ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Нестроения остаются

Андрей Фефелов :: 17 октября 2008

В начале октября на очередном заседании Священного синода Московского Патриархата правящие архиереи Русской Православной Церкви решили поставить точку в деле мятежного Диомида, утвердив решение о лишении чукотского владыки епископского сана. Диомиду вменяется в вину "непослушание священноначалию и провоцирование раскола". На далекой Чукотке в населенных пунктах Маркове, Канчалан, Усть-Белая, Беринговский представители администрации опечатывают храмы, не пуская туда верных Диомиду прихожан и священников, ныне также извергнутых из сана. В адрес последних выдвинуты обвинения в расколе, а заодно и в расхищении церковного имущества. На полуострове публично обсуждается проблема исчезнувшей много лет назад фанеры, отправленной владыкой Диомидом в Усть-Белую для строительства иконостаса. В ситуацию оказались втянутыми местная милиция и прокуратура, несколько чукотских предпринимателей. Большая удача для церкви, что окончательное решении вопроса с Диомидом происходит без участия одиозного Романа Абрамовича, который незадолго до начала разгрома "диомидитов" покинул пост начальника Чукотки, а сейчас, получив 97% голосов, стал депутатом местного законодательного собрания с перспективой избрания его спикером и, соответственно, членом Совета Федерации. Да и сугубая удаленность от центра мятежной епархии не дает возможности поднявшейся мути распространиться на все общество.

Теперь, когда Диомид официально и окончательно стал простым монахом, казалось бы, пора всю эту неприятную историю предать забвению. Но что-то мешает пойти по такому пути наименьшего сопротивления – даже вопреки внутренней уверенности в том, что опасный для церкви инцидент действительно исчерпан. Именно это ощущение диктует необходимость произвести хотя бы беглый анализ произошедшего.

Что же это было? И каковы последствия и выводы?

Ответы на первый вопрос могут быть диаметрально противоположными. Для кого-то действия Диомида сродни самосожжению, пример мученичества за чистоту православной веры. Для других Диомид – впавший в страшный искус гордец, опасно раскачавший всю церковную ладью. Кто-то всерьез считает Диомида человеком, попавшим под влияние внешних сил, весьма заинтересованных в церковном расколе. Кто-то полагает, что его послания открывают новую страницу в жизни церкви, освобождающейся от власти "мирополитбюро".

В Москве весьма популярна особая "психологическая" версия случившегося, согласно которой епископ Диомид попросту не выдержал изоляции в тяжелых климатических условиях Чукотского полуострова и пошел "ва-банк".

Но все сходятся в одном: демарш Диомида имел довольно спонтанный характер и в этом смысле заранее был обречен. К борьбе за власть и влияние внутри церкви его поступки относятся мало, если вообще хоть как-то относятся.

Обвиняя церковную верхушку в фарисействе и бюрократизме, Диомид сам поступил как бюрократ, объяснив свое отсутствие на архиерейском Соборе в Москве при помощи некоей медицинской справки. Говорят, бывший епископ действительно болен и с трудом может передвигаться, но все же остается неясным, что им руководило: определенное толкование первых строк первой кафизмы Псалтыри, или медицинская оценка собственного самочувствия?

Но Диомид, при всей своей противоречивости, озвучил то, что занимает сегодня умы многих православных. Он вывел на свет очень сильную и глубокую тенденцию в церкви, игнорировать которую абсолютно невозможно.

Ярые сторонники Диомида любят приводить такой пример из церковной истории: "Святой Иоанн Златоуст и после троекратного приглашения на Собор для суда над ним отказался прийти. Когда после его отказов его осудили без него и запретили в служении, извергли из сана и отлучили от Церкви, то он отказался признавать эти решения. Он сказал, что готов судиться перед всем миром, но никогда не согласится на то, чтобы его судили его же противники, которых он ранее обличал. Впоследствии Иоанна Златоуста и вторым Собором осудили, но он снова не подчинился. И даже когда сам цесарь ему сказал, чтобы он ушел из храма, то он ответил ему отказом, сказав, что если он сам уйдет, то будет за это нести ответ перед Богом. Тогда цесарь, послав своих слуг, силой его изгнал и отправил в ссылку".

Но в том-то и дело, что Диомид Дзюба – не Иоанн Златоуст. И его "десять параграфов и четырнадцать подпунктов" вряд ли могли зажечь сердца людей, стать орудием расширения числа его сторонников. Однако нет никаких гарантий того, что поднятые Диомидом вопросы не будут поставлены в полный рост совершенно на другом уровне. Если в обозримом будущем на русской земле народится новый протопоп Аввакум, то собрание штатных богословов, составляющих своего рода мудрейший синедрион при Патриархате, вряд ли сможет ответить на этот вызов.

Поэтому, на мой взгляд, ситуация с Диомидом требует куда более серьезного и вдумчивого осмысления, чем то, которое предлагают нам сегодня официально. А выводы должны выйти далеко за пределы запретительно-дисциплинарных.

Источник: Завтра

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама