ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Христианская концепция времени

Ружинская И.Н. :: 02 декабря 2008

В кратком, но вдумчивом эссе специалист-историк говорит о проблеме разнородности времени и его осмысления человеком; об утрате современным миром полноты восприятия времени – времени как проекции вечности. Таинственность и глубина ощущения времени раскрывается лишь в его церковно-литургическом измерении.

Исторически сложилось так, что концепции времени всегда играли важную роль в мировосприятии человека. От интерпретации характеристик понятия "время" зависело поведение, мироощущение, мировосприятие индивида и в целом социумов. Реалии постиндустриального общества создали особую систему отношений "человек–время", где личность ощущает постоянную "нехватку времени". Информационная среда навязывает социуму жесткие стандарты успешности, непременным атрибутом которой является способность контролировать и управлять временем. Зачастую побежденный временем человек ощущает свою несостоятельность, подавленность, неуспешность в мире себе подобных.

"Чувство времени" определялось разными категориями, в том чис­ле конфессиональной принадлежностью. Пытаясь вырваться из современного "плена времени", человек ищет спасения в традиционных началах той духовности, которая являлась жизнеобразующей доминантой многих поколений его предков – религии. Результатом этого является рост числа верующих в религиозных общинах нашей страны. Верующий человек, в отличие от неверующего, имеет особое, лишен­ное "состязательности" восприятие времени. Для него время не является единым, оно разнородно. С помощью религиозных ритуалов ве­рующий человек переходит от обыденного "мирского" времени ко времени "Священному", где он общается с Богом.

Многовековая история христианства наполнила особым содержанием концепцию времени. Истинной реальностью стало обладать не земное (мирское) время, а сакральное. Вкупе они стали составлять время историческое – "историю спасения". Историческое время приобрело в христианстве стройную и линейную структуру: эпоха до рождения Христа (подготовка пришествия Христа) и эпоха после рождения Христа. Христианство восприняло из Ветхого Завета эсхатологичность, напряженное ожидание великого события – пришествия Мессии.

Новозаветное учение Отцов Церкви обновило понимание времени: время – это результат творения Бога, оно имеет начало и конец, ограниченный историей человечества. Бог создал мир, и "началось" время. Окончание его ознаменует второе пришествие Иисуса Христа. Вне этих ограничений – вечность, ибо она является атрибутом самого Бога. Такая трактовка освобождала человека от смысловой нагрузки влияния на время, ибо управлять им может только Сотворивший его. Необратимость времени в христианстве придавала многомерность самим категориям времени: прошлое (заветная традиция), настоящее (бренное время), будущее (результат воздаяния).

Таким образом, жизнь конкретного человека, как трактовали Отцы Церкви, протекала на фоне глобальной всемирно-исторической драмы – постепенного и неумолимого возвращения в Вечность. Глубина осознания этого рождала у верующих чувство единства, коллективной ответственности за происходящее, сопричастности каждого в отдельности и всех вместе всемирному значению истории человечества.

Поскольку меру времени пребывания христианина в земном мире определяла Воля Бога, то верующий должен быть готовым предстать пред судом Господним в любой момент: "...когда придет и постучит..." (Лк.. 12, 35–36). Земная жизнь – это только испыта­ние перед вечностью, поэтому не "стяжание благ", а "спасение души" должно наполнять смыслом земное бытие человека. Святоотеческая традиция гласи учит тому, что все целеполагание времени при этом – вернуть падшее человечество к тому состоянию, ради которого оно было создано – к полноте обожения.

Течение времени не прерывается земной жизнью человека. Христианин убежден, что период воздушных мытарств, определяющий, в каком состоянии до второго пришествия Христа будет пребывать душа, также не лишен градации времени. До всеобщего воскресения все: и пребывающие в "адских страданиях", и находящиеся близ Христа святые в "месте светлом, прохладном, покойном" – находятся в ожидании. Таким образом, христианин в своем ощущении времени – это человек, находящийся в состоянии постоянного ожидания, личностного и всемирно-исторического, общечеловеческого.

Но здесь нет места фатализму, ибо своими поступками верующий сам воздействует на течение времени. Каждое действие верующего влияет на будущее, что в мировосприятии христианина рождало и рождает глубокое чувство ответственности за все происходящее, сопричастности ему. "Раб Божий", так же сотворенный, как и время, не может владеть историей, но он знает конечную цель истории, знает целеполагание своей земной жизни, молится о спасении души и мира в целом.

Литургическое время определяет распорядок жизни верующего. Христианин считал, что во время богослужения время приостанавливает свой неумолимый ход, так как молящийся ощущает свою связь с вечностью. Однако молитвенность, как встреча с Богом, имеет свою дифференциацию времени. С одной стороны, верующему необходимо соотнести житейское, астрономическое время мирской жизни со вре­менем сакральным, то есть найти время для молитвы. С другой стороны, не дать суетности и поспешности мирского времени лишить нас благоговейности и благодати, приходящей от соприкосновения с Богом. Поэтому, как считали Отцы Церкви, для встречи с Богом верующий должен научиться справляться со временем, останавливать его. Время молитвы при этом определяется не объективным временем, а субъективным ощущением, "внутренним переживанием". По мнению митрополита Сурожского Антония, христианин должен учиться ощущению "времени благоговейного безмолвия от осознания Божьего присутствия", что позволит войти в благодатное молитвенное состояние и освободит человека от ощущения "давления" земного времени.

Своеобразной иллюстрацией времени в представлении верующего были иконы. Фигуры святых, их положение, выражение ликов – все символизировало мир и образ вечности. Взирая на святые образы, соизмеряя свою мирскую жизнь с дифференциацией богослужебного времени, христианин ощущал сиюминутность времени и неизбежность вечности. Потеря традиционных норм духовности, полная рационализация всех сфер бытия современного человека, заполоненного приборами контроля времени, дезориентирует личность во временном потоке. Оказавшись в этой агрессивной среде, человек пытается успеть сделать все то, что якобы должен успеть сделать для ощущения своей состоятельности и значимости. В этой гонке человек теряет не время, не годы, он теряет гармонию единства с Богом, ибо время, созданное Творцом, не от нас убегает, а наоборот, движется к нам. Христианская традиция времени непреходяща, она вне территориальных, национальных, политических и социальных границ".

Источник: Богослов. ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама