ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Долго ли вам хромать на оба колена?

Андрей Харитонов :: 19 ноября 2008

На прошедшей неделе вновь обсуждалась тема Голодомора – катастрофического голода, который был вызван действиями советской власти и привел к гибели миллионов людей на Украине, в России и в Казахастане. Президент России Дмитрий Медведев решил воздержаться от посещения Киева и участия в траурных мероприятиях, как он пояснил в своем письме президенту Ющенко, из-за различного подхода к пониманию тех трагических событий. Украинская сторона настаивает на термине "геноцид", который задает определенное – и исторически неверное – восприятие этого великого бедствия. Геноцид, согласно международно принятому определению, (от греч. γένος – род, племя и лат. caedo – убиваю) – "действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу". То, что происходило в СССР, и, в частности, на Украине, было в высшей степени чудовищным злодеянием, сознательным погублением множества невинных людей – но словом "геноцид" это назвать нельзя.

Действия коммунистов не были направлены на уничтожение именно украинцев; это преступление было направлено против крестьян независимо от их национальности, в роли палачей выступали коммунисты также самого разного этнического происхождения. "Хлебозаготовками" на Украине, приведшими к голоду, руководили украинцы Косиор и Чубарь, их подручными были также, в основном, местные кадры. Почему термин "геноцид" тут важен, и почему мы не можем с ним согласиться? Дело в том, что этот термин проводит границу между жертвами и палачами по этническому признаку – есть некая этническая группа, которая подвергается уничтожению, есть представители другой этнической группы, которые это уничтожение совершают. Какая национальность является жертвой – понятно; какой отводится роль палача – вслух на официальном уровне не проговаривается, а на неофициальном, увы, достаточно легко услышать что-то вроде Власне ота наша північна сусідка Росія і чинила впродовж віків геноцид проти українського народу. Да, большинство украинцев так не думают – и слава Богу – но усилия нынешних киевских властей оказываются сонаправлены именно тем, кто хотел бы внушить украинцам, что русские им не только не братья, но наоборот, злейшие враги, которые "веками совершали геноцид украинского народа".

Как на это стоило бы реагировать России? Об этом недавно сказал заместитель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин:

"В связи с темой массового голода 1930-х годов есть над чем подумать и на Украине, и в России. В Киеве должны понять, что эта трагедия касалась не только одного народа, а Москве следовало бы решительно осудить действия большевиков, которые привели к массовому голоду... Судить за это преступление уже некого – виновных, если они не раскаялись, навечно осудил сам Господь, но назвать преступление преступлением, назвать преступными те структуры, которые виновны, на мой взгляд, было бы очень полезно не только для оценки прошлого, но и для созидания достойного будущего"

Позиция России оказывается чрезвычайно уязвимой именно из-за того, что преступления эпохи большевизма не получили должной оценки. Антироссийским силам так легко возлагать на нашу страну грехи сталинизма именно потому, что у нас эти грехи на государственном уровне не были осуждены достаточно ясно. Почитание мучеников бутовских и многих других, память о всех русских людях, от лютых безбожников пострадавших, остается заботой Церкви да немногочисленных общественных организаций. Государство до сих пор остается в стороне – возможно потому, что до сих пор не определилось с тем, чьим наследником оно является, исторической России или большевистской диктатуры. Здесь и к нашему государству, и к нашему обществу уместно обратить слова пророка: долго ли вам хромать на оба колена? Кого мы признаем своими, чьими наследниками мы являемся? Тех, кто возводил храмы или тех, кто разрушал их? Мучеников за Христа или тех, кто предавал их мучительной смерти? Нам предстоит сделать выбор – не ради кого-то другого, но ради нашей страны и ради нашего будущего.

Жертвы голода – как и жертвы гонений и репрессий – должны поминаться не только затем, чтобы ответить на превратные истолкования истории кем-то из наших соседей. Мы должны их помнить, и потому что это наш нравственный долг, и потому, что уроки истории лучше учить – чтобы они не повторялись.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама