Одна из главных святынь России стала предметом спора
Старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи Левой Нерсесян через интернет призвал общественность спасти от уничтожения "Троицу" Андрея Рублева. Угрозу уникальной иконе ученый усмотрел в просьбе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II перевезти святыню на несколько дней, летом следующего года, в Троице-Сергиеву лавру. Искусствовед убежден, что столь дальнего путешествия икона не переживет, и уж тем более она не выдержит трех дней в храме, среди коптящих свечей и огромного числа паломников. В Русской православной церкви считают аргументы искусствоведа надуманными. Генеральный директор Третьяковской галереи Валентин Родионов заявил "Известиям", что решение пока не принято и никакого давления на специалистов он не оказывает.
По словам Валентина Родионова, еще 11 ноября в Третьяковке состоялось заседание Реставрационного совета с участием представителей Троице-Сергиевой лавры – "В основном ученые говорили, что состояние иконы не позволяет ее вывозить, и лишь двое сочли это возможным". Сам гендиректор Третьяковки говорит, что, прежде чем дать ответ на просьбу Патриарха, нужно решить несколько проблем. Первая из них: создание капсулы-контейнера.
– Мы уже 14 лет выдаем Донскую икону Божией Матери для поклонения верующим в специальной капсуле, которая поддерживает музейный климат, – рассказал Валентин Алексеевич. – Нужно изучить состояние покрытия дороги, Ярославского шоссе, и при необходимости отремонтировать его. А кроме того, для перевозки потребуется специальный автомобиль на мягком ходу, стоимость которого примерно 200 000 долларов. Но самое главное – мнение реставраторов: могут ли они гарантировать укрепление иконы?
Валентин Родионов сказал, что в случае положительного решения расходы должны на себя взять Церковь или меценаты.
Нерсесян утверждает: доски иконы расходятся, и их скрепить, не вызвав разрушений, невозможно, а красочные слои не выдержат изменения температуры и влажности.
– Если доски на иконе расходятся, стало быть, ее плохо, неправильно хранят, – отвечает пресс-секретарь Московской патриархии священник Владимир Вигилянский. Такого же мнения придерживается старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, протоиерей Александр Салтыков.
Сам Левой Нерсесян отмечает, что проблема вокруг "Троицы" не имеет отношения "к ставшему традиционным противостоянию музеев и Церкви", речь идет просто о "бессмысленном капризе". Однако вспыхнувшая полемика показывает – дело именно в противостоянии музеев и Церкви, людей светских и верующих. Первые считают иконы выдающимися произведениями искусства, которые должны быть общедоступны и сохраниться для будущих поколений. А это возможно только в музеях. Вторые уверены, что иконы должны в конце концов вернуться на свои места, использоваться по назначению – для молитвы. И компромиссы верующих, похоже, не устраивают. "Троица" ежегодно, на Троицу, переносится в храм Святителя Николая в Толмачах при Третьяковке. И ажиотажа среди паломников нет. Зачем отправлять ее в Сергиев Посад?
– Потому что храм в Толмачах – не ее историческое место, неродное, – объясняет отец Александр Салтыков. – А лавра – родное. И там будут десятки тысяч людей. Конечно, при любом переносе нужно сохранять условия хранения, вести научные наблюдения. Для этого нужна храм-часовня, где будут поддерживаться температурный режим и влажность. А таскать иконы с места на место неправильно, надо их передать законному владельцу.
Простые же миряне в блоге Нерсесяна пишут: "Троица" столетиями находилась в соборе, и ничего с ней не случилось. Да и другие иконы тоже. Но ведь пропала еще до революции Казанская икона Божией Матери?
– Но ведь из музеев тоже крадут, – отвечает на это отец Владимир Вигилянский. – Тысячи предметов пропали. А иконы в музеях находятся в плену, в тюрьме. Фактически там хранят краденое. Не возвращают богослужебные сосуды!
Протоиерей Александр Салтыков, напомним, искусствовед, музейный работник с 40-летним стажем, считает, что музеи не желают возвращать святыни по коммерческим соображениям:
– Если из Третьяковки убрать "Троицу", Владимирскую икону, Донскую, она станет огромным собранием преимущественно второстепенных вещей. Европейцам Шишкин не интересен. Им нужна специфика. Русская специфика – это иконопись.
Везти "Троицу" в Лавру на 3 дня или не везти – проблема не техническая. С точки зрения светских людей, каждая такая просьба Церкви – пробный шар. Ведь раз можно на 3 дня, то почему нельзя на навсегда?
Не пересушить и не трясти
Искусствовед Елена Роднина сообщает: деревянную основу иконы сначала оклеивают тонкой тканью – паволокой, затем паволоку покрывают левкасом – смесью мела и рыбьего клея, на который и наносится темперная краска. Темпера представляет собой смесь пигмента и желтковой эмульсии. Добавляется еще очень небольшое количество растительного масла. Для сохранности икон очень важно соблюдать температурный и влажностный режим в помещении. Лучшие условия: температура 20° С, влажность 50%. Левкас со временем кристаллизуется и теряет эластичность, а после высыхания становится хрупкой и сама темпера. Кроме того, различаются и коэффициенты теплового расширения у дерева, левкаса и краски. Так что при несоблюдении режима хранения икона может необратимо разрушиться. Тряска при перемещении иконы также не идет ей на пользу и способствует осыпанию краски. Больше всего от изменения влажности и температуры страдает доска. Например, деревянный Останкинский дворец закрыт в дождь, чтобы не открывать двери. ПЕТР ОБРАЗЦОВ
Источник: Известия