ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Сборник стихотворных поучений и поговорок преподобного Амвросия, старца Оптинского.

Максим Лихонин :: 30 декабря 2008

Посвящено празднованию памяти святого преподобного Амвросия, старца Оптинского.

23 октября 2008 г.

Ежегодно, 23 октября Калужская епархия и вся Русская Православная Церковь молитвенно воспоминают память великого угодника Божия – святого преподобного Амвросия, старца Оптинского. Душе унывающей, советуем прочитать выдержки из писем Преподобного, подвизавшегося в Калужской епархии в Свято-Введенской Оптиной пустыни.

+ + +

Чадце мое нетолковитое.

Мир тебе и Божие благословение

и всякое утверждение

в терпении и долготерпении,

в нем же имамы великую потребу,

да благодушно переносим

вся встречающаяся и вся приключающаяся.

+ + +

N воры – лакомые воры

да и не слабы и не хворы,

лазят не только через заборы,

но, как мыши,

пробираются и сквозь крыши.

Эти воры, или другие,

в двух местах хлебный амбар провертели,

но ничего не успели,

и должно быть с горя пошли и запели:

"монастырского не трогай,

чтобы не послали арестантскою дорогой".

+ + +

Благодушно и благодарно терпящим всё

обещается там покой.

Да ведь какой?

и сказать невозможно;

только требуется для этого жить осторожно,

и прежде всего жить смиренно, а не тревожно,

и поступать как следует,

и как должно.

В ошибках же каяться и смиряться,

но не смущаться.

+ + +

N во время поста находится

в церковном затворе,

а я и в пост и не в пост

постоянно нахожусь на людском соборе

и сборе, и чужих дел на разборе.

+ + +

N! не будь как докучливая муха,

которая иногда без толку около летает,

а иногда и кусает, и тем и другим надоедает,

а будь как мудрая пчела,

которая весной усердно дело свое начала,

и к осени окончила медовые соты,

которые так хороши,

как правильно изложенные ноты.

Одно сладко, а другое приятно...

+ + +

Ты N чай пей,

только дело духовное разумей.

+ + +

Без смиренья

невозможно иметь успокоенья.

+ + +

На слово не верь всякому вздору

без разбора: –

что можно родиться из пыли,

и что люди прежде обезьянами были.

А вот это правда,

что многие люди стали обезьянам подражать,

и до степени обезьян себя унижать.

+ + +

Возмогай о Господе и в державе крепости Его! –

Да возрадуется душа твоя о Господе,

облече бо нас в ризу спасения

и одеждою веселия одея нас;

и глаголет к нам через Апостола:

всегда радуйтеся, о всем благодарите:

сия бо есть воля Божия.

+ + +

Потерпи;

может откроется тебе

откуда либо клад,

тогда можно будет подумать

о жизни на другой лад;

а пока вооружайся

терпением и смирением,

и трудолюбием, и самоукорением.

Ты говоришь, что делаешь всё с понуждением;

но в Евангелии понуждение

не только не отвергается,

но и одобряется.

Значит не должно унывать,

а должно на Бога уповать,

Который силен привести все к полезному концу.

Мир тебе!

+ + +

Воли человека и Сам Господь

не понуждает,

хотя многими способами

и вразумляет.

+ + +

Немощь и слабость, и усталость, и изнеможение,

а к ним еще и леность и нерадение,

вот мои спутницы!

И с ними мое всегдашнее пребывание.

+ + +

Мать!

Давно было сказано, чтобы

не унывать,

а на милость и помощь Божию

уповать!

Что говорят, слушай,

а что подают, кушай,

+ + +

Благожелательно приветствую о Господе

N многовещанную и других сестер,

которые живут аки рыбы безгласные,

хотя изредка перушки и поднимают.

Но перо не палка,

и воробей не галка,

и сорока не ворона.

Впрочем, у всех есть своя оборона.

Когда найдет уныние, прочитывай этот набор слов,

как немец русскому говорил:

"Экой ты дров".

Хотел назвать дубиной, да не сумел.

+ + +

Не раз вспомнишь простую русскую пословицу:

"Бей в решето, когда в сито не пошло".

Пословицу эту не мешает заметить и запомнить

и тебе, мать,

когда придется в деле не успевать,

когда думаем сделать так,

а выходит иначе.

Тогда пословица эта пригодна наипаче.

+ + +

Приветствую N многовещанную,

и N поющую и тон задающую,

и пытливую...

чтобы не допускали много к своему уху.

Слабые уши не могут без вреда многого переносить.

+ + +

Хоть и говорят, что год на год

не приходится,

а все-таки всегда дела идут,

как водится.

Всегда один прочный совет:

"Ванька, а Ванька!

Смака, барин знаит пярязнаит,

а все-таки твярдит",

Этот с барином Иван –

пример и нам.

Каждый тверди свой урок,

и помни что говорит пророк:

блажен иже не иде на совет нечестивых.

+ + +

Не было печали,

но лукавые враги накачали,

представляясь то в виде Ефремки,

то в виде зубастой крокодилки.

+ + +

Слышу о тебе, начальственная мать,

что ты не перестаешь унывать,

с тех пор, как начала горевать,

получивши весть о пострижении.

Знай, что горе, как море.

Чем более человек в него входит,

тем более погружается.

+ + +

Мир тебе! и милым гусяткам!

которые бывают иногда милы

иногда же и гнилы.

+ + +

Хорошо бы, новая матушка ...ина,

если бы у тебя наружно была

приятная и назидательная мина

при этом и душевная тишина хранима.

Хотя это не легко и претрудно и не всегда удобно,

но зато и нам и другим полезно.

+ + +

Уведомляю тебя о себе,

что милосердием и долготерпением Божиим

жив есмь, телесно, а душевно Бог весть.

Помолись, чтобы Господь сподобил

по-христиански концы свесть.

Болезненные прижимки во всем теле есть,

и от холоду, и от невольного голоду.

Много вещей есть,

да многое нельзя есть.

Слабый желудок и неисправные кишки не дозволяют.

Впрочем, по старой привычке,

я все-таки понуждаюсь есть

хотя после и приходится большую тяготу понесть,

от головной боли и от рвотной доли.

А кроме того и приезжие и приходящие

докучают;

сидят подолгу в хибарке

скучают.

Вот так мы день за днем и живем,

и несправедливыми слывем,

в приеме приходящих и приезжающих.

А виновата моя немощь и неисправность

перед Богом и людьми.

+ + +

(Софии)

Твоя духовная храмина, как четырьмя углами,

утверждается четырьмя твоими молитвенницами....

Стой же сия храмина твердо и не шатайся,

ни вспять, ни на десно, ни на шуе не озирайся,

а зри прямо к востоку,

от онуду же пришедый Господь глаголет о Себе:

не приидох да творю волю Мою,

но волю пославшаго Мя Отца.

К сказанной четверице прибавлю еще две четверицы.

Евангельское учение утверждается

четырьмя евангелистами,

а жизнь христианская –

четырьмя главными добродетелями:

мужеством, мудростию, целомудрием и правдою.

Не умолчу и о неполезной и

душевредной четверице яже есть:

уныние, малодушие, нетерпение и уклонение,

которые лишают нас полной власти,

могут лишить и благой части,

если мы будем им поддаваться,

хотя бы и под благовидным предлогом.

Благо только то, что делается по воле Божией

и за святое послушание.

А своя воля лишь мучит,

и тогда только научит,

когда будем оставлять оную.

После всего сказанного, тебя поздравляю,

и милости Божией тебе желаю;

равно и всем живущим с тобою,

толковитым и безтолковым гусятам.

Есть старинная пословица:

в семье не без урода.

Так бывает среди всякого народа.

+ + +

Поздравляю тебя с возвращением из N во свояси.

Сердечно желаю тебе тут жить-поживать,

да добра наживать.

При этой жизни не раз придется вспомнить поговорку:

спросил бы зимой у гуся,

не зябнут ли у него ноги?

А гусь, хотя не редко ноги поджимая переменяет,

а все-таки так или сяк зимы переживает.

За то уж, когда придет весна,

с самодовольством по озеру плавает.

+ + +

Молись о мне недостойном и неисправном,

всех учу, а сам делать ничего не хочу,

а только смотрю, что под столом.

+ + +

Тщеславие и гордость хотя одной закваски

и одного свойства,

но действие и признаки их разные.

Тщеславие старается уловлять похвалу людей,

и для этого часто унижается и человекоугодничает:

а гордость дышит презорством и неуважением к другим,

хотя похвалы также любит.

Тщеславный, если имеет благовидную

и красивую наружность,

то охорашивается как селезень

и величается своею красивостью,

хотя мешковат и неловок часто бывает

так же как и селезень.

Если же побеждаемый тщеславием

не имеет благовидной наружности

и других хороших качеств,

тогда для уловления похвал человекоугодничает

и как утка кричит: "так! так!",

когда на самом деле и в справедливости

не всегда так,

да и сам он часто внутренно бывает

расположен иначе,

а по малодушию придакивает.

Гусь, когда бывает что-либо не по нем,

поднимает крылья и кричит: "кага! каго!"

Так и горделивый,

если имеет в своем кружке какое-либо значение

часто возвышает голос, кричит, спорит,

возражает, настаивает на своем мнении.

Если же недугующий гордостью

в обстановке своей не имеет никакого веса и значения,

то от внутреннего гнева шипит на других,

как гусыня, сидящая на яйцах,

и, кого может, кусает, кусает.

+ + +

Прошу, чтобы притчу о гусях и утках не забывали,

гусиных и утиных немощей избегали,

или хоть по крайней мере не оправдывались в них,

а сознавались и каялись.

А что? Гусь и гагара? Какова пара?

А ведь по одной воде плавают?

+ + +

Мати! не унывати,

а на милость и помощь Божию уповати,

и мене грешного в молитвах своих поминати.

+ + +

Как не мерекай туда и сюда,

а нигде не избежишь труда.

+ + +

Как-то ваши дела идут,

и к какому концу грядут?

+ + +

Что-то вы поделываете и как управляетесь

с своими делами.

Старинные люди хоть и очень простые были,

но поговорки их очень мудрыя и основательныя.

Не живи, как хочется, а как Бог приведет.

Эту-то малую поговорку не скоро кто переедет без труда.

Как-то на деле все выходит постой, да погоди,

да еще немного подожди,

да осмотрись,

да соберись с умом, и вместе с кошельком.

С год назад я слышал от одного торговца:

часто не душа может, а мошна.

Говорил же это человек добросовестный

и весьма правдивый;

а обстоятельства его плоховаты и тесноваты.

А все это сходится к тому,

что тесен и прискорбен путь вводяй в живот,

и что многими скорбями подобает нам

внити в Царствие небесное.

+ + +

Помолись обо мне немощном и грешном,

чтобы мне и другим не досадить,

и своей душе не повредить.

Все только чужие крыши стараюсь покрывать,

а своя храмина душевная стоит раскрытою.

+ + +

Приветствую о Господе NN

Певчих, поющих и читающих,

келейных сестер,

стряпающих и ходящих,

метущих и мятущихся,

но не оскудевающих верою и упованием.

Скоро ли ваш храм будет дивен в правде.

+ + +

В целом мире безскорбного места не найдешь;

везде к одному заключению придешь,

что потерпеть нужно.

+ + +

Не дают награду за отраду,

а только за скорби и за подвиги.

+ + +

Хотя это с одной стороны и печально,

а с другой может быть и полезно:

смирение будем

и этого случая скоро не забудем.

+ + +

Кто уступает, тот больше приобретает.

+ + +

Отчего человек бывает плох? –

От того, что забывает, что над ним Бог.

+ + +

Где просто, там ангелов со сто,

а где мудрено, там ни одного.

+ + +

Кто нас корит, тот нам дарит,

а кто хвалит, тот у нас крадет.

+ + +

Сама не юли и другим не вели

+ + +

Не беда, что во ржи лебеда,

а вот беда,

когда в поле ни ржи, ни лебеды.

+ + +

Сидор да Карп в Коломне проживают,

а грех да беда с кем не бывает.

+ + +

Дай Бог, чтобы всякое возгорание неприятное

скоро погашалось,

чтобы не подавать деревенским ребятишкам повода

повторять старинную песенку:

гори, гори жарко, едет Захарка,

сам на лошадке, жена на коровке, дети на телятах.

Повидимому песенка это глупенькая,

но не без причины же и повода какого-либо

она сложена.

А я вам написал это после духовного утешения

для простого разсмешения.

+ + +

От того и кончина была хороша, что жила хорошо.

Как поживешь, так и умрешь.

+ + +

От чего люди грешат?

Или от того, что не знают,

что должно делать и чего избегать,

или, если знают, то забывают,

если же не забывают,

то ленятся и унывают.

+ + +

Иди, куда поведут;

смотри, что покажут,

и всё говори: да будет воля Твоя.

+ + +

Вот смерть-то не за горами,

а за плечами,

а нам хоть кол на голове теши.

+ + +

Лицемерие хуже неверия.

+ + +

Жить можно и в миру,

только не на юру,

а жить тихо.

+ + +

Нужно жить не лицемерно

и вести себя примерно,

тогда наше дело будет верно,

а иначе выйдет скверно.

+ + +

Жить – не тужить,

никого не осуждать,

никому не досаждать –

и всем мое почтение.

+ + +

Народ! Не разевай рот.

+ + +

Когда кашу заварим,

тогда увидим, что творим.

+ + +

(Батюшка, мы знаем, что вы молитесь за нас каждый вечер)

Да, когда не устаю,

а то и свинья забудет своих поросят,

когда ее палят.

+ + +

Ты не тужи,

у тебя не ременные гужи.

Лыко да мочало оборвалось –

связала и опять помчала.

+ + +

Скука унынию внука,

а лени дочь.

Чтобы прогнать ее прочь,

в деле потрудись,

в молитве не ленись;

тогда и скука пройдет,

и усердие придет.

А если к сему терпение

и смирение прибавишь,

то от многих зол себя избавишь.

+ + +

У хозяина были гуси,

он и ласкает их:

те-жа, те-жа;

а они все теже.

+ + +

Купить – все равно, что вошь убить,

А продать – все равно, что блоху поймать.

+ + +

(Всем бы я была довольна, Батюшка, да вы от меня далеко)

Ближние мои далече от меня стали.

Близко да склизко,

далеко да глубоко.

+ + +

Терпел Елисей, терпел Моисей,

терпел Илия,

потерплю и я.

+ + +

Старость, слабость, безсилие,

многозаботливость и многозабвение,

и многие безполезные толки

не дают мне и опомниться.

Один толкует, что у него слабы голова и ноги,

другой жалуется, что у него скорби многи,

а иной объясняет, что он находится в постоянной тревоге.

А ты все это слушай, да еще ответ давай,

а молчанием не отделаешься –

обижаются и оскорбляются.

Недаром повторяется иногда поговорка:

толкуй больной с подлекарем.

Больному желается объяснить свое положение,

а подлекарю скучно слушать,

а делать нечего – слушаешь,

не желая еще более раздражить и растревожить

больного толкуна.

+ + +

Хотя бы на время желал бы куда уйти или уехать,

но болезненное положение не выпускает из келии,

в двери, которой с двух сторон стучат

и докучают принять и потолковать

о нужном и ненужном,

а слабость моя преклоняет принять.

Вот и не знаешь, как дело это понять.

+ + +

Кроме властей земных,

на земле есть еще и

Царь Небесный, Дух Святый,

всем управляющий,

и к пользе нашей полезное устрояющий,

неполезное отстраняющий.

+ + +

О немощах своих и не знаю, как и сказать вам.

По утрам бывает тяжело, а потом опять как бы размаешься,

только всегда толкую до усталости

с приходящими чадами и чадцами.

Но как-то плохо вяжется у нас Слово Божие;

толкуем, толкуем, а плохо понимаем,

подобно слепому, которому толковали о белом цвете.

Слыша о нем, слепой спрашивал:

Какой это белый цвет, на что он похож?

Слепому отвечали:

Белый цвет, как белый заяц.

Слепой спрашивал:

Чтож? Он такой же пушистый?

Нет! Отвечали,

Белый цвет, как белая мука.

А слепой говорит:

Чтож? Он такой же мягкий и разсыпчатый?

Нет! Говорят слепому:

Белый цвет, как снег белый.

Чтож? Он такой же холодный?

Нет! Возражали слепому,

Белый цвет, как чистый белый творог.

Чтож? Он такой же сырой?

Толковали, толковали со слепым,

а до настоящего толка не дотолковались.

Так часто бывает и с нами.

Толкуем, толкуем, а до настоящего смысла не доберешься;

или плохо понимаем,

или нетвердо принимаем,

или судим о делах духовных по земному и житейскому,

а не по евангельскому учению.

Царствие Небесное желаем наследовать,

и с Христом быти,

а потрудитися и пострадати о Христе не произволяем.

От них же первый есмь аз.

В вещах великих и высоких всем толкую

и всех учу,

сам же и перстом двинуть не хочу,

горе мне грешному!

Помолись о мне, сестра и мати,

да не в суд и не в тяготу будет мне

бездельное сие учение мое других.

Тесно мне отвсюду.

Уклонился бы, да не знаю и недоумеваю как.

Приезжающие и приходящие не прекращаются

и со скорбию докучают.

А с другой стороны угрожает и опасность

неключимого раба,

скрывшаго талант слова

в землю нерадения.

+ + +

Усталый Амвросий.

P.S. Лежа на одре болезни, он временем по обычаю своему шутил с окружавшими его монахами, сам пребывая в крайнем изнеможении, утешал малодушных или через силу проговоренным словом, или отечески ласковым взглядом, или прикосновением ослабевшей руки...

И так как Старец часто недуговал, а совершенно здоровым и не был, то между близкими к нему на вопрос – как здоровье батюшки? – сложился даже общий ответ: "Он весёленький".

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама