Недавно гостем нашей редакции был заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. В разговоре был затронут широкий круг тем: от обязанности православных платить десятину до способов выживания в условиях финансового кризиса, от способности граждан самостоятельно противостоять бандитам и произволу милиции до празднования Нового года. Как всегда, отец Всеволод ответил на вопросы, читателей "Известий". Многие из них касались недавней кончины Святейшего Патриарха.
ВОПРОС: Каким вам запомнился покойный предстоятель? Как сейчас живет Церковь? Что ее ждет в будущем?
ОТВЕТ: Я благодарю Бога за то, что мне довелось работать и общаться со Святейшим Патриархом Алексием. Это была прекрасная школа. Святейший отличался совершенно уникальной культурой общения, особым вниманием к людям. Он мог плохо себя чувствовать, какая-то встреча или беседа могли быть для него малоприятны, но он всегда вел себя ровно и доброжелательно. Никогда не опаздывал. Приезжал на встречи даже из больницы. И уезжал обратно в больницу в гораздо лучшем расположении духа, с чувством выполненного долга. Срочные вопросы когда нужно было оказать кому-то поддержку, выразить солидарность решал в течение часа, даже если находился на отдыхе или на лечении. Происходила здесь или там трагедия Святейший выражал свое сочувствие буквально сразу же. Потому что всю свою жизнь воспринимал как служение. Мог потрясающе объединять людей самых разных поколений, взглядов, убеждений. Одинаково легко общался с муфтиями, кардиналами, президентами, журналистами, простыми прихожанами. И я не помню, чтобы кто-то ушел от Святейшего разочарованным, с недобрыми чувствами.
Теперь, конечно, нашей Церкви предстоит очень непростой период. Нужно в духе мира, братства, взаимной поддержки избрать нового Патриарха. Нужно отсечь всякие попытки привнести в Церковь "политтехнологии", спровоцировать в ней борьбу за власть. В Церкви, кстати, все это и не будет работать, по большому счету... Я уверен, что у нас достаточно прочности, чтобы сделать самостоятельный и достойный выбор, сохраняя мир и добрые чувства друг ко другу. Церкви то есть иерархам, клиру, мирянам нужно сегодня очень серьезно подумать о том, как сделать более эффективной нашу миссию просвещения, учительства, назидания, исцеления человеческих душ. Но не может быть, и не будет, никаких революций в Церкви! Особенно в области учения, богослужения, монашеских традиций, отношения к заслуженным, много потрудившимся людям.
в: Отец Всеволод, в России до сих пор многие храмы не подняты из руин. И в то же время мы слышим о строительстве и открытии церквей в странах очень далеких на Кубе, в ЮАР. Почему принято такое решение? И кто содержит эти храмы и священников?
о: У Церкви нет централизованного бюджета на строительство храмов и создание приходов, монастырей. Поэтому везде, где люди чувствуют себя в состоянии построить храм, они это делают. К сожалению, немало наших активных соотечественников сейчас живет за пределами России. И часто получается так, что они в большей степени способны сорганизоваться и построить храм, чем жители среднерусских областей. Люди за рубежом очень энергично ищут деньги, причем в самых разных местах. В основном жертвуют представители крупного бизнеса. Иногда помогают более-менее состоятельные русские семьи из разных поколений эмиграции. Где-то помогают местные церковные и светские власти, выделяют храмовые здания. Например, так сделали Католическая церковь в Неаполе, Лютеранская церковь в Осло. Но, как правило, основная надежда на русских людей, у которых на данный момент есть деньги.
в: Недавно пришло сообщение из Исландии, что тамошний храм содержал неправославный исландец. В результате кризиса он разорился. Теперь храм может закрыться. Разве не община должна содержать храм и священника? У нас получилось так, что крупный бизнес восстанавливал храмы и государство отчасти помогало. Народ сам своей копеечкой участвовал только в покупке свечек. И в результате возникла такая привычка получать, извините, благодать бесплатно. Не пора ли ввести фиксированное членство в приходе с уплатой членских взносов, десятины?
о: Благодать как раз и должна даваться бесплатно! А в Рейкьявике ситуация особенная там просто очень мало людей, там русских и других православных максимум две тысячи. И люди эти, как правило, небогатые в основном рабочие, которые только начинают обустраиваться в стране. А сейчас они к тому же столкнулись с кризисом, более жестким, чем 1998 год в России. Понятно, что пять старушек в деревне Ивановской области точно так же не способны восстановить храм и обустроить приходскую жизнь ни при каких условиях. Но, когда в центре Москвы стоит храм, а вокруг офисы крупных компаний, но храм бедствует, это странно. Я не думаю, что было бы правильно кого-то заставлять давать деньги на храм. Но если ты считаешь себя прихожанином и не делаешь абсолютно ничего для того, чтобы в твоем приходе была хоть более-менее сносная воскресная школа, чтобы храм выглядел более-менее опрятно, чтобы человек мог туда прийти, взять книжку в библиотеке, то, наверное, ты плохой христианин. Православным людям нужно наконец перестать полагаться на президента, правительство, крупные банки. Люди должны понять, что им нужно сорганизоваться, а не ждать очередного богатого дядю. Нужно учиться организовывать самим и жизнь прихода, и церковно-общественную работу, которая может быть очень полезна в самых разных областях. Нужно создавать настоящее гражданское общество не такое, какое видится некоторым интеллигентам, не любящим Россию и боящимся ее, а такое, какого хочет для себя сам народ. Народовластие на местном уровне нам сейчас особенно необходимо. Об этом очень хорошо говорил Солженицын. И я не случайно даже предложил православным мирянам создавать народные дружины. Я знаю, что во многих приходах есть военно-патриотические группы, есть спортивные секции, есть группы молодежи, которые обучаются боевым искусствам, есть просто достаточное количество активных молодых людей. Молодым людям нужно настоящее дело. Молодежь хочет изменить мир, что естественно, а ей предлагают подождать лет пятьдесят...
Все отлично знают, что в наших городах полно наркопритонов, о которых как минимум догадывается милиция, есть места, где торгуют проститутками и проститутами, в том числе несовершеннолетними. Одно из таких мест находится у часовни-памятника героям Плевны. Движение "Георгиевцы" смогло впервые, хотя бы на время, вытеснить их оттуда. Не милиция, не народные дружины, а вот именно эта маленькая православная организация, состоящая из молодой интеллигенции. Значит, все может получиться.
в: Отец Всеволод, как сейчас вести себя, во время кризиса?
о: Прежде всего не удивляться. Экономика, в которой деньги делают деньги, рано или поздно должна была дать течь. Мы прекрасно знаем о том, что за последние 50 лет произошел радикальный отрыв денег от человеческого труда. Поэтому удивляться тому, что происходит, не надо. А значит, не надо и отчаиваться. То, что произошло, должно было произойти. Об этом много лет предупреждали экономисты, журналисты, некоторые религиозные деятели. И не нужно обижаться ни на Бога, ни на судьбу, ни на себя. Если откуда-то вдруг однажды свалились шальные деньги, это нужно было воспринимать не как подтверждение твоих талантов и твоего труда, а как неправедное богатство, которое так или иначе оставалось неправедным, даже если ты с ним сросся и привык к нему. И поэтому, если вдруг сегодня оно исчезнет, надо понять, что так и должно было быть.
В то же самое время большое количество людей, которые честно заработали своим трудом свое достояние, сегодня могут оказаться перед угрозой увольнения, перед угрозой смены стиля жизни, а это всегда очень малоприятно. Но это не самое тяжелое, что может быть на свете. Сейчас в России никто не умрет от голода, никто не окажется перед угрозой каких-то грандиозных долгов, из-за которых люди иногда вешаются или выбрасываются из окон. Просто придется стать чуть-чуть более скромным, стать чуть-чуть более смиренным, перестать надеяться на легкие и быстрые деньги, которые всегда рискованны и которые всегда могут исчезнуть. Кризис заставляет думать и, может быть, заставляет очищаться. Хочется надеяться, что он заставит лучше работать тех "бизнесменов-халявщиков", которые привыкли к доходам в 200-300-500 процентов.
Государство должно в рамках законности дать максимальную свободу частной инициативе, малому бизнесу. Если люди не научатся помогать себе сами, Россия никогда не встанет на ноги. Вот так, страшно подумать: во взглядах на политику я консерватор, а в области экономики сторонник либерализма.
в: Сотрудники нашей газеты недавно побывали в Иерусалиме. И там в греческом храме нам указали место упокоения Богородицы. А через 10 метров то же самое повторилось в лютеранском храме.
о: Вопрос о том, где именно произошла кончина и вознесение Богородицы, не так важен. Я вообще считаю странными православных христиан, которые проводят массу времени в паломничествах, но никогда не ходят на литургию в своем городе. Главное чудо, главная святыня, главный центр христианской молитвенной жизни и жизни Церкви это Евхаристия, претворение хлеба и вина в тело и кровь Христовы, которых мы причащаемся. Это важнее любых мощей и реликвий, это важнее любых отдаленных святынь. Да, паломничество важно и полезно, потому что если человек поднимает на себя некий труд, он воспитывает себя. Да, есть особые благодатные места, где человеку хорошо побывать, отрешившись от привычной жизни с ее суетой и треволнениями, а там помолиться и поразмышлять. Но главное это все же литургия и Евхаристия.
А где происходили те события, о которых мы говорим, похоже, люди точно не знают. Мне кажется, эти споры не так уж и важны. Я постоянно молюсь Божией Матери. Но к ее могиле, тем более пустой, специально не поехал бы. Ведь сама Пречистая Дева здесь, рядом, надо только обратиться к ней!
в: Несколько вопросов пришло от наших читателей касательно Рождественского поста. Он приходится на Новый год, как быть православному человеку?
о: Нет ничего запрещенного в том, чтобы в период новогодних праздников разделить общение с близкими и друзьями, выпить рюмку-другую, воздерживаясь при этом от мясной и молочной пищи. Если человек достаточно тверд в соблюдении поста, его очень скоро начнут уважать, и даже неверующие быстро перестанут укорять и смеяться.
в: Что происходит в монастырях в полночь с 31 декабря на 1 января?
о: Я думаю, все спят. Вряд ли монахи и монахини что-то празднуют. В приходских храмах вечером 31 го либо днем 1 го совершается новогодний молебен.
в: Батюшка, а вы сами Новый год празднуете?
о: Все реже. Как правило, чисто формально не более получаса.
в: Ну а бокал шампанского-то?
о: Бокал выпиваю. Ну, два. И для меня вполне достаточно. Все-таки уже не двадцать лет...
Источник: Известия