Вчера епископ Диомид был лишен сана. Решение об этом принял еще летом 2008 года Архиерейский собор. У владыки было время покаяться за грубые нападки на Священноначалие и необоснованные обвинения в ересях. Но вместо этого он предал анафеме не только ныне здравствующих патриарха и иерархов, но и дореволюционный Синод за "цареборческую ересь". "Вина" их в признании Временного правительства. Диомида не остановило даже то, что многие из проклятых им были расстреляны большевиками и прославлены в лики святых. Следующим этапом может стать отлучение его от Церкви. Но вряд ли он остановится. Скорее, создаст свою маленькую "истинно православную церковь". Их уже немало.
Бывший епископ, а ныне простой монах Диомид стал известен стране весной 2007 года, когда в интернете появилось его "Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви". В нем владыка резко критиковал Священноначалие за распространение "еретического учения экуменизма" , "духовного соглашательства (неосергианства), подчиняющего церковную власть мирской" , "оправдание и благословение персональной идентификации граждан" , "одобрение демократии вопреки церковным канонам и в нарушение соборной клятвы 1613 года". Для исправления положения Диомид требовал созвать Поместный собор (в нем участвуют и миряне, и священники).
Поначалу реакция церковных властей была сдержанной. Отмечалось лишь нарушение церковной дисциплины: "ко всем верным чадам Церкви" могут обращаться лишь Архиерейский собор, Священный синод и патриарх. Затем в Московском патриархате заговорили о том, что владыку используют люди, стремящиеся сорвать воссоединение с РПЦЗ.
В Анадырь увещевать взбунтовавшегося епископа были посланы авторитетные монахи Троице-Сергиевой лавры. Их миссия успехом не увенчалась. Но несмотря на все новые нападки, в Московском патриархате говорили, что поднятые проблемы, в частности, об отношениях с другими конфессиями обсуждаются и могут обсуждаться. Не отрицалось, что остаются спорные вопросы. Например, верят ли православные, мусульмане и иудеи в одного Бога? И уж тем более никто не запрещает говорить о церковно-государственных отношениях. Только вести полемику надо без оскорбления оппонентов, в принятых в Церкви рамках.
Но проявление терпимости на Чукотке воспринималось просто как слабость. Да и куда его "сошлешь" дальше-то? В октябре прошлого года Диомид обругал уже самого Святейшего патриарха за молитву перед терновым венцом Иисуса Христа в католическом соборе Нотр-Дам де Пари. Сам Диомид занялся откровенным популизмом: ходил в заплатанной рясе и кирзачах, клял "князей церкви в шелковых рясах и на Мерседесах".
Летом 2008-го Архиерейский собор отстранил епископа Диомида от управления епархией и постановил извергнуть его из сана, но с "отсрочкой исполнения решения". Епископу дали время покаяться, а Синоду право принять окончательное решение о его судьбе. Оно и было принято. Раскола не будет: минуло уже несколько месяцев после решения Собора, отвергнувшего претензии Диомида, и ничего не произошло. Где сам Диомид неведомо: возможно, служит где-то по квартирам.
Вчера Синод постановил: "Мирян, сеющих смуту и не подчиняющихся Священноначалию, призвать к покаянию". И предупредил, что дальнейшая раскольничья деятельность приведет к отлучению.
Источник: Известия