Понимание бизнеса в современной России у некоторых людей никак не соотносится с народной традицией. Существует мнение о том, что российский бизнес агрессивен и не способен к взаимодействию с культурными ценностями вообще. Хочется опровергнуть это утверждение. Бизнес в России это составляющая современной культуры и жизнедеятельности народа. Его нельзя отделить от общественной жизни, во многом именно бизнес служит показателем развития или же деградации общества. Российские предприниматели, являясь гражданами России, не могут "никак" относиться к общественной жизни, к истории и культуре народа. Те из них, кто неравнодушен, стараются либо материально поддержать культурно-массовые учреждения, либо внести свою лепту в изучение народных традиций. Некоторые бизнесмены стремятся поддерживать идеалы нравственности и добропорядочности в своих коллективах, тем самым укрепляя нашу культуру. Мы представляем вам статью Сергея Ивановича Проценко из серии "Свет Народных традиций", посвященную старчеству (начало серии опубликовано в "Ведомостях", № 42, 2005 и № 10, 2006). Этот человек создал компанию, девизом которой служит "Дело Оздоровление Мировоззрение". Каждая из этих составляющих одинаково важна для жизни компании и общества в целом.
СТАÐ×ЕСТВО
Старшее поколение в Сибири было носителем и продолжателем грамотности. А сама сибирская деревня была куда более грамотной, чем принято считать: согласно исследованиям последних лет в XVII XVIII веках элементарная грамотность охватывала здесь до четверти населения. Люди старались "не выделяться" и скрывали от властей свое умение читать и писать, полагая, что ссылка на "безграмотство" поможет избежать обременительных служб и даже спасти от наказания. Само же приобщение сибирской деревни к письменной культуре облегчалось тем, что в те времена ее население в подавляющем большинстве составляли выходцы из старообрядцев, черносошного крестьянства русского севера европейской части России, отличавшихся относительно высоким уровнем грамотности. Именно из тех краев в Сибирь была принесена традиция обучать детей у частных "мастеров грамоты". Это было актуально в силу развития товарно-денежных отношений и занятия крестьян промыслами и торговлей. Однако тяга сибирских крестьян к грамоте в немалой степени была обусловлена и духовными запросами, они вполне понимали воспитательное значение печатного слова. Поэтому здесь так ценились книги: их бережно хранили, переписывали, передавали по наследству. Коллективные чтения книг были своеобразной деревенской традицией...
"Бывало, летом, вспоминал тюменский крестьянин Николай Чукмалдин, соберутся на открытом воздухе косогора, под крышею навеса, человек 30 слушателей, мужчин и женщин. На удобном месте ставится стол, накрытый скатертью, и приносятся книги, из которых предполагается чтение... Мастерски читал дедушка Артемий, а еще лучше толковал прочитанное". Здесь же происходили дискуссии. "Терпеливо выслушает он оппонента и потом ясно и убедительно начинает приводить свои доводы, ссылаясь на книги и указывая даже страницы, где известный текст напечатан или написан. Иногда переходили на общее пение старообрядческих стихов... Все эти стихи находились в писанных сборниках и были расположены под нотами старого крюкового пения. Дедушка Артемий знал ноты хорошо и, обучив некоторых своих последователей пению, поражал слушателей этим искусством".
Задушевные разговоры, пение, чтение книг, интенсивный обмен информацией традиционно устраивались во время деревенских праздников. Вот, например, картина святочных "посиделок" у минусинских крестьян XIX века. В кухне ярко пылает в печи огонь и шумно кипит самовар гостей надо напоить чаем и накормить. В горнице собралось уже несколько стариков и старух, которые чинно сидят вокруг стола, накрытого чистой белой скатертью. Хозяина, высокого широкоплечего дюжего мужчину лет 50, все село называет не иначе как по имени и отчеству. Хозяйка, женщина еще молодая, красивая и веселая, хлопочет возле самовара. После третьей-четвертой чашки чая разговор постепенно оживляется. Старухи толкуют про свои домашние дела, старики про свои. Среди них выделяется голос хозяина, человека грамотного, получающего даже газеты. Здесь можно услышать массу важных новостей. Но главный поток информации шел "по вертикали" от старшего поколения к младшему. "Пока бабушка не спит, пойдемте, дружки, выспрашивать у ней разныя мудрости, слышится на одной из святочных молодежных посиделок в Енисейском крае. ...обступили старушку. Скажи, да скажи, бабушка, все мудрости, какия знаешь". И пошли один за другим рассказы "про старину"...
Упомянутый Николай Чукмалдин вспоминает свое знакомство в 1843 году в возрасте восьми лет от роду с мудрым сибирским стариком Артемием Скрыпой. Произошло это на одном из коллективных чтений в тюменской деревне XIX века, куда его привел отец для начала учения грамоте: "...старик высокого роста, плотно сложенный, с высоким лбом и окладистой седою бородой и таким выразительным лицом, что я помню его и теперь как живого... Все мы встали и поклонились ему низко, а некоторые старики и старухи даже до земли...". Старец ласково приветствовал пришедших, договорились о начале обучения с декабря. Прежде всего, он бесплатно своими руками смастерил для мальчика азбуку с конями и зарубками, на заглавной виньетке которой была нарисована копна сена, которая показалась юному Николаю такой милой и заманчивой, что он не знал, что и думать о таком искусстве дедушки Артемия. Потекли месяцы учебы, захватившие мальчика с головой. Урок начинался с молитвы, потом они со старцем сначала твердили азбуку, затем перешли к "ангельским складам". К концу Великого поста был изучен Псалтырь, а к Пасхе малый научился читать настолько сносно, что на этом обучение чтению семейный совет решил закончить...
Артемий Скрыпа в возрасте 55 лет был совсем седой, хотя и бодрый, и жизнерадостный по настроению. Он был грамотен, очень начитан, обладал прекрасным даром слова, и в сочетании со своими добрыми человеческими качествами оказывал громадное нравственное влияние на жителей деревни Кулаковой: "У богатых он просил пособия для бедных, а бедным помогал деньгами, делом и советом, всегда умным и всегда целесообразным. Нейдет ли у пахаря соха бороздою, обращается к Артемию Скрыпе, и он ее исправит. Нужен ли совет, когда семья завздорит, идут к его посредничеству, и он, обсудив дело с доводами текстов Священного Писания, выскажет свое решение, которое для спорящих сторон считалось непреложным. Нужны ли деньги бедняку на покупку лошади, коровы, поправку хилеющей избы он достанет у своих богатых духовных чад и поможет непременно... Умер он в шестидесятых годах... и похоронен был на старообрядческом кладбище. Вся деревня провожала его до места вечного успокоения, проливая слезы, как об отце, наставнике и благодетеле всех к нему прибегавших... Две березки, возле которых нашли приют бренные останки замечательного человека, разрослись теперь в кудрявые деревья и высоко шумят на воздухе..."
..."Не спрашивай удалого, а спрашивай бывалого", говорили в деревнях о стариках. Именно за ними признавалось право поучать других. Вообще стариков уважали за знания и многолетний труд. Их почитали, как хранителей этических и производственных традиций и опыта, от которых буквально зависела крестьянская жизнь. Самодостаточность жизненного уклада в Томской губернии, на Алтае и в других районах Сибири способствовала сохранению патриархального мировоззрения. Старики составляли наиболее авторитетную фракцию на крестьянских сходах важнейшем органе общественного самоуправления. Решения схода в Томской губернии первой половины XIX века основывалось на обычае, на "старине", и содержание решений во многом зависело от позиции "стариков". При разборе на сходах судебных тяжб они прежде всего пытались помирить тяжущихся. Если сошлись,... сельский староста велит писарю написать мировую. Но не всегда удавалось решить дело "миролюбиво", в этом случае компенсация обиженному по решению суда старейшин производилась деньгами, зерном, сеном и пр.
В некоторых уголках Сибири такой патриархальный суд сохранял свое значение вплоть до конца XIX века. Вот одно из воспоминаний 1885 года в Бийском округе: "В земской квартире, за небольшим крашеным столом заседали три почтенных, весьма рассудительных и логично мыслящих старика-судьи... Торжественное выражение их лиц не оставляло ни малейшего сомнения в том, что они всецело проникнуты сознанием важности... возложенных на них обязанностей, всей святости выпавшей на их долю задачи... Приступая к разбирательству какого-либо дела, судьи... старались действовать на совесть тяжущихся... В течение целого дня они сохраняли полнейшее самообладание и идеальную терпеливость. Ни разу никто из них ни на йоту не повышал своего голоса... тихого, ровного и спокойного, ни разу никто из них не проявлял ни малейшего признака раздражения или нетерпения..."
...И так во всем. Почтение и помощь старикам в семье, их полноценный труд в крестьянской общине, сохранение и передача потомкам жизненно необходимого опыта и мудрости, преданий старины глубокой, их решающее слово на крестьянских сходах и в судах... Перед нами целый мир былого сибирского старчества, мир богатый и значительный своим содержанием. Где он теперь? Мы живем, позабыв о традициях, "наслаждаясь" вседозволенностью технократической эры. Но не слишком ли велика цена этого забвения и вседозволенности? Нарушенное здоровье, экологический кризис, семейное неблагополучие, агрессия... Дело, конечно, не в достижениях науки и не в технике, которые даже по-своему закономерны...
Удивительно глубоко понимали мир наши предки. В свободной Сибири, которой не коснулось крепостное право, люди жили и трудились сообща, "всем миром". А про "общество", "мир" говорили: "Мир волна: что один, то и все"... Волна с точки зрения современной физики гармоничное согласованное движение. "Человеческая волна" движение, объединяющее людей на основе доброй традиции, несущей благо...
Президент Компании СТАНА™ Сергей ПРОЦЕНКО.
Подбор материала: Марина ЗВЕРЕВА.
По материалам источников: Ведомости областного Новосибирского Совета депутатов