ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Колокольня-памятник

Евгения Кириченко :: 21 февраля 2006

Желая увековечить начало новой эпохи в истории старообрядчества, члены Рогожской общины решили в соответствии с древней русской традицией строительства церквей "иже под колоколы" возвести в ознаменование поворотных в истории старообрядчества событий церковь-колокольню. На объявленный в сентябре 1906 г. Всероссийский конкурс, вызвавший широкий резонанс, поступило 28 проектов. Предыстория колокольни-памятника позволяет понять значение, придававшееся самому факту ее строительства. Колокольне предстояло стать общепонятным символом торжества древнего православия, отстоявшего себя в жестком длительном противостоянии с официальной церковью, закрепленном в манифесте о даровании свобод, в числе которых значилась и свобода совести.

Телеграмма императора Николая II, отправленная 16 апреля 1905 года московскому генерал-губернатору в канун Пасхи, положила конец более чем двухвековому многострадальному прошлому старообрядчества, став исторической вехой, началом эпохи относительной свободы вероисповедания. Указ императора, знаменательный как вестник грядущих перемен, касался самой могучей ветви старообрядчества с центром на Рогожском кладбище в Москве. Годом позже, 17 октября 1906 г., был объявлен манифест, распространявший права, дарованные Рогожскому кладбищу, на общее положение в стране.

Манифестом провозглашалось преобразование государственного строя "на незыблемых началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов". Старообрядцы получили право создавать общины и сооружать здания, имеющие видимые признаки православных церквей и колоколен. Благодаря манифесту у старообрядцев Рогожского кладбища впервые появилась возможность превратить храмы, официально имевшие статус часовен, "в кафедральные и первопрестольные для всего русского старообрядчества, приемлющего священство белокриницкой иерархии".

К моменту запечатания алтарей на Рогожском кладбище действовали три храма, протянувшиеся цепочкой с севера на юг. Первым сразу же после возникновения кладбища в 1771 г. был построен деревянный храм Николы чудотворца, в 1776 г. переведенный в камень. Уже облик первого из Рогожских храмов продемонстрировал мироощущение и самочувствие заказчиков, воссоздавших в строении тип самого представительного и торжественного православного пятикупольного соборного храма. Ту же стратегию, призванную представить истинность старой веры, храмостроители Рогожского кладбища продемонстрировали и в следующем строительном начинании при сооружении храма Покрова Пресвятыя Богородицы. Составленный для него в 1792 г. Архитектором проект, воссоздавая тип православного соборного храма, своими гигантскими размерами существенно превосходил главный собор Москвы и России – Успенский собор Московского кремля. Древний собор имел всего 17 сажен в длину и 12 в ширину, тогда как размеры Рогожского храма составляли соответственно 25 саженей в длину и 15 в ширину.

Символика подобного действия, очевидная для старообрядческого сообщества, не осталась тайной для официальной церкви. Митрополит новгородский и петербургский Гавриил справедливо усмотрел в подобном действии стремление старообрядцев размерами и обликом храма представить первенствующее значение и истинно православный характер своего вероучения, или, как писал митрополит, они взялись строить церковь, "превышающую пространством и огромностью Успенский собор... чтобы огромностью сего храма унижать первую в России церковь в мыслях простого народа, а особливо в преклонных к расколу усилить к ним уважение". Десятилетием позднее, в 1804 г., на Рогожском кладбище появился еще один, зимний храм – во имя Рожества Христова, сооруженный по проекту архитектора Жукова.

После возведения Рожественской часовни архитектурный ансамбль Рогожского кладбища с его тремя храмами обрел архитектурную организованность и целостность. Сформировался комплекс, соединявший в себе обязательную для классицизма симметрию, бывшую в XVIII – первой половине XIX в. непременным атрибутом прекрасного, с древнерусской традицией гармонии равновесия и подобия разнохарактерных элементов и объемов.

Боковые, меньшие по размерам, храмы не похожи друг на друга по облику и композиции, но идентичны по расположению и примерно равны по высоте.

Это впечатление архитектурно организованного ансамбля, производимое главной по композиционному и смысловому значению группой сооружений Рогожского кладбища, подтверждает ее изображение на гравюре середины XIX столетия.

На середину XIX в. пришелся едва ли не самый тяжелый период в жизни Рогожского кладбища. Он совпал с царствованием Николая I, начальными годами царствования Александра II и пребыванием на московской кафедре митрополита Филарета.

В обстановке обострения отношений двух церквей, воспользовавшись переходом одного из священников Рогожского кладбища в единоверие, насильно отобранный у старообрядцев Рогожского кладбища Никольский храм был освящен митрополитом Филаретом в единоверческую церковь под предлогом того, что отступившие от старообрядчества имеют право на часть кладбища. Таковы истоки трагедии. В феврале 1856 г. специальный Комитет, признав "обвинения, возведенные на Рогожских раскольников в публичном оказательстве ереси доказанными", принял решение "запечатать алтари", что и было исполнено 7 июля 1856 г. Алтари двух храмов Рогожского кладбища простояли опечатанными 49 лет. Желая придать храмам Рогожского кладбища соответствующий их истинному значению статус, а главное – увековечить начало новой эпохи в истории старообрядчества, члены Рогожской общины решили в соответствии с древней русской традицией строительства церквей "иже под колоколы" возвести в ознаменование поворотных в истории старообрядчества событий церковь-колокольню.

На объявленный в сентябре 1906 г. всероссийский конкурс, вызвавший широкий резонанс, поступило 28 проектов. Представители общины постановили строить колокольню по удостоенному второй премии проекту архитектора Ф. Ф. Горностаева. Закладка ее состоялась 20 апреля 1908 г., а уже через полгода на колокольню были подняты колокола весом в 1000, 360 и 200 пудов.

В сентябре 1909 г. на куполе колокольни был водружен крест. 18 августа 1913 г. колокольня с церковью Воскресения Господня была торжественно освящена.

Рассказ о предыстории колокольни-памятника позволяет понять значение, придававшееся самому факту ее строительства. Колокольне предстояло стать отлившимся в архитектурные формы, доступным восприятию всех общепонятным символом торжества древнего православия, отстоявшего себя в жестком длительном противостоянии с официальной церковью, закрепленном в манифесте о даровании свобод, в числе которых значилась и свобода совести.

Проект колокольни-памятника выразительно представлял историческое значение увековечиваемого события и роль Рогожского кладбища в истории старообрядческой церкви.

Девиз конкурсного проекта Горностаева "по-старинному" не был пустой фразой. Он афористически выразил идею, руководствуясь которой создавался этот уникальный памятник. Причем понятие "по-старинному" приобрело в интерпретации зодчего широкий смысл. В него вкладывалась христианская традиция, начиная от истоков, и сравнительно недавняя старина. Последнее относилось, прежде всего, к выбору места для колокольни в ансамбле Рогожского кладбища.

Оно определилось на первом же заседании Строительного Комитета 25 июля 1906 г., когда решено было соорудить ее посередине между холодным летним и теплым зимним храмами к западу от обоих сооружений, создав целостный величественный ансамбль.

Отчасти подобное решение Строительного Комитета можно объяснить желанием восстановить на Рогожском кладбище нарушенную передачей Никольского храма единоверцам целостность архитектурно организованного симметричного ансамбля. С возведением колокольни возрождались трехчастность и симметрия храмового комплекса. Однако благодаря изменившемуся композиционному приему главенствующая роль в обновлявшемся ансамбле переходила теперь к колокольне. Оба храма – Покрова и Рожества Христова, обретшие статус соборов, оказались, таким образом, стоящими по обе стороны от колокольни, а она благодаря своему срединному положению превратилась в центральное звено ансамбля, его содержательную и структурную доминанту.

Но таким расположением колокольни возрождалась и более глубокая, бытовавшая еще в Древней Руси традиция. Схема обновленного ансамбля Рогожского кладбища отсылает к композиции главной площади Московского государства – Соборной площади в Кремле, где по сторонам колокольни Ивана Великого, к северо-западу и к юго-западу от нее, размещались Успенский и Архангельский соборы. Трехчастная композиция с колокольней, фиксировавшей главную ось и придававшей законченность ансамблю, утвердилась в древнерусском зодчестве в практике строительства приходских храмов, один из которых использовался, как это было и на Рогожском кладбище, в качестве зимней, а другой – в качестве летней церкви.

Примеры таких ансамблей в Ярославле, Суздале и других крупных религиозных центрах за пределами столиц были хорошо известны любителям русской старины в начале прошлого столетия. Наряду с общей схемой ансамбля композиция колокольни, каждый ее элемент, наполнены глубоким символическим смыслом. В допетровское и в дониконовское время в богословском и народном сознании бытовало представление о Русской земле как образе "земли обетованной", Царства Небесного, Нового Иерусалима, Нового Израиля. Оно воплощалось в архитектурных образах и в структурах русских городов, прежде всего столиц Древней Руси и ее крупнейших центров – Киева, Новгорода, Владимира, Москвы, в монастырском строительстве. Превратить Кремль Москвы в Новый Иерусалим мечтал Борис Годунов. Единственным памятником этого грандиозного, но не осуществленного замысла осталась колокольня Ивана Великого. Второй, самый известный пример воплощения подобного рода замыслов – "подмосковная Палестина" патриарха Никона. Ему удалось воплотить в жизнь поразительный по размаху проект создания святых мест во образ святых мест Палестины в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре под Москвой. Главный собор монастыря и его колокольня были возведены по плану, размерам и подобию храма Воскресения Господня (Гроба Господня) в Иерусалиме.

Идея обустройства архитектурно организованного пространства России во образ святых мест Палестины и создания Нового Иерусалима не умирала и в Синодальный период. Памятуя о символике и значении Ивана Великого в ансамбле и панораме Москвы, Петр I принял закон о запрещении строительства храмов и колоколен, превосходящих по высоте кремлевскую колокольню.

Как только появилась реальная возможность, старообрядцы приступили к созданию своего Нового Иерусалима в противовес Новому Иерусалиму Никона и в осуществление не реализовавшейся из-за трагических исторических обстоятельств дониконовского Нового Иерусалима в Московском Кремле.

Причем следует отметить, что в общемировой, а не только в христианской традиции подражание определенным прототипам могло выражать как родственные идеи, так и их противопоставление, соревнование и даже несогласие с ними. Именно так обстояло дело в храмовом строительстве новообрядческой и старообрядческой церквей со времени раскола XVII в.

С этого периода следование общим для разделившихся ветвей идеалам Древней Руси в старообрядческом строительстве могло носить характер воссоздания знаковых сооружений, воздвигнутых как до раскола, так и в рамках новообрядческой церкви.

Обе эти разновидности архитектурного творчества представлены в старообрядческом церковном строительстве начала XX в. Тому примеры – Успенский собор на Апухтинке в Москве, в облике и интерьерах которого были воссозданы зримые примеры Успенского собора в Московском Кремле, и колокольня–памятник Рогожского кладбища.

В ее облике, композиционных приемах, размерах, отдельных деталях присутствуют переклички со всеми наиболее известными в России сооружениями, выражавшими средствами архитектуры идею Нового Иерусалима.

Традиция возведения городов, храмов, монастырей во образ святых мест Иерусалима восходит к Византии, ко временам первого христианского государя Константина Великого. На Руси она начала укореняться после введения христианства, когда Киев стал обустраиваться во образ Иерусалима и Константинополя.

Столица Византии Константинополь – Второй Рим – еще один великий символ, выражавший идею духовной связи Древней Руси с первым христианским государством мира. После захвата Константинополя турками оставшееся единственным независимым православным государством Московское княжество увидело в этом факте выражение выпавшей на его долю великой миссии стать вселенским оплотом православия, афористически воплотившейся в формуле "Москва – Третий Рим".

"Уже в X веке постройкой и освящением знаменитой Десятинной церкви Успения Пресвятой Богородицы Киев, подобно Константинополю, посвящал себя Царице Небесной. 11 мая 330 года равноапостольный император Константин Великий посвятил свою новую столицу Богоматери, что было отмечено в греческом месяцеслове как праздник "Обновления Царьграда", на тот же день, 11 мая (по другим источникам – 12 мая) равноапостольный князь Владимир назначил освящение Десятинной церкви, повелев внести это событие как праздник в месяцеслов русский".

Журнал "Церковь", выпуск 7, 2005

По материалам источников: Журнал "Церковь"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама