Любая религия есть институт по преимуществу консервативный (хотя в разных вероисповеданиях это проявляется в разной степени). Но любая религия имеет дело не только с Вечным, но также и с человеком – с меняющимся человеком в меняющемся мире. Поэтому всегда существует реальная опасность утратить общий язык с современностью, превратив живую жизнь в благочестивую стилизацию "под старину".
С другой стороны, поиск такого общего языка таит другую опасность – опасность зайти слишком далеко, утратив собственную идентичность.
Как уже сообщали Regions.ru, молодые мусульмане США стали формировать собственную субкультуру – ее основой стал роман Майкла Мухаммеда Найта "Таквакоры" (The Taqwacores) – о выдуманной мусульманской рок-группе из Буффало, название которой составлено из арабского "таква" (что приблизительно означает "благочестие" или "страх Божий") и музыкального термина "хардкор" ("утяжеленная" и "убыстренная" разновидность панк-рока).
Среди персонажей романа – бунтовщица Рабейя, которая, не снимая паранджи, играет на гитаре в рок-группе, а также возглавляет маленькую общину во время молитвы; Фасик, который любит кататься на коньках и курить "травку", и пьяница Джехангир. Иными словами, все они нарушают строжайшие запреты мусульманской религии, при этом продолжая осознавать себя мусульманами, без посредников ищущими пути к Богу. Так понятый ислам оказался привлекательным для молодого поколения: в подражание выдуманной рок-группе и общине стали во множестве появляться настоящие.
Эта история близко напоминает некоторые течения в молодежной культуре Запада 1960-х – 1970-х гг., когда так же искали новой, "молодежной" религии. Нельзя не отметить, что в России, как свидетельствует о. Сергий (Рыбко), очень многих такие поиски в конце концов привели в Церковь.
Как вы относитесь к подобным попыткам "осовременить" религию? До какой степени религия может идти навстречу современности?
Апостол Павел говорит: "Не сообразуйтесь с веком сим", напомнил священник Владимир Лапшин, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке. "Он имеет в виду не время как таковое, но мир сей. То есть не сообразуйтесь с миром сим, не живите по его законам, не пропитывайтесь его духом, который есть власть, деньги, насилие, интриги и т.д. При этом Господь наш Иисус Христос – всегда современен. И Церковь для того, чтобы сохранять свою идентичность, должна быть независима от идеологий окружающего мира, должна быть свободна от идеологии как таковой. В первую очередь она должна быть верна Христу и духу Евангелия", добавил он.
"Но, в то же время, Церковь должна быть современной, всегда должна быть готовой ответить на те вопросы, которые ставит перед ней современное ей общество, и ответить на них на языке, понятном этому обществу. Поэтому Церковь, которая превращается в музей или заповедник – не Церковь Христова, которая всегда должна быть живой и обновляющейся, всегда должна смотреть вперед, а не назад, поскольку Царство Божие – впереди. Вот почему и Христос, и все святые – современны", сказал священник.
"И молодежь, ищущая альтернативу традиционной культуре, не должна пройти мимо Церкви. Поэтому Церковь должна знать, чем живет и дышит современная молодежь и открывать свои двери для ищущих Бога, являя единство в многообразии религиозного и культурного опыта. Церковь не должна отпугивать молодежь старомодностью и, тем более, мракобесием. Возможны самые разные церковные молодежные сообщества, движения и организации, в том числе, и связанные с рок-музыкой. Самое главное, чтобы они руководствовались евангельским духом.
На все вопросы дает ответ Коран, а попытки осовременивания чреваты серьезными уклонениями, полагает Исмаил-хаджи Бердиев, председатель ДУМ Карачаево-Черкесии и Ставропольского края.
"На все прошлые и на все грядущие вопросы дает ответ Коран. И мы ничего не можем ни придумывать, ни добавлять. В нововведениях обязательно будут погрешности и они обязательно скажутся отрицательно на вопросах веры. К религиозным установлениям ничего нельзя прибавлять, такие попытки запретны и вряд ли приведут к осознанию Бога. Некоторые так называемые вахаббиты тоже обвиняли стариков, придерживающихся традиционной религии в том, что не вводится нового", сказал он.
"Что касается описанных выдумок молодежи, то будем надеются, у них это пройдет вовремя", заключил Исмаил-хаджи.
Священник Эдуард Шатов, директор центра семьи Римско-Католической Архиепархии Божией Матери в Москве, напомнил, что миссия Церкви не в том, чтобы приспособиться к этому миру, а в том, чтобы в любом культурном контексте провозгласить благую весть такой, какой ее оставил Христос своим ученникам. "Дело в том, что вопрос инкультурации, провозглашения Евангелия в любом обществе, в каком бы ни жила христианская Церковь, стоит всегда. Церковь всегда пытается нести миру Благую весть, потому что послание Христа есть новость для каждого поколения. Потому и вопрос связи с современной культурой в виде попыток как со стороны Церкви, так и со стороны людей, ищущих истину, выразить ее современным языком, в понятиях той культуры, в которой они живут, будет всегда", сказал он.
"Очень часто задают вопрос почему Церковь не приспособится к этому миру, не примет ценности этого мира. И здесь следует ответить, что миссия, призвание Церкви не есть приспособиться к этому миру или принять то, что на мирском языке называется прогрессом. Речь идет о том, чтобы в любом культурном контексте нести Благую весть такой, какой ее оставил Христос своим ученникам. Эта весть должна применяться к обществу, но ее нельзя предавать, нельзя отступать от ее сути", отметил он. "Всегда есть опасность, что в попытках осовременивания христианские ценности и истины будут искажены. Но все новое можно проверить заповедями, которые оставлены в Евангелии, и тем, что называется Преданием традицией Церкви, тем, чем церковная община жила на протяжении веков. Благо другого человека, как говорил Фома Аквинский, также нужно использовать как критерий. Всегда, как говорил доктор Гаас, спешите делать добро. Потому религия в любом ее проявлении должна защищать в видении Бога достоинство, свободу и совесть человека. Еще одна грань, которую нельзя переступать насилие, жестокость, ущемление человеческой личности, свободы", заключил отец Эдуард.
По мнению первого заместителя председателя, управляющего делами Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Константина Владимировича Бендаса, говорить на одном языке любой культуры, субкультуры, понимать и быть понятными, не совершая противозаконных с точки зрения религии действий обязанность каждого христианина.
"Если речь идет не о религии вообще, а о христианстве, то ограничения заложены в Библии. Например в Новом Завете содержатся следующие слова: "Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа" (Евр. 12 : 14). То есть мы должны прилагать максимум усилий, чтобы быть понятными другим людям, быть услышанными другими людьми, слышать их, понимать, говорить на одном языке любой культуры, субкультуры, народа, нации, общности, вместе с ними есть, общаться, то есть то, что современная молодежь называет "быть на одной волне", сказал он.
"Но есть и ограничения. Если следствия общения потеря святости, грех, совершение противозаконных с точки зрения Священного писания поступков, то я свободен от того, чтобы прилагать усилия и иметь мир с этим человеком. В этом и есть грань, до которой можно идти навстречу современности", сказал Константин Бендас.
"Современный протестантизм обвиняют том, что мы говорим на современном языке и общины похожи на молодежные клубы. Действительно, более половины прихожан молодые люди до 35-ти лет, которые говорят на современном языке, современно одеваются, занимаются спортом и музыкой. Музыка в протестантских общинах практически все используемые в молодежной субкультуре, за малым исключением, стили. Но вопросы святости всегда должны стоять и останавливать любого верующего, религиозного человека", заключил он.
Председатель Союза Православных граждан Валентин Владимирович Лебедев считает, что задача миссионера повысить до уровня духовной жизни тех, на кого направлена проповедь, а не снисходить до их порочных слабостей.
"Не уверен, что люди, не живущие по традиционным установкам шариата, могут называться мусульманами", заметил он.
"Те, кто ведет активную проповедь, пытается обратить людей в свою веру, например, в православие, должен не нисходить до низменной жизни века сего, не проникаться духом века сего, не приспосабливаться к его условиям, к модернизации, которая и произошла в большей мере в шестидесятые, а поднимать до уровня духовной жизни тех, к кому обращена проповедь. Обновленчество отличается от миссионерства тем, что первое как раз пытается заигрывать и снизойти, стать таким же, как все так называемые современные люди, настоящее же миссионерство старается просто говорить на современном языке с людьми, но привести их к святоотеческой вере. Для этого конечно же можно использовать и современные формы, которые успешно использует о. Сергий (Рыбко). Но я хорошо знаю о. Сергия его общину никаких модернистских, обновленческих и подобных вольностей в литургической, духовной жизни в общине нет и близко отец Сергий очень строгий настоятель и пастырь", заключил Валентин Владимирович.
Источник: Regions.ru