собор, а сейчас Синод. Но он не захотел прислушаться к голосу церкви, к голосу своих собратьев".
Лишение сана епископа не является ни анафемой, ни извержением из церкви, ни отлучением от причастия.
Вигилянский убежден, что путь покаяния открыт для Диомида: "Он монах. Он остается в церкви. Он может смиренно попросить братию об общении, поступить в любой монастырь, который готов будет его принять. Нет закрытых дверей для кающихся".
Бывший узник совести, отсидевший в советских лагерях девять лет за веру, церковный правозащитник Александр Огородников видит в решении Синода настораживающие симптомы расхождения священноначалия с церковным народом: "Диомид выражает мнения той части церковных людей, которые в глуши, в бедности, в безграмотности, но все же уповают на церковь. Они хотят быть услышанными, но с ними никто не говорит. Их не выслушивают, не отвечают на их вопросы вопросы о жизни, о вере. Они стоят на морозе, под дождем и ждут, когда же к ним хоть кто-то обернется, а мимо, не задерживаясь, идут архиереи. В церкви, как ни странно, за годы свободы площадки для обсуждения важных вопросов не появилось. Даже те, что были в подполье в советское время, теперь невозможны".
Источник: Газета