ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Концепция первобытного монотеизма в религиоведческих исследованиях Мирчи Элиаде

Варлаам (Горохов), иеромонах :: 30 октября 2008

Статья отражает исследования румынского религиоведа Мирчи Элиаде о изначальном монотеизме, характерном для всех народов на протяжении всей истории человечества.

Начиная рассматривать концепцию изначальности первобытного монотеизма в религиоведческой проблематике М. Элиаде, сразу необходимо отметить, что прошедший двадцатый век одновременно стал веком небывалого триумфа и крушения мировоззренческих мифов Нового времени – редукционизма и эволюционизма, в том числе и в религиоведении.

Так, популярные в начале столетия надуманные схемы "линейного эволюционизма" Г. Спенсера (1820–1903), рассматривавшего культ предков как основу религии, и "анимизма-минимума определения религии" Э. Тэйлора (1832–1917), сводившего основания всех религий к первобытным представлениям о душе и духовных сущностях, якобы возникших в ходе размышления над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций, оказались на самом деле научным тупиком.

Исследования, проведенные А. Хауиттом (1830–1908) в Австралии, показали что туземцы признают существование высших богов, хотя согласно теории Э. Тэйлора их верования должны были находиться на уровне примитивного анимизма.

Очень серьёзные теоретические аргументы против анимистической концепции Э. Тэйлора были сформулированы шотландским писателем и поэтом, литературным критиком и переводчиком Э. Лэнгом (1844–1912). В своей работе "Становление религии" (1898) Э. Лэнг ставит два важных вопроса: 1) какова природа видений и галлюцинаций, которые, по мнению Э. Тэйлора, лежат в основе представлений о душе; 2) Связана ли идея Бога, даже в ее самых ранних формах, с первобытными представлениями о духах и духовных сущностях?

Давая отрицательный ответ на второй вопрос, Э. Лэнг приходит к выводу, что главным источником религии является "вера в могущественное высшее Бытие, Творца всех вещей, Отца морали и Судию людей"[1].

Этот вывод в дальнейшем был развит католическим священником, миссионером, этнологом и лингвистом, создателем Венской этнологической школы Вильгельмом Шмидтом (1868–1954), посвятившим обоснованию концепции первобытного монотеизма свой двенадцатитомный труд "Происхождение идеи Бога". Взгляды В. Шмидта оказали значительное влияние на представление другого ученого религиоведа и историка религий, Мирчи Элиаде (1907–1986),[2] о месте Высшего Существа в первобытных верованиях.

Мирча Элиаде пишет: "Нам не представляется оправданным говорить о религиозных явлениях, двигаясь "от простого к сложному", – мы имеем в виду изложение, начинающееся с наиболее элементарных иерофаний (мана, необычное и т. д.), переходящее далее к тотемизму, фетишизму, поклонению природе или духам, потом богам или демонам и приводящее нас в конечном счете к монотеистической идее Бога. Наряду с простейшими религиозными переживаниями и представлениями, мы неизменно встречаем следы более или менее богатых религиозных переживаний и представлений, таких, например, как культ Высшего существа"[3].

Далее ученый проводит обширный исторический обзор религий, как современных первобытных, так и древних народов, свидетельствующий об изначальности монотеизма для всего человечества на заре его истории.[4].

Раскрывая религиозную природу прамонотеизма, М. Элиаде делает акцент на естественном богопознании первобытного человека: "Очевидно, – – что Небо есть воплощение трансцендентности, мощи и святости. Простое созерцание небесного свода уже дает первобытному разуму религиозный опыт. Это вовсе не подразумевает поклонение небу как части природы. Небесный свод – нечто, далее всего отстоящее от ничтожного человека и его крошечного срока жизни. Символизм его трансцендентности проистекает уже из одного осознания его бесконечной высоты"[5]. поясняет он,

Осмысляя переход архаического сознания от прамонотеизма к политеизму, Элиаде останавливается на проблеме соотношения духовного и материального, на некоем упоении первобытного человека, как и современного, одними земными ценностями и перспективами.

Элиаде замечает: "Один из главных факторов принижения Бога в глазах человека, это все возрастающее значение жизненных ценностей и жизни как таковой в менталитете человека практики. Люди вспоминают о небе и о Верховном Божестве, лишь когда им непосредственно угрожает опасность с Неба; в остальное время их набожность уходит в повседневные нужды, а религиозные действа и поклонение направлены на те силы, которые этими нуждами "владеют""[6].

Современное состояние религиоведческой науки позволяет проследить этапы перехода архаического сознания от прамонотеизма к политеизму. Вначале образ Бога в сознании первобытного человека обезличивается и сохраняется лишь в виде представления о некоей мировой духовной силе. Чтобы лучше понять это, необходимо коснуться религиозного феномена маны, характерного для жителей Меланезии. "Для меланезийцев мана – это таинственная и активная сила, которой наделены некоторые индивиды, а также обычно души умерших и все духи, – говорит Мирча Элиаде. – Грандиозный акт сотворения мира не был бы возможен без маны божества; глава клана также обладает мана; англичане покорили маори, потому что их мана оказалась сильнее"[7].

Наряду с обезличиванием Бога и превращением Его в безличную, неопределенную силу, ману, в мировосприятии первобытного человека приобретает все больший вес почитание всеобщей стихии природы. Она начинает представляться архаическому мышлению как богиня-мать, как общая родительница всех живущих.

Ученый говорит, что "благодаря ее культу человек унифицирует космос. Речь идет о конкретной связи между различными реальностями. Луна объединяется с землей и дождем посредством конкретного факта – бракосочетания Неба и Земли, оплодотворения теллурического чрева"[8].

Но нужно еще раз вернуться к рассмотрению религиозного феномена маны, а конкретно, к вопросу о ее безличности. Мирча Элиаде поясняет нам следующее: "Эта сила, хотя сама по себе и безличная, всегда связана с некоторым лицом, которое ее направляет. Ни один человек не располагает этой силой сам: все, что он не делает, он делает с помощью персонифицированных существ, природных духов или духов предков. Человек может упорно трудиться, но не заслужив благосклонности духов и не обратив в свою пользу их могущество, он никогда не разбогатеет"[9].

Здесь мы имеем дело уже с развившимся политеизмом, неотъемлемой чертой которого можно считать анимизм, тотемизм, фетишизм и, конечно, магизм. Мышление и сознание политеиста становится магическим.

В этом отношении примечательно, что "магия достигает преобладающего значения (над религией. – И. В.) в более развитых обществах. В некоторых эскимосских и корякских сообществах (с точки зрения Элиаде. – Ред.) магия распространена меньше, чем у их соседей айнов и самодийцев, которые превосходят их в культурном и иных отношениях"[10].

В дохристианском мире островком среди моря всеобщего политеизма был иудейский народ: "На протяжении всей религиозной истории Израиля Яхве представляется в виде Бога Неба, всемогущего Творца, абсолютного Владыки и "Господа Воинства", опоры царей из династии Давида, создателя всех норм и законов, которые делают возможным существование жизни на Земле. Господь – истинный и единственный Хозяин космоса. Он может все сотворить и все уничтожить. Его власть абсолютна, поэтому Его свобода действий безгранична... Яхве действительно поставил "завет" с народом, но Его верховное владычество означает, что Он способен в любой момент его расторгнуть. То, что Он не поступил таким образом, проистекает не из факта установления "завета" (ибо ничто не может "связать" Бога), а из факта Его бесконечной доброты"[11].

Собственно с религиозной историей иудейского народа Мирча Элиаде связывает выход языческого мировосприятия из тупика. "В этой борьбе, между Ваалом, с одной стороны, и Яхве – с другой, в поле зрения человека вновь были привнесены небесные ценности, противостоящие земным (деньгам, плодородию, власти), равно как и критерий качества (взращивание внутри себя веры, молитвы и любви), противостоящий критерию количества (физическому акту жертвоприношения, всезначимости ритуальных жестов)"[12].

Не будет лишним добавление о том, что Бог Библии открывается людям не столько в природе, сколько в событиях человеческой истории. "Деяния Яхве – это Его личные шаги в истории, – пишет Элиаде, – они открывают свой глубокий смысл Его народу, что был избран Яхве. Историческое событие при этом приобретает новое звучание: оно становится теофанией"[13].

Далее Мирча Элиаде говорит: "Христианство идет еще дальше в оценке исторического времени, ввиду того, что Бог воплотился, принял исторически обусловленное человеческое существование. История может быть освящена, – Illud tempus, упоминаемый в Евангелии, это однозначно определенное историческое время, когда Понтий Пилат был правителем Иудеи, но оно освящено присутствием Христа. Христианство, таким образом, выливается в теологию истории, так как вмешательство Бога в историю, и особенно Воплощение в историческую личность Иисуса Христа, имеет трансисторическую цель: спасение человека"[14].

Но библейский монотеизм, при всей своей историчности, не является чем-то изначально чуждым для человеческого сознания, он, наоборот, оживил интуитивный прамонотеизм древнего человека. Подводя итог, можно сказать, что "история религии может быть в конечном счете представлена как драма утраты ценностей и обретения их вновь и с некоторой точки зрения не было никакого перерыва в преемственности от "примитивной" архаики до христианства"[15].

Поэтому выводы Мирчи Элиаде о несводимости первобытной религиозности к простой редукции, от простого к сложному, и его гипотеза о прамонотеизме архаического человека, которую он обосновывает в своих исследованиях, посвященных религии первобытных обществ и которую мы постарались кратко представить в данной работе, думается, заслуживают тщательного изучения и анализа религиоведов. А труды Элиаде, созданные с опорой на богатый исторический, культурологический и этнографический материал, представляют огромную ценность как для религиоведческой науки, так и для всей мировой духовной культуры.

[1]Цит. по: Лекции по религиоведению: Учебное пособие / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – С. 13.

[2] Мирча Элиаде – известный румынский мыслитель, ученый-религиовед, писатель. Он жил и работал в Бухаресте, Калькутте, Лондоне, Лиссабоне, Париже, Чикаго, читал лекции во многих университетских городах Европы, общался с широкими научными и культурными кругами. Умер в Чикаго в 1986 году.

[3] Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. – М.: Ладомир, 1999. – С. 11, 38–39.

[4] "Шумерский термин (Месопотамия) для обозначения божества – дингир на самой ранней стадии обозначал небесную эпифанию: "светлый, сияющий". Будучи шумерского происхождения, Ану тем не менее стал Верховным Богом у вавилонян. В законах Хаммурапи к нему обращаются как к "Царю Ануннаки... Дьяус (санскр. Duaus – "Небо") общее слово для обозначения Высшего Бога всех арийских племен. В "Ведах" до нас дошло обращение к "Небу–Отцу", к "Всезнающему Небу"... В древних китайских текстах Бог имеет два имени: Тянь ("Небо" и "Бог Неба") и Шан-ди ("Владыка-вышина", "Владыка в вышине"). Небо следит за космическим порядком, предстает как всевидящая и законотворческая власть... Вера в Верховное Небесное Существо обнаруживается в наиболее архаичных из нынешних первобытных обществ (у пигмеев, австралийцев, огнеземельцев и т. д.". См.: Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. – С. 72–75, 71, 64–65.

[5] Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. – С. 50.

[6] Там же. – С. 130, 60.

[7] Там же. – С. 34.

[8] Элиаде М. Азиатская алхимия. – М.: Янус–К, 1998. – С. 280.

[9] Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. – С. 36.

[10] Там же. – С. 37.

[11] Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. – С. 99–100.

[12] Там же. – С. 112.

[13] Мирча Элиаде. Священное и мирское. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 73.

[14]Там же. – С. 73

[15] Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. – С. 419–420.

Источник: Богослов. ру|||

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама