Ведущий протоиерей Алексий Уминский: Здравствуйте! В прямом эфире "Православная энциклопедия". Сегодня мы снова обращаемся к теме "Человек и его вера". Путь к вере у каждого свой. Как меняется человеческая жизнь, что вера меняет в самом человеке и в его отношении к тому делу, которым он занимается? Чем он должен руководствоваться, если занимает высокое положение в обществе: законами духовной жизни или чистым прагматизмом? Сегодня гость нашей программы экономист, политолог, научный редактор журнала эксперт Александр Привалов. Но в начале, как всегда, новости.
Сюжет: Придел прп. Александра Свирского в соборе Василия Блаженного
На Красной площади в соборе Покрова на Рву, больше известном как храм Василия Блаженного, после реставрации открылся один из девяти приделов. Эта церковь была освящена в честь прп. Александра Свирского в середине XVI века, спустя всего 14 лет после канонизации этого святого.
Александр Свирский стал монахом на Валааме, а после того как на реке Свирь ему явилась Святая Троица в виде трех Ангелов, создал там свою обитель. Преподобный особенно почитался царем Иоанном Васильевичем, после того, как даровал победу в одном из сражений Казанского похода.
Преподобный Александр Свирский
Елена Юхименко, главный научный сотрудник отдела рукописей Государственного исторического музея: 30 августа, в день памяти прп. Александра Свирского и день памяти Трех Константинопольских Патриархов, была одержана первая важная победа в Казанском походе. Поэтому здесь два придела. Один посвящен прп. Александру Свирскому, а другой Константинопольским Патриархам.
В иконостасе обновленной церкви прп. Александра Свирского есть несколько старинных образов преподобного. В этом году Церковь отмечает сразу три даты связанные с этим святым: 560-летие со дня его рождения, 500-летие явления святому Пресвятой Троицы и 475-летие преставления Александра Свирского.
Сюжет: Перевод Библии
"Перевод Библии как фактор сохранения и развития языков народов России и стран СНГ", так называлась международная научная конференция, которая прошла в Москве. Ее участники библеисты и филологи, историки и переводчики три дня обсуждали практические вопросы, связанные с переводом священного писания на языки малых народов.
Марианна Беерле-Моор, директор Института перевода Библии: Очень хорошо, что здесь присутствуют люди из регионов, которые сами могут рассказать о том, как влиял перевод Библии на языки малых народов и их развитие.
За 30 лет работы института перевода Библии Священное Писание было переведено на 30 языков народов России и СНГ, включая и неписьменные. Для некоторых культур именно перевод Евангелия стал первым памятником собственной национальной письменности.
Сюжет: Реабилитация Царской семьи
Спустя 90 лет после трагедии в Екатеринбурге, была реабилитирована семья последнего Российского императора. Президиум Верховного Суда постановил признать необоснованно репрессированными и реабилитировать Николая Александровича и Александру Феодоровну Романовых, а также их детей, Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию и Алексия. Такое решение Суд принял в ответ на жалобу адвокатов Дома Романовых. Обращения в различные судебные инстанции подавались более 10-и лет. Ранее они не рассматривались, так как члены семьи Романовых считались жертвами уголовного преступления. Теперь признан их статус как жертв политических репрессий.
* * *
Ведущий протоиерей Алексий Уминский: Напоминаю что тема нашей сегодняшней передачи человек и его вера. Наш гость Александр Привалов.
Александр Николаевич Привалов. Родился 31 мая 1950 года. Окончил механико-математический факультет МГУ. Работал в научно-исследовательских структурах Госплана СССР, где занимался вопросами прогнозирования и управления. В начале 90-х годов принимает активное участие в создании аналитических изданий нового типа. Был одним из руководителей журнала "Коммерсантъ", газеты "Известия", автором и ведущим телепрограмм, научным редактором журнала "Эксперт". Сейчас генеральный директор этого издания. немало публикаций Привалова были посвящены роли Православия и Церкви в жизни нашего общества. Александр Николаевич один из ведущих аналитиков страны, автор серьезных работ по экономике и политологии. Именно он в свое время ввел в оборот печатных СМИ термин "олигарх" применительно к российским бизнесменам. Сегодня сфера его деятельности достаточно широка: от макроэкономических и внешнеполитических проблем, до образования и музыки.
Александр Привалов
Ведущий протоиерей Алексий Уминский: Здравствуйте, Александр Николаевич. Давайте начнем беседу с новости последних дней о реабилитации Царской семьи. Как Вы считаете, почему этот вопрос не решался так долго?
Александр Николаевич Привалов: Мне представляется, что не решался он правильно. Ведь если бы мы говорили о реабилитации венценосных особ Европы Карла Английского или Людовика Французского, которые сложили головы по приговору какого-либо суда, там слово реабилитация имело бы свое стандартное юридическое значение. А здесь его пришлось "притягивать за уши", потому что никакого судебного решения не было, а семья Романовых и люди их окружавшие расстреляны бессудно. Поэтому, когда мы говорим о том, что произошла реабилитация, мы говорим о том, что признано законным неизвестно чье решение о расстреле.
Ведущий протоиерей Алексий Уминский: Решение Ленина прежде всего.
Александр Николаевич Привалов: Ленина, Свердлова, уральских товарищей... . Это не существенно. Оно косвенно признано законным. Ничего особенно радостного я в этом не вижу.
Ведущий протоиерей Алексий Уминский: Оно как раз не признано законным, в моем представлении.
Александр Николаевич Привалов: Оно признанно чем-то, что можно судебно опровергать.
Ведущий протоиерей Алексий Уминский: Но в таком случае, если считать убийство Николая II и его семьи чисто уголовным преступлением...
Александр Николаевич Привалов: Оно, без сомнения, политическое. И уголовное и политическое. Мне представляется, что юристы, науке которых много тысяч лет, могли бы напрячь извилины и предложить более внятную формулировку. Потому что формулировка, которую мы прочли в газетах, на мой взгляд, ставить акценты очень странным образом. И дело вот в чем. Бывает, что судебные инстанции, правоохранительные органы, принимают какое-то решение по политическим соображениям нам приятным. Но, все равно, такое решение должно настораживать, потому что они не должны принимать никакие решения по политическим мотивам.
Ведущий протоиерей Алексий Уминский:
А мне, все же, кажется, что такое очевидное решение не принималось так долго потому, что в людях этой страны укоренена долгая социалистическая память.
Александр Николаевич Привалов: Не стану спорить, но мы придали какую-то долю законности этим страшным решениям и действиям.
Ведущий протоиерей Алексий Уминский: И, тем не менее, реакция коммунистов очевидная: они просто визг подняли!
Александр Николаевич Привалов: На них не угодишь. И простое ощущение, сформулированное в русской поговорке "Чья бы корова мычала", им совершенно чуждо. Нет ощущения, что по каким-то вопросам им бы лучше помолчать, но они не одни такие, таких много.
Ведущий протоиерей Алексий Уминский: Ваше отношение к канонизации Царской семьи. Ведь этот вопрос неоднозначен и для многих верующих людей. Многие этим решением были в течение какого-то времени смущены, и не сразу согласились принять канонизацию.
Александр Николаевич Привалов: Это так, для многих, оказалось, трудно отделить канонизацию от не очень близких, но смежных вещей от политического прославления, от исторического оправдания, а ведь это разные вещи. Те люди, кто понимал, что канонизация Николая Александровича ни коим образом не означает оправдание его поступков на станции Дно, для них не было сомнения. А те, кто путал эти вещи, разобрались со временем.
Ведущий протоиерей Алексий Уминский: А каково Ваше отношение к монархической идее для России?
Александр Николаевич Привалов: Что толковать. Возвращение монархии для России, конечно, было бы полезно. Но беда в том, что разговор этот в пользу бедных. Как сказал весьма умный и расположенный к монархической идее человек, философ Иван Ильин: "Монархию нужно заслужить". Ощущение же, что наше с Вами Отечество заслужило или находится в процессе заслуживания монархии, у меня отсутствует. А что это, без сомнения, полезно для России, так никакой республиканец спорить не станет, глядя на то, что происходит.
Ведущий протоиерей Алексий Уминский: Сфера Ваших интересов экономика и политика. И, тем не менее, Вы не раз обращались к религиозной теме. Что Вас побуждает писать об этом, и насколько эта тема важна для нашего общества?
Александр Николаевич Привалов: Уточню, что я публично писал не по религиозной проблематике, а по проблематике образовательной. Образование сегодня вместе с демографией важнейшая тема в России, потому что все, что происходит в образовании, не может не интересовать сколько-нибудь сознательного гражданина. Многолетнее и очень неприличное "бодание" вокруг Основ Православной культуры вынудило меня высказаться на этот счет.
Ведущий протоиерей Алексий Уминский: Кому сегодня мешает и помогает Церковь?
Александр Николаевич Привалов: На мой взгляд, Церковь не мешает никому, и потому чрезвычайная активность, с которой она по тем или иным темам подвергается нападкам, наводит на самые странные мысли. Один из моих коллег, г-н Соколов, по этому поводу прямо говорит, что видимо бес корчит.
К счастью, к сожалению это уж у кого какие воззрения, сегодняшняя роль Церкви в России чрезвычайно невелика.
Ведущий протоиерей Алексий Уминский: К сожалению!
Александр Николаевич Привалов: К сожалению. И потому, страстные высказывания по ее поводу фактологической опоры не имеют. Они имеют какую-то другую опору, наверное.
Ведущий протоиерей Алексий Уминский: В последнее время мы все увлечены экономическими новостями. А насколько экономика связана с нравственностью, с религиозной составляющей общества?
Александр Николаевич Привалов: Мир един, и совершенно невозможно представить себе жизнь общества или отдельного человека, где разные направления деятельности огорожены непроницаемыми перегородками. И экономика, и мораль, и вера это черты одной и той же человеческой жизни, они влияют друг на друга. Отрицать это смешно, но и смешно на этом строить глубоко идущие рассуждения, потому что все со всем связано: выдели одну связь, поговори про нее полчаса, а дальше что? А есть еще 17 000 связей...
Ведущий протоиерей Алексий Уминский: Я задал этот вопрос в связи с мировым экономическим кризисом.
Александр Николаевич Привалов: С мировым экономическим кризисом сегодня связано все.
Ведущий протоиерей Алексий Уминский: Я обнаружил на нашем сайте такие новости, на эту тему высказались и митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, и представитель Ватикана, госсекретарь Ватикана кардинал Торчизо Бертони. Митрополит Кирилл, в частности, сказал: "Без связи экономики с нравственностью невозможно говорить об исцелении хронических болезней современной экономической системы". А вот слова кардинала: "Глобальный финансовый кризис доказывает неспособность безбожной политики и идеологии предотвратить социальные катастрофы".
Александр Николаевич Привалов: Мне чрезвычайно нравятся оба эти высказывания. С некоторыми оговорками, касающимися второго высказывания, я бы под ними подписался. Дело в том, что это не отвлеченные рассуждения, это прямой ход к сути событий. Ключевым признаком того экономического кризиса, который сейчас начал корежить всю планету является кризис доверия. Ведь совершенно не случайно прожженные экономисты, которые, может, никогда в жизни и лба не перекрестили, говорят именно о кризисе доверия. Деньги в мире есть, но поскольку экономические субъекты в эту политическую пору абсолютно перестали друг другу доверять, то это останавливает взаимные кредиты, без которых современная экономика не работает. Т. е. сегодняшний экономический кризис упирается прямо в нравственные проблемы! Что же до наступательного высказывания господина кардинала, я бы хотел смиренно указать, что, к сожалению, и религиозные общества оказались неспособны, сдерживать социальные бури, чего уж там...
Ведущий протоиерей Алексий Уминский:
Приходилось слышать о том, что Православие, якобы, является ретроградной религией, и поэтому в силу этой ретроградности экономика в России не может развиваться, а будь у нас более модернизированное религиозное сознание, мы бы и в экономике шли вперед. Согласны?
Александр Николаевич Привалов: Конечно, нет. Когда мне приходится слышать что-нибудь о современной религии, то просто передергивает. Прямо вчера испекли тебе религию, давай ты ей будешь пользоваться. Все эти высказывания прелестные, в обоих смыслах этого слова и относятся к той категории, что и русская поговорка "Кабы у бабушки была бородушка, был бы дедушка". Православие создало Россию, историю России, нынешнею Россию опосредовано. Говорить о том, что было бы, если бы наши предки избрали другой способ поклонения Создателю просто смешно, бессмысленно. Да, наверное, в этом выборе было то, что способствовало экономическому развитию, было то, что ему меньше способствовало и что? Это все равно как если бы говорить: если бы у меня были гены кенийские или эфиопские я бы лучше бегал марафон. Да, но у тебя их нет.
Ведущий протоиерей Алексий Уминский: Вы ввели понятие "олигарх" в наш современный язык. Мы часто слышим об этих людях: "Это наша элита, экономическая, финансовая, политическая". Что такое элита, и в какой элите нуждается наше общество? В этой?
Александр Николаевич Привалов: Нет, не в этой. Но тут, как говорил "товарищ Сталин": "Других представителей у меня для вас нет". В слове "элита" содержится момент оценки, говоря о ком-то, что они наша элита, мы, как бы, начинаем их хвалить. Хвалить их сейчас совершенно не хочется, и, по-моему, лучше использовать нейтральное слово "верхушка". Эти люди, может быть, в чем-то хороши, в чем-то плохи, но, на мой взгляд, они не выполняют главного предназначения, ради которого нация кормит элиту. Главное предназначение элиты вырабатывать стратегию будущего, все остальное вторичное.
Ведущий протоиерей Алексий Уминский: Мне представляется, что люди, о которых говорят, что они элита, должны являться нравственным камертоном для общества.
Александр Николаевич Привалов: Боюсь, что это идеализированное представление, которое, в полной мере, не воплощалось никогда. Люди "на верху" крайне редко бывают сильно нравственными, а уж все сильно нравственными не бывают никогда.
Ведущий протоиерей Алексий Уминский: Общество не должно именно такого рода ставить требование к элите?
Александр Николаевич Привалов: Должно. Общество в праве требовать чтобы элита вела себя пристойно: чтобы публично не лгали, чтобы не предавались порокам показного потребления, но этого, к сожалению, не выполняется.
Ведущий протоиерей Алексий Уминский: Какой был Ваш путь к Вере?
Александр Николаевич Привалов: Я бы о личных вопросах в эфире говорить не стал, но ничего особенного, все традиционно.
Ведущий протоиерей Алексий Уминский: Вы с детства в Православии?
Александр Николаевич Привалов: Я воспитывался в отголосках православной традиции. Мы с трудом можем представить масштаб безбожия, которое царствовало в больших городах. Сначала отголоски, а потом все возродилось, вообщем, все традиционно.
Ведущий протоиерей Алексий Уминский: Вера и политика, геополитика. Насколько, сейчас, можно говорить об их взаимосвязи. Многие говорят о слабости последнего российского императора, но, может быть, это был последний христианский политик, который относился и к внешней политике и внутренней с позиции своего личного христианства. Насколько сегодня можно об этом говорить, или это ушло в небытие?
Александр Николаевич Привалов: Думаю, что не ушло. Во всяком случае, достаточно большое количество известных в современном мире деятелей считают нужным говорить о своих религиозных верованиях, и говорить, иногда, весьма наступательным, но, боюсь, у христианских деятелей всех толков это скорее дань традиции, чем реальный движитель их поступков. Я готов поверить, что, в какой-то степени, движет вера исламскими деятелями, похоже на то. С людьми христианскими не очень похоже, потому что, например, происходящий сейчас кризис может трактоваться и с точки зрения христианских заповедей, канонов поведения, но этого никто не делает. Не потому что это трудно, это легко, а потому что они понимают это, вряд ли добавит им козырей в их политических играх, это не очень востребовано публикой.
Ведущий протоиерей Алексий Уминский: Это очень грустно. Чем дальше мы уходим от этого, тем ближе мы становимся к катастрофам и противостоянием в нашем обществе.
Александр Николаевич Привалов: Совершенно верно.
Ведущий протоиерей Алексий Уминский: Спасибо Вам большое, Александр Николаевич, за то, что Вы пришли к нам.
Сейчас пришло время нашей постоянной рубрике "Соотечественники".
Рубрика "Соотечественники"
Один из крупнейших и красивейших городов Соединенных Штатов Чикаго населен людьми многих национальностей и вероисповеданий. Религиозная жизнь здесь достаточно разнообразно; представлены здесь и Православные Церкви, но именно в этот храм Покрова Пресвятой Богородицы, который принадлежит Русской Зарубежной Церкви, и находиться далеко от центра, приезжают из разных районов города не только русские, но и верующие других национальностей.
Популярность Покровского собора объясняют его особой атмосферой, а также тем, что службы здесь идут постоянно только на церковно-славянском языке.
Долгое время основу здешнего прихода составляли семьи эмигрантов первой волны, однако, в последние десятилетия картина сильно изменилась: среди прихожан сейчас преобладают переселенцы из Советского Союза и России. Староста храма Юрий Юсупов один из них.
Юрий Юсупов, староста храма Покрова Божией Матери в Чикаго: У меня свой бизнес, занимаюсь транспортировкой разных грузов, товаров, а в храме это послушание. Справа от храма находиться обеденный зал, он был специально построен для общения, чтобы люди после службы могли приходить туда на чаепитие, разговаривать, знакомиться. Сейчас у нас строится приходская школа, пока она располагается в обеденном зале. Там дети изучают Историю Православия, Историю, Историю России, Русский язык, и Историю других религий. Надеемся, с Божией помощью, закончить в следующем году строительство нового здания школы.
Рядом с храмом резиденция здешнего правящего архиерея, одного из видных и влиятельных иерархов зарубежной Церкви, архиепископа Чикагского и Среднеамериканского Алипия. Несмотря на возраст и недуги, он продолжает активную церковную деятельность. Этот храм называют еще детищем владыки Алипия.
Архиепископ Алипий
Архиепископ Чикагский и Среднеамериканский Алипий:
Мы купили землю в 1986 году. Некоторые были разочарованы: "Купили землю, что мы с ней будем делать?".
Андрей Иванченко пришел на службу с крестницей чернокожей американской девочкой Моникой Натальей. Ее родители всю жизнь были далеки от Православия, но, в последнее время, все чаще стали заходить в Покровский собор и дочь свою решили крестить здесь.
Андрей Иванченко: Когда мы приехали сюда из Болгарии, наш епископ благословил прийти в эту Церковь. И мы с первого дня, не найдя еще себе жилья, нашли этот храм.
Восстановление церковного единства вызвало огромную радость у прихожан Покровского собора, а совместные богослужения с Московской делегацией стали настоящим праздником.
Юрий Юсупов, староста храма Покрова Божией Матери в Чикаго: Мы осознаем, что мы не осколок, а единое целое, и это отрадно.
Наша программа подошла к концу. Ее электронную версию Вы всегда найдете на нашем сайте Седмица.ру. Там же Вы узнаете много интересного из религиозной жизни всего мира. Через неделю мы встретимся снова, и я буду отвечать на Ваши вопросы. Часто человек верующий чувствует себя одиноким среди родственников, сослуживцев, друзей, знакомых. Почему так происходит, и чем можно помочь в этой ситуации поговорим на следующей неделе.
Всего Вам доброго. Храни Вас Господь.
Источник: Седмица. ру