Уважаемый читатель!
Первый выпуск историко-краеведческого альманаха посвящен одному из интереснейших уголков Подмосковья, да и России в целом, краю, носящему такое необычное, музыкальное название, Гуслицы. Это наша родина.
Прежде Гуслицы располагались в юго-восточном углу Богородского уезда Московской губернии, а ныне они почти все, за исключением нескольких селений, оказались в Орехово-Зуевском районе Московской области, занимая южную часть последнего. Местность эта известна с XIV столетия, когда она впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты. Ее название происходит от волостного центра села Гуслицы (ныне Ильинский Погост), стоящего недалеко от речки Гуслицы. Эта река носит единственное в России музыкальное название, которое, как полагают серьезные исследователи, является славянским искажением какого-то древнего финского или балтского топонима и никак не связано с известным музыкальным инструментом. Несколько столетий Гуслицы (тогда еще Гуслица) существовали как волость. Позже, после упразднения Гуслицкой волости, название сохранилось благодаря старообрядческому населению, создавшему в Гуслицах уникальную, самобытную культуру. Теперь в Гуслицы, помимо территории древней волости Гуслица, входили и земли к северо-западу от последней: Заход (Запонорская волость Богородского уезда) и др. Везде на этих землях жили древлеправославные христиане-старообрядцы, носившие название "гусляков". Именно по этому самоназванию, а также по четко выраженному самосознанию и культурным особенностям данного населения и определяли, по крайней мере в XIX столетии, Гуслицы. Название это не распространялось на соседние территории Бронницкого уезда Московской губернии и Егорьевского уезда Рязанской губернии, где также компактно проживали старообрядцы. Но последние резко отличались от гусляков и, как показали полевые исследования, противопоставляли себя им.
На протяжении нескольких столетий, прошедших со времени церковного раскола середины XVII столетия, учиненного патриархом Никоном, старообрядцы-гусляки создали неповторимую самобытную культуру. Гуслицы были известны по всей России и как своеобразная кузница кадров священства возникшей в 1840-х годах Белокриницкой иерархии. Почти все население края, включая и женщин, было грамотным. В Гуслицах писали иконы, которые славились далеко за пределами Подмосковья, лили медные образки и складни, которые также расходились по всей старообрядческой Руси. В ряде гуслицких селений, прежде всего в Беливе и Мисцеве, было развито переписывание церковных книг, заставки которых украшались самобытной росписью, получившей название "гуслицкой". Аналогов этой росписи не существует. Помимо культуры духовной, старообрядческой, Гуслицы также были развиты экономически. В крае развивалась текстильная промышленность, в которой была занята немалая часть населения. Село Хотеичи славилось производством гребней из рогов животных. Практически повсеместно выращивался превосходный хмель, бывший основой гуслицкой экономики. Но Гуслицы имели и печальную славу разбойничьего края (особенно Заход). Именно из Гуслиц происходил известный разбойник Василий Чуркин, живший во второй половине XIX века. По всей России были известны гуслицкие фальшивомонетчики и сборщики подаяний. Но и эта, темная, сторона истории Гуслиц также заслуживает внимания и только делает край еще более привлекательным для любителя прошлого нашей страны.
Целью нашего альманаха является ознакомление наших соотечественников, как жителей Гуслицкой земли, так и проживающих в других местах, с незаслуженно забытыми историей и культурой этого края, расположенного вблизи Москвы, всего в пределах ста километров от последней. На страницах издания планируется печатать статьи-исследования как местных историков-краеведов, так и ученых, серьезно занимающихся тем или иным моментом в истории Гуслиц. Предполагается публиковать материалы, посвященные истории и культуре гуслицкого староверия, истории храмов господствующего исповедания, Спасо-Гуслицкого монастыря, истории промышленности Гуслиц, отдельных населенных пунктов, материалы о замечательных уроженцах Гуслицкой земли и др. На страницах альманаха также предполагается перепечатывать материалы, посвященные Гуслицам, опубликованные в прошлом, архивные документы. "Гуслицы" должны стать важным помощником для исследователя края и местом, где можно опубликовать результаты своих исследований, познакомить с ними своих коллег.
Еще одной причиной, побудившей нас издать "Гуслицы", стали попытки фальсификации гуслицкой истории и культуры, стремление некоторых сопредельных регионов присвоить это наименование. Приходится сталкиваться с тем, что название края произвольно переносится на обширный регион, чуть ли не на все восточное Подмосковье. Причем делают это, как правило, те, кто почти не знаком с самими Гуслицами. Одна исследовательница, не будем называть ее, включила в понятие "Гуслицы" 18 современных административных районов Московской области! В последнее время в соседнем Егорьевске пытаются наложить руку на гуслицкую роспись, объявив ее егорьевским достоянием. Главными аргументами проводников этой идеи являются те, что город стоит на речке Гуслице (по-егорьевски Гуслянке) и немалое число горожан происходят из гуслицких селений. Иногда приходится слышать, что Гуслицы это исключительно Егорьевск, а гусляки жители города и никто более. Если же разобраться, то ни один из подобных доводов не может рассматриваться как серьезный. Гуслицкии край, хотя и включает реку Гуслицу как одну из важных, после Нерской, рек, но на протяжении всей истории она ни разу не фигурировала как неотъемлемая часть гуслицкой культуры. Гусляки, говоря о своем крае, о ней ни разу не упоминают. Не связывают Гуслицы с рекой и сторонние авторы. Поэтому называть "гусляками" всех жителей бассейна речки Гуслицы бессмысленно. К примеру, есть река Дон, но не все жители ее берегов, даже не все жители прежней области Войска Донского являются донскими казаками. Но у казаков Дон-батюшка играет ключевое значение, тогда как гусляки о своей реке нигде не вспоминают. К тому же прежде под гусляком подразумевали исключительно старообрядца и попытки записать под это понятие всех скопом являются искажением исторической правды. Гуслицкая культура также развивалась исключительно в старообрядческой среде, и попытки вырвать ее из узкоконфессиональных границ приведут к созданию пародии. Гуслицкой росписью пытаются украшать шкатулки и посуду. Но в отличие от Гжели гуслицкое письмо является исключительно книжным и для иных целей не годится.
Подобные попытки фальсификации в области гуслицкой культуры возможны исключительно благодаря тому, что в настоящий момент мало кто представляет себе, что такое Гуслицы и где они находятся. Бороться с ними можно, лишь возрождая Гуслицы из небытия, знакомя наших современников с настоящей гуслицкой историей и культурой. Для жителя Московской губернии второй половины XIX начала XX столетия проблем с определением границ Гуслиц и места, где живут те самые гусляки, не существовало. Гуслицам посвящено огромное количество газетных публикаций, архивных документов и упоминаний в литературе. Все это необходимо только поднять на поверхность.
Мы надеемся, что выход в свет нашего альманаха поможет воскресить из небытия один из интереснейших уголков земли Московской, познакомит читателей с его прошлым, а также и настоящим.
По материалам источников: Альманах "Гуслицы"