ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Каковы элиты, такова и эзотерика

В условиях массовой культуры оккультные знания превращаются в развлечения

Камиль Айсин :: 19 ноября 2008

В условиях массовой культуры оккультные знания превращаются в развлечения

Обратив внимание на полки книжных магазинов, сплошь уставленные книгами по эзотерике, и взглянув на сетку вещания некоторых телеканалов, мы всерьез задались вопросом о популярности оккультного знания в современном мире. С одной стороны, это книги "классиков" жанра – Елены Блаватской, Рудольфа Штейнера, Анни Безант, с другой – бесчисленные "тайны" тамплиеров, друидов и т.п. Разобраться в связи классической эзотерики и современной, а также в ее отношениях с массовой культурой нам помог Борис Фаликов – исследователь новых религиозных движений, преподаватель Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета.

– В последнее время все большую популярность на телевидении и в массовой литературе приобретают темы, якобы связанные с "тайными знаниями" древних цивилизаций. Каковы, на ваш взгляд, причины такой популярности?

– Мы живем в эпоху колоссального взрыва массовой культуры. Главный ее принцип – безостановочная поставка развлечений. Развлечение публики любой ценой ведет к бесконечному тиражированию чтива и телезрелищ. Давно уже известно, что спекуляция на разного рода тайнах способна привлекать внимание читателей и зрителей сколь угодно долго, будь это тайны жизни кинозвезд и богатеев или всякие криминальные секреты. Подавляющая часть чтива и телетрэша об этом. Но есть тайны и особого рода, имеющие отношение к вещам сверхъестественным. Эти тайны способны глубоко волновать ум, но если их подавать в сенсационно-поверхностном ключе, они могут просто развлекать. Это и используется современным масскультом, он начинает жонглировать подобными штуками – от НЛО до египетских пирамид. Чем невероятней, тем лучше.

– Именно поэтому современная эзотерика так убога по сравнению с концом XIX – началом XX века?

– Именно поэтому. В ту пору она играла довольно серьезную роль. С Еленой Блаватской или Рудольфом Штейнером спорили крупнейшие умы эпохи от Владимира Соловьева до Николая Бердяева. Почему? Потому что теософы и антропософы выражали дух времени. Они пытались ответить на важные мировоззренческие вопросы. Возможен ли синтез науки и религии? Что такое творческое воображение, способно ли оно унести ум творца за пределы чувственного опыта? Является ли прогресс абсолютной ценностью или в прошлом человечества заложено нечто непреходящее? И так далее. Как они отвечали на эти вопросы – дело другое. На мой взгляд, не слишком убедительно. Может быть, потому их труды и вызывали такие жаркие возражения. Но вы можете представить себе какого-нибудь современного мыслителя, всерьез дискутирующего с оккультным трэшем? Я нет. Другое дело, когда Умберто Эко играет с этим материалом в постмодернистском духе в своем "Маятнике Фуко".

– Что вы имеете в виду?

– Постмодернизм против иерархий. Для него масскульт – предмет дискурса на равных с высокой культурой. Эко подает оккультные тайны в их массовом изводе. Он весьма ироничен, и мы не можем всерьез воспринимать все эти тамплиерские и масонские секреты. Это интеллектуальная игра, включающая в себя и насмешку над уличным оккультизмом. Поэтому "Маятник Фуко" и не может стать бестселлером, каковым стал, к примеру, "Код да Винчи".

– Но в "Коде" тоже есть игра, как и в любом произведении детективного жанра?

– Это другая игра. Это массовое развлечение, которое предлагает всерьез отнестись к излагаемым в нем секретам, вроде того, что Иисус был счастливым отцом. Тебя развлекают с помощью каких-то вещей, в которые предлагают поверить. И публика проглатывает эту наживку. Недаром Ватикан возмутился, а гиды еще долго водили специальные экскурсии по Лувру, показывая места, где разворачивались приключения героев.

– Нынешний оккультизм в его массовом варианте распространен широко, с этим не поспоришь. Но ведь выходит огромными тиражами и классическая эзотерика. Те же Блаватская и Штейнер. И она находит своих читателей. Кто они?

– Во времена Серебряного века такими читателями были люди образованные. Мы уже об этом говорили. Хотя Мандельштам и иронизировал, что теософия – это предмет увлечения флоберовского "господина Гомэ", то есть мещанина, но и тогдашние мещане тоже имели приличное образование по нынешним меркам. Однако изменилась эпоха, и вместе с ней изменилось и звучание книг Блаватской и Штейнера. Мне кажется, что их давно перестали читать внимательно. Ведь в ходе "восстания масс" утратилась и культура чтения. По книжкам теперь скользят глазами. И труд по классической эзотерике воспринимается как набор всяких чудес, который в силу своего преклонного возраста подтверждает уверенность в их реальности. Я как-то сомневаюсь, что массовый читатель сейчас способен прочитать от корки до корки "Тайную доктрину". Нет, кто-то, конечно, читает, но для большинства она стала знаком приобщенности к тайне. Стоит себе на полочке, как и положено "священной книге", а читаются всякие журнальчики про инопланетян. Но стоять должна, отсюда массовые тиражи. Хотя мне кажется, что в последнее время спрос падает. Рынок насыщен. Требуется что-то новенькое и свеженькое. Это тоже один из основополагающих принципов масскульта – продукт должен постоянно меняться.

– Эзотерическое учение по определению предназначено для некоего круга избранных. Не кажется ли вам нынешний "бум" вокруг эзотерики в корне противоречивым?

– Да, конечно. Бердяев в свое время иронизировал в том духе, что эзотерическое становится экзотерическим, то есть открытым для всех. Жаль, он не имеет возможности посмотреть какую-нибудь телепередачу про "третий глаз". Или прочитать "Код да Винчи". Но вот что любопытно. Современные элиты имеют свою эзотерику, но она совершенно иная. Это эзотерика модных брендов. Я никогда не пойму, почему именно за эту марку часов надо платить бешеные деньги, а какой-нибудь носитель "тайного знания" с Рублевки это отлично понимает. Короче, каковы элиты, такова и эзотерика.

Источник: НГ-религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама