Отец Всеволод, Вы столько лет размышляете над отношениями Церкви и государства. С Вашей точки зрения, есть ли в церковно-государственных отношениях какая-то мистика? Есть ли здесь какая-то загадка или, напротив, все ясно?
С богословской точки зрения все ясно, и Церковь выступает, по большому счету, с неизменной позицией уже две тысячи лет... Она не против государства, более того, она всегда стремится сотрудничать с ним. Но Церковь не может не понимать и того, что ее миссия более длительна, стабильна, нежели миссия государства, тем более конкретного государства, а таких за историю Церкви сменилось уже великое множество. При этом загадка и главное чудо заключается в том, что Церковь Божия вот уже столько веков живет и остается непобедимой при самых разных политических режимах. Несмотря на то, что были правители, прямо поставившие задачу уничтожить Церковь. Многим светским умам и сегодня выживание Церкви представляется чем-то нелогичным, какой-то временной, преходящей реальностью, которая не может не исчезнуть рано или поздно. Однако Церковь продолжает опровергать это мнение!
В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" есть один момент, который я хотела бы Вас попросить прокомментировать. В части, где речь идет о понятии "светское государство", говорится, что в условиях светского государства отношения государства и Церкви должны строиться "на принципе невмешательства во внутренние дела друг друга". Что это означает "внутренние дела"? Где пролегает грань между "внутренним" и "внешним"?
В данном случае, на мой взгляд, речь идет о Церкви не как о сообществе всех верующих или о государстве как совокупности всех людей, живущих в стране. Иначе, в самом деле, было бы непонятно, кто есть кто и кто во что вмешивается. На самом деле речь идет всего лишь об управленческих механизмах: о церковных институтах и о структурах государства. Абсолютно было бы неправильно, если бы Церковь превращалась в орган государственной власти. Точно также было бы неправильно, чтобы государство пыталось участвовать в церковном управлении. Хотим мы того или нет, Церковь и светская власть в некоторой степени иноприродны по отношению друг к другу. У них всегда будут расходящиеся цели. Будет много интересов общих, но будут и интересы различные.
Отчего так происходит?
Оттого, что государство в первую очередь заботится о земном, а Церковь о небесном. И очень часто, с точки зрения Церкви, земным нужно пожертвовать ради небесного. В том числе и такими вроде бы важнейшими вещами, как земная польза, материальные блага, сохранение мира и внешнего благополучия в государстве. Всем этим иногда ради Царствия Небесного надо пожертвовать. Поэтому в светском обществе, в котором государство не считает для себя важной миссию духовную, миссию христианскую, конечно, лучше, чтобы механизмы управления Церкви и государства были бы независимы друг от друга, дабы мирская стихия не вторгалась в ту иерархию приоритетов, которые действуют в Церкви.
Из Ваших слов получается, что гармония в отношениях Церкви и государства в принципе невозможна, что между ними всегда будут противоречия. .
Конечно, полного единства Церкви со светским государством не будет никогда.
Если мы говорим о внутреннем и внешнем, могли бы Вы привести примеры того "внутреннего" в Церкви, куда государству вторгаться не следует?
Когда мы говорим о внутрицерковных делах, мы, прежде всего, имеем в виду веру, молитвенную и богослужебную жизнь, каноническое право, церковное управление: назначение священнослужителей, создание церковных общин, регламентацию их жизни..
А если речь идет, скажем, об устройстве храма? Например, недавно в Воркутинской епархии пожарная инспекция потребовала разобрать в храме "деревянную перегородку", иконостас, потому что он, якобы, "препятствует пожарной безопасности". Это посягательство на внутреннее или только на внешнее?
Ну, это на самом деле простая чиновническая глупость. Хотя в каком-то смысле ситуация отображает разницу приоритетов. Для верующего человека святыня гораздо важнее, чем личная безопасность и вообще безопасность земной жизни человека.
Но такого рода примеры являются вторжением во внутренние дела Церкви?
Этот случай пограничный. Долг государства следить за условиями безопасности во всех местах, где находятся люди, в том числе и в частных домах, и в храмах. И верующие тоже обязаны сделать все, чтобы люди не пострадали при возможном пожаре. Но если для этого требуют убрать из храма иконостас, верующим лучше погибнуть, чем позволить мирским стихиям вторгаться в устроение святыни.
А в случае с так называемыми "культурными ценностями"? Есть, например, древние иконы, которые с точки зрения государства являются памятниками искусства и часто юридически находятся в государственной собственности. Чиновники и музейщики часто настаивают, что такие иконы нужно хранить определенным образом, при определенной температуре и что они должны находиться в музеях, чтобы быть доступными всему населению, не только православному. В данном случае есть вмешательство во внутренние дела Церкви? Или его нет?
Не думаю, что речь здесь на сто процентов идет о вмешательстве, ведь вопрос не касается внутрицерковного управления. Ведь икона может находиться не только в храме, но и в доме, еще где-то... Впрочем, определенное противоречие между верой и светскими интересами есть. Да, иногда даже лучше сохранять икону в музее, только нужно сделать при этом так, чтобы перед нею все-таки можно было молиться. Но чего абсолютно быть не должно это помещения икон в кощунственный контекст, святотатства по отношению к святыне. И вот здесь бывают случаи, когда сталкиваются светский закон и данный Богом закон. Для верующего, безусловно, приоритетен второй.
Что касается принципа отделения Церкви от государства. Само это выражение появилось во время Великой французской революции и выдумано безбожниками... Почему Церковь сегодня принимает этот принцип?
Да, это относительно новая идея на фоне человеческой истории, и сегодня эта идея оспаривается большим количеством мыслящих людей и небезосновательно. Конечно, как уже было сказано выше, можно говорить о взаимной независимости управленческих структур. Да, епископ не должен подменять собою губернатора, Синод правительство и наоборот. Но идея является разумной, только если ее применять в отношении управленческих структур. Если же понимать Церковь как совокупность самых разных людей, трудящихся в самых разных сферах жизни государства и общества, то ее уже нельзя отделить от государства. Это то же самое, что отделить от государства народ. Церковь это, по разным оценкам, от 55 до 80 процентов нашего народа. Церковь это большинство нашего народа. И государство в некотором смысле это народ, и Церковь в некотором смысле это народ. Отделить народ от народа это шизофреническая идея...
По поводу "большинства"... В официальных речах наших иерархов очень часто говорится о том, что РПЦ это Церковь большинства населения страны. Именно поэтому она должна иметь особые права в государстве, она должна иметь особые права при обращении к обществу. Но ведь возможна, и уже не раз случалась в истории, и прямо противоположная ситуация, когда Церковь окажется в меньшинстве. Если она будет в меньшинстве, значит, следуя такой логике, государство сможет делать с ней все, что хочет? Если это будет не 80 процентов, а один?
Не совсем так. Ведь мы, православные, во многих странах находимся в меньшинстве. И, тем не менее, считаем, что в любом случае к нашему мнению должны прислушиваться. Ведь государство отнюдь не имеет права делать с меньшинством "все, что хочет". Православные христиане должны иметь гарантированное право на то, чтобы устраивать жизнь своего социума так, как это велит Слово Божие и православное вероучение. Это касается и образования, и представлений об единственности истины, и наших
взглядов на устроение семьи, на устроение общества... Просто в тех странах, в которых православные христиане составляют большинство, можно ставить вопрос о том, чтобы и приоритеты всего общества, его принципы и цели приобрели, наконец, христианский характер и чтобы это было отражено в законе. Но в любой стране, в любом социуме православные христиане, как и мусульмане, как и другие мировоззренческие общности, имеют право на то, чтобы не только их частные мнения, но и их правила, их Большинство имело право на то, чтобы формулировать миссию своего общества и те законы, по которым оно живет. Но и меньшинства имеют право жить по своим принципам и правилам в своих суб-социумах. На основе такой модели веками мирно жила и развивалась Российская империя.
И все же, возвращаясь к большинству. А если большинство населения в буквальном смысле "поедет умом"? Если большинство жителей страны в определенный момент станет членами какой-нибудь суицидальной секты, что тогда? Мы тоже должны будем призывать к отражению их мировоззрения в государственных законах?
Если большинство людей у нас станет сектантами, значит, они будут иметь возможность требовать, чтобы общество жило по их принципам, ничего не попишешь... Большинство общества должно иметь право на то, чтобы его принципы были положены в основу устройства государства, политики и всех сторон жизни. Так сейчас и есть на Западе. Сторонники антропоцентризма, защищающие земные интересы человека как главный приоритет, оказавшись в некоторых странах в большинстве, грубо навязывают монополию именно своего мировоззрения всем другим, в том числе верующим людям.
И Вы считаете, что это нормальная ситуация, с которой христианам надо мириться?
Христианское сообщество должно требовать от нехристиан возможности создать свой суб-со-циум и жить по своим правилам. Если в каких-то странах общество и государство носят подчеркнуто нехристианский характер,, не смириться с их порядками можно только путем самоубийства.
Почему?
Ну, допустим, вы живете в мусульманской стране, вас 10 процентов населения, завтра вы говорите мусульманам: это будет христианская страна. Дальше у вас остается только два выхода. Это бунт или эмиграция. То же самое касается и стран "постхристианского" мира.
И все лее, ведь есть, наверное, какая-то грань, за пределами которой диалог с не-хрис-тианским государством и не-христианским обществом невозможен для Церкви?
Я думаю, что диалог должен быть всегда. Церковь за свою историю вела диалог и с римскими властями периода гонений, и с иноверными поработителями, и с гонителями-атеистами... Тот или иной диалог, те или иные взаимоотношения всегда будут иметь место. Я не вижу вообще препятствий для того, чтобы вести диалог с человеком других убеждений.-, даже с сатанистом или гонителем религии. Что может быть основанием для отказа от диалога? Ничего! Диалог, а значит, и свидетельство должны быть всегда. В истории от диалога отказывались сами гонители Церкви, потому что понимали свою неправоту. У нас нет запрета на общение с кем-то. Христос общался с Пилатом, с первосвященниками.
Это естественно для христианина быть готовым "всякому вопрошающему дать ответ с кротостью и благоговением".
А если гипотетически допустить создание у нас подлинно христианского государства. Как Вы считаете, в какой мере должна проявляться поддержка Церкви со стороны государства? Например, должно ли государство финансировать церковное образование, платить зарплаты священникам?
Когда у нас предлагают "посадить" Церковь на стабильное государственное финансирование, я всегда спрашиваю себя, а хорошо ли это? Я отношусь к этой идее с большим сомнением. В мире есть церкви, где люди, будучи устроены на должность священника или пастора, могут вообще ни о чем не думать: зарплата и пенсия обеспечены, приход будет существовать, даже если туда никто не ходит, а если приход все-таки ликвидируют, то тебя куда-нибудь гарантированно пристроят. Вывод отюда очень простой: Церковь, живущая в условиях полной стабильности, в том числе кадрово-финансовой и материальной, как и любая другая структура, в которой слишком много стабильности, очень быстро превращается в застойное болото.
Но ведь, отец Всеволод, связь здесь не такая прямая. Есть миллионы озлобленных нищих, и есть богатые, которых ничуть не испортило их богатство... Может быть, богатство это искушение, но все лее не однозначно воздействующий фактор?
Да, "в жизни всегда есть место подвигу". Можно поехать миссионером в Пакистан, можно спускаться на социальное дно и вытаскивать людей оттуда, но, к сожалению, большинство людей в условиях стабильности и предсказуемости будет опускаться на дно своего безделья и духовной расслабленности. Героев-то немного, увы!
Только свободная и независимая Церковь может по-настоящему выполнять свою миссию?
Да, и должна быть мера разумного во всем. Неправильно, когда госчиновники воспринимают Церковь как нечто среднее между "вражьим голосом" и обществом филателистов. Но так же неправильно, когда государство обеспечивает Церковь или Церковь руками государства сама себе обеспечивает стабильное, спокойное болото, в котором тепло и сыро. Второе может быть более губительным, чем первое.
В начале сентября Вы приезжали в Петербург на торжества памяти митрополита Ленинградского и Новгородского Никоди-ма (Ротова), много лет возглавлявшего ОВЦС, выступали на конференции, посвященной его наследию. Какое впечатление произвели на Вас эти памятные дни?
Хорошо, что ученики помнят своего учителя. К сожалению, часто после ухода великого человека из земной жизни ученики его "расточаются", начинают враждовать друг с другом, претендовать на единственно правильное истолкование его наследия. На конференции памяти владыки Никодима, напротив, я увидел очень трогательное единство между его учениками, между архиереями, пастырями и мирянами, которые собрались, чтобы почтить его память.
Как Вы считаете, тот подход к церковно-государственным отношениям, который был сформирован при владыке Никодиме, актуален ли сегодня, в XXI веке? Или с уходом советской власти подходы должны смениться?
Безусловно, сегодня наследие митрополита Никодима очень актуально. На той конференции я уже говорил, что один из главных уроков, который оставил митрополит Никодим Церкви XXI века, заключается в том, что ей не обязательно быть враждебно настроенной по отношению к власти. Необходимо вести диалог с властью, опираясь на поддержку народа. Мы не враги власти, точно так же, как мы не враги собственному народу. Но диалог должен быть честным, прямым, основанным на твердой верности правде Божией.
А как Вы оцениваете изменения в цер-ковно-государственных отношениях за постсоветский период? Есть ли какие-то тенденции? Меняется ли мировоззрение нашей политической элиты?
Безусловно. Перемены есть. Российская политическая элита 1998 года и элита 2008 года это очень разные явления. И нынешняя политическая молодежь гораздо лучше, чем постсоветские функционеры. Среди нового поколения политиков гораздо больше людей искренне верующих, любящих свою страну, думающих, причем думающих свободно. Очень мало осталось тех, кто, как в девяностые годы, хочет "нахапать" чего-то быстро "здесь" и удрать "туда". Так что ситуация меняется, и не в последнюю очередь это все-таки происходит благодаря нашему и вашему слову, особенно звучащему в светских СМИ. Но Моисей сорок лет водил народ по пустыне, Германия лет двадцать пять приходила в себя после нацизма и военного поражения, и у нас тоже все не будет быстро и легко. Я не удивляюсь тому, что реальные изменения состава прихожан от бабушек к молодым семьям, произошли не в 91-м году, когда все бросились рисовать на предвыборных плакатах кресты и ходить по сцене с куполами на голове... Это произошло тогда, когда действительно большое количество людей что-то по крохе стало где-то слышать, видеть по телевизору, читать в газетах, брошюрах. Это длительный процесс. Никакой религиозной "перестройки в 500 дней" не могло быть. Если бы она вдруг произошла, я бы решил, наверное, уехать на Чукотку. Потому что это кончилось бы ужасно.
А что касается конкретного "соработни-чества" Церкви и государства, о котором говорится в Основах социальной концепции", оно имеет место сегодня? Или пока это только мечты и надежды?
Есть постепенное движение в этой сфере. Но проблема в том, что на фоне уже имеющейся осторожной политической воли есть немало противодействия со стороны некоторых чиновников и части элиты. Последний пример история с тем, как попытались прикрыть церковные приюты. Был внесен законопроект, предлагавший сосредоточить всю социальную деятельность, обращенную на детей, в руках государства. На самом деле происходила борьба за деньги. Сегодня государство выделяет примерно тысячу долларов в месяц на ребенка, лишенного попечения родителей. Понятно, что в государственных учреждениях дети на эти деньги не живут. Но на эти средства продолжается настоящая охота, и охотятся прежде всего чиновники социальной сферы.
Что может сделать церковное сообщество, чтобы переломить ситуацию?
Очень важно, чтобы православные чиновники, православные журналисты, кстати говоря, они здесь сработали блестяще, православные общественные деятели не боялись все эти вопросы ставить, не боялись повредить шкурным интересам, как это очень часто делают православные.
Как Вы считаете, почему сегодня мы так мало слышим призыва не бояться из уст представителей Церкви? Ведь это христианское дело пойти и добиться справедливости...
До сих пор слишком многие считают, что это нецерковное дело. А церковное дело "молиться, поститься и слушать радио "Радонеж"" (хотя радио хорошее, я сам его слушаю и выступаю по нему). Я однажды поссорился с лидером одной православной молодежной организации, когда он сказал мне, что православная молодежь не должна заниматься политикой, а должна проводить все время в храме. Я сказал ему, что с таким подходом мы соберем вокруг себя одних маргиналов. Ставить знак равенства между церковным деланием и внутриприходской или внутримонастырской жизнью это типично советский рефлекс, отчасти еще связанный и с Синодальным периодом. Христианин должен быть христианином везде. Вовсе не всякий христианин должен быть монахом, священником или человеком, продающим церковные книги, церковное вино или церковные ювелирные украшения. Вся Россия это наш храм и пространство для нашего общественного действия. Наша Церковь это не только люди в рясах, не только люди, которые получают зарплату в церковной кассе.
Отец Всеволод, с Вашей точки зрения, можно ли прогнозировать рост гражданской активности Церкви в России в ближайшем будущем?
Зачем прогнозировать? Надо действовать! Конечно, мы можем попытаться высчитать удои "православного молока" из окружающего нас "навоза", но обычно это неблагодарные и злонравные прогнозы. Пока я смотрю на жизнь оптимистично при всем понимании того, что нас ждет Апокалипсис. А ведь, между прочим, Апокалипсис это самая радостная книга: она обещает нечто более славное, чем все плоды наших земных человеческих усилий.
Источник: Вода живая (11,08)