В статье использован материал частных фольклорно-этнографических экспедиций в старообрядческие деревни Суходол, Удельная, Починок и Горный Шумец Юринского района Республики Марий Эл, 1987 года и экспедиций в рамках проекта "Фольклорно-экологические экспедиции по республике Марий Эл. 2004 г.", частично поддержанного в рамках Целевой программы "Развитие этнокультурных и межнациональных отношений в Республике Марий Эл (2004-2007 гг.)" Министерством культуры, печати и по делам национальностей РМЭ.
Информанты
Чекурина Нина Михайловна, 1938 г. рожд., Лизавета Ивановна Кривкова, 1922 г. рожд., Чеснокова Екатрина Ивановна, 1924 г. рожд., Пюкшина Анастасия Николаевна, 1924 г. рожд. (деревня Починок), Маргарита Апасеева (деревня Горный Шумец), Вера Махова и Анна Арсентьевна Самсонова, 1926 г. рожд.(деревня Удельная), Анатолий Кириллович Лобанов, 1913 г. рожд. и Клавдия Леонтьевна Кузьминова, 1916 г. рожд. (деревня Суходол).
Основная часть информантов принадлежит к федосеевцам (беспоповцам). В деревне Починок более тяготеют к "белокриницкому" согласию старообрядчества. Оказавшись на противоположном берегу Волги, в городе Козьмодемьянске, охотно посещают старообрядческую церковь и даже настаивают на том, чтобы их крещеные ими самостоятельно (дома, в новом тазу) дети обязательно были помазаны миром церковным батюшкой, хотя бы и в никонианской церкви (в близлежащем поселке Юрино) и воцерковились в общий христианский мир.
В деревне Починок община, которая сама себя называет "Прощеные старухи", состоит из 5-6 женщин пенсионного возраста. Все прочие староверы, сохранившие обычай отцов, ежедневно утром и вечером кладут "начал" (определенное количество земных поклонов и молитвы) и читают у себя дома старопечатные "священные книги". Помимо "Писания" и "Псалтыря", у староверов здесь много книг с поучениями, житиями и для детского чтения, чтобы приобщать к чтению по-старославянски своих детей.
История
Юринский район РМЭ, как и соседняя Нижегородская область, с 17 века, с начала церковного раскола и гонения на противников церковной реформы патриарха Никона, остаются как бы заповедником старообрядчества, где люди целыми семьями и деревенскими общинами спасались от физического уничтожения среди нетронутых лесов и, соответственно изначально были заинтересованы в незыблемом сохранении первозданного экологического ландшафта. При строительстве водохранилища Чебоксарской ГЭС, с 70-х годов ХХ века, большинство сельских общин были отселены из деревень на берегу Волги в насильственном порядке. Многие гектары пойменных лугов и лесов и населенные пункты уничтожены бульдозерами к середине 80-х годов. Отселение происходило беспорядочно, с нарушением целостности общинных связей, чаще всего к родственникам в других деревнях. При этом была изъята из процесса воспитания учащаяся молодежь и подростки с 14-15 лет: в районе нет учебных заведений среднего и высшего звена, для продолжения образования фактические наследники старообрядческой культуры с 70-х годов вынуждены были покидать родину, уезжая в Чебоксары, Нижний Новгород и Йошкар-Олу.
Воспитание в семьях традиционных староверов базируется на незыблемом соблюдении основных десяти заповедей христианства. А также на исключении, по возможности, из жизни юного поколения таких негативных явлений как неподобающее поведение старших, пьянство, брань, богохульство, чудовищные химеры телевидения и кино, праздная полиграфия, небрежность в одежде, халтурное отношение к работе, варварское и хамское отношение к делам рук человечески и к природе.
"Вино"
В традиции староверов не напиваться допьяна, то есть до "потери образа Божия". У юринских старообрядцев федосеевского толка "белым вином" называется водка, а пива и прочих алкогольных напитков они предпочитают избегать – встречается только на свадьбах. Там же допускается исполнение скабрезных частушек и жестоких романсов. На свадьбах также не допускается присутствие детей и неженатой молодежи, "дабы щадить их целомудрие". На поминках пить вино не принято. В престольные праздники чаша с красным вином пускается по кругу.
Полное отрицание мата
В Починке много алкоголиков и матершинников, но это все "вероотступники" и "пропащие". Работы нет, все живут только на пенсиях стариков, дарах леса, огорода и Волги, практически все мужики – охотники и рыболовы. Мат отрицается как богохульство. Женщина, матерясь, "закрепляет своих детей", – то есть делает их непутевыми и несчастливыми в дальнейшей жизни.
Традиционная культура (фольклор)
Календарный фольклор и протяжные песни на голоса поются до сих пор, но больше для фольклористов. В старину эти формы были тесно связаны с пространственными параметрами ландшафта и, возможно, служили его сохранению во времени. Староверы, в сущности, единственные среди русских поселенцев сохраняют все формы старинного обрядового фольклора и лирику: гонение церкви на фольклор отсутствует. По глубокому убеждению всех информантов, "веселиться – не грех", это спасение от уныния и способ поднятия коллективного духа в любых важных делах. Хороводы и гулянья молодежи на горе, называемой в Починке "Сиёньева-гора", происходили вплоть до 60-х годов ХХ века. В настоящий момент гора захламлена, молодежи в деревне практически нет.
Страх смерти
Полностью отсутствует. Принято готовить "снаряду" (одежду, в которой положат во гроб: рубашка, сарафан, плат, лапти из липового лыка) с молодости и поясок с крещения (пояс на старовере должен быть с самого крещения постоянно, он прячется под верхней одеждой и представляет собой тесьму, веревочку или цветной шнурок), и саван – обязательно должен быть, без него "прощеные старухи" отпевать отказываются. Мать шьет сыну полную снаряду и саван, когда тот идет в армию и дает с собой. Дома снаряду хранят в клети, в отдельном сундуке. В старину заранее заботились и о гробе, обязательно должен быть долбленый из целого дерева. Так, у Лизаветы Кривковой гроб долбленый приготовлен в сенях. В близи Починка до 80-х годах была деревня Липовка, в ней была самая крупная старообрядческая община – "там все конца света ждали, прямо у каждого гроб в сенях долбленый, спали в них днем от жары". (Чекурина Н. М.) (Подготовка к смерти, возможно, отодвигает страх перед ней). На кладбище после похорон ходить не принято: место считается нечистым. Но молятся об упокоении души обязательно.
Поведение детей, молодежи
Аномальное поведение детей не приветствуется. Говорить принято громко, но просто и по делу. К взрослым обращаться с почтением. В году есть специальные празднества, когда любое аномальное поведение прощается как "обычай": святки (раскатывают поленницы, рядятся, попрошайничают, угощают вином, рассыпают деньги и зерно, примораживают двери и т.д.), на Масленицу (то же), на свадьбе и с момента получения повестки рекрутам, пока гуляют. В этот момент практически любые бесчинства и пьянство по деревне прощается, в том числе пение матерных и скабрезных частушек, топтание огородов, драки, ломание заборов.
Главный мотив воспитания – это сохранение и передача отцовской традиции, любовь к родной местности, как к незыблемому дому для тела и души, которое подарено Богом, и надо сохранять его в красоте и чистоте, без разорения. Зачистка территорий под водохранилище была воспринята местным населением как сатанинская деятельность. Многие старики и старухи уходили в подпол снесенных домов на побережье Волги и оставались там жить на натуральном хозяйстве, разводили коз, копали огород. Год за годом, – пока государство решало: поднять ли водохранилище на 68-ю отметку.
В семейных рассказах сохранилась масса быличек и свидетельств о таких "упорных". В частности – о легендарной Тоне Марининой 1909 года рождения из деревни Бардицы, которая до 90 лет жила в землянке на месте снесённой деревни, доила коз, косила траву, а когда к ней приходили бродяги и странники, делилась с ними едой.
Об авторе
Копылова Марина Леонидовна, 1959 года рождения, фольклорист, член Союза писателей России, Председатель Совета Марийской республиканской молодежной общественной организации "Сретенье", в поддержку традиционной культуры и ее носителей, член Союза писателей России и Ассоциации антропологов и этнографов России. Автор 5 книг и 10 научных публикаций.