ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Владимир Никонов: "Староверие переживает нелегкие времена"

А. Ягодкин :: 11 мая 2006

Газета "Меч духовный", N 19

На востоке Латвии, на перекрестке многих транспортых путей и дорог расположен город Резекне, бывшая Режица. Путь многих наши предков спасавших Старую Веру и уходивших от гонений на Запад лежал через Режицу. Многие из них обосновались в этом славном городе, создав сильную и крепкую старообрядческую общину.

Никонов Владимир Владимирович. Председатель Резекненской Кладбищенской общины, депутат Резекненской городской думы. Образование высшее – окончил факультет приборостроения и автоматизации Рижского политехнического института. В конце 2004 года присвоено звание "Почетный гражданин города Резекне". Давно и серьезно занимается исследованием истории города Резекне и староверия Латгалии.

– Семь лет назад я стал председателем Резекненской Кладбищенской старообрядческой общины, но еще до избрания председателем я занимался вопросами недвижимости и другими делами в жизни общины, а семь лет это уже официальный срок. За эти годы полностью изменилась политика ведения дел в общине и все это время делами общины мы занимаемся единодушно с наставником. Это очень большое дело, тогда естественно, и все вопросы решаются.

За этот период времени, мы вернули всю недвижимость общины, все земли. Некоторые строения мы получили в очень плачевном состоянии, но ни одно здание, ни один кусок земли не был продан, наоборот община получила два здания.

Часть этих зданий отремонтированна и используется в коммерческих целях, давая общине возможность вести ремонтные работы. Другую часть зданий, которые находятся при храме, мы не можем использовать в полном объеме, но в этих домах проведен наружный ремонт.

Есть еще одно крупное здание бывшей богадельни, в которой продолжаются внутренние ремонтные работы, хотя там и действует воскресная школа, свечная мастерская, реставрационная, остались два больших помещения, где мы планируем создать старообрядческий музей с этнографическим уклоном, отразив историю общин региона.

Продолжая тему ремонтно-строительных работ, надо сказать что очень сильно изменилось окружение храма, ланшавт. Проведенны большие работы по благоустройству: выровнена территория, созданны современные газоны.

В самом храме выполнен огромный объем работ: это и замена крупных конструкций, замена покрытия крыши, утепление потолков, частичная замена досточек в своде храма, внутренний косметический ремонт, полная замена электропроводки, реставрация иконостаса, очистка и консервация окладов, промывка и укрепление икон, частичная реставрация икон, изменение системы отопления. Из храма убрана свечная торговля, в коридоре для этого приспособленно специальное помещение. Храм благоустроен, чтобы люди полноценно могли придти молиться, совершать требы.

На колокольне так же проведенно определенное благоустройство: сделан выход, полностью заменены полы, колокола прошли полную расчистку и консервацию.

Немного о будущем. Последний этап работ по храму это замена части жестяных конструкций на самой колокольне и самое главное – установка нового купола и Креста.

– Такой объем работ предполагает большие финансовые затраты. Как община решает вопросы финансирования?

– Если говорить об источниках финансирования, то они разные. Первый источник – это коммерческий оборот недвижимости. Второй – участие в проекте по сакральному туризму. Третий источник это городская дума. Дума нас поддерживает, и во многих проведенных работах было ее долевое участие, в т.ч. частичное финансирование замены купола т.к. здание моленной это памятник архитектуры и сегодня храм часто посещают достаточно разные группы людей.

И последний источник финансирования – добровольные пожертвования в т.ч. на установку купола и Креста. Есть такая хорошая старообрядческая традиция, когда люди всем миром откликаются на призыв.

– Резекненская городская дума поддерживает общину. Это результат Вашей депутатской работы?

– Сотрудничество общины с городской думой было налажено раньше, но сегодня имеется больше возможностей. Выделение денег на такие мероприятия означает благоустройство и сохранение архитектурных, исторических памятников, улучшение облика города. Это дело благородное и окупаемое.

Во Второй Латвийской Республике Владимир Владимирович Никонов стал первым депутатом-старовером, который продолжил политические традиции, заложенные старообрядческими депутатами в годы Первой Латвийской Республики. В те далекие времена старообрядческие депутаты работали на всех уровнях власти активно отстаивая интересы староверов. После восстановления независимости люди со староверческими корнями неоднократно избирались в ограны государственной и муниципальной власти разного уровня, но политическая культура, традиции в советское время были утрачены и интересы старовероверов оставались незащищенными. Сегодня, спустя десятилетия староверы вновь имеют своего представителя в городской думе.

– За годы после востановления Латвией независимости Вы стали первым по настоящему старообрядческим депутатом, продолжающим депутатские, политические традиции времен Первой Республики. Каков был путь на это поприще?

– Всю свою предыдущую жизнь, до избрания в городскую думу, моим кредо было быть вне политики. Но когда поступило предложение поучаствовать в выборах я подумал, а почему бы нет? Почему живя здесь, я не могу влиять на какие то процессы, происходящие в городе, почему я не могу помочь общине? Конечно, я далек от идилии, что с моим приходом все перевернется, но в какой то мере можно влиять на происходящие в городе процессы.

В городе меня знают, и значительной степени меня на выборах поддержала община. По количеству голосов я имел третье место среди всех кандидатов, претендовавших на места в Резекненской думе.

Резекненская Кладбищенская старообрядческая община, являясь одной из крупнейших старообрядческих общин Латвии, имеет самый большой колокол и использует во время богослужений только чистые восковые свещи.

– Ваша община, наверное, единственная в Латвии, которая использует во время службы только чистые восковые свещи. Как давно Вы восстановили использование восковых свещей и как Вам удалось это сделать?

– Чистые восковые свещи мы используем уже более шести лет. От одного прихожанина поступило такое предложение, и мы на Совете общины решили использовать восковые свещи. Свеща это жертва Богу и она должна быть чистой. Нет ни чего страшного в финансовом плане, и воск тоже можно найти, только надо иметь желание, а в результате мы имеем чистую восковую свещу, такую, какой ей и положено быть.

– Колокольня Кладбищенской общины известна своим самым большим колоколом.

– Что касается колоколов, то разрешение на их установку было получено в декабре 1905 года, а в 1906 году уже начались работы. Известный проект колокольни, правда, не утвержденный датирован мартом 1906 года. В Гатчине товариществом Лаврова были отлиты три колокола.

Малый колокол весом в 69 пудов был отлит на частные деньги, которые пожертвовали Макарий Антонович Трубицын и Леонтий Евфимович Воробьев. Средний колокол весом 158 пудов считается отлитым на общественные деньги. Однако общество едва собрало на половину колокола и потом наши старообрядцы, которые побогаче жертвовали довольно крупные суммы. На большой колокол весом 360 пудов пожертвовали два Синицына – Максим Екимович и Иван Петрович. Общий вес колоколов около десяти тонн и все держится на деревянной конструкции.

В прошлом году специалисты по деревянным конструкциям и по старинным зданиям обследовали колокольню, и нашли прекрасным состояние всех конструкций. Рекламный проспект того времени гласил, что колокола не разбиваются, но маленький колокол у нас умудрились разбить во время одного из пасхальных богослужений после войны. Сегодня используем только большой и средний колокола.

Бытует мнение, что наш колокол крупнейший в Прибалтике, хотя я в этом не уверен, но в Латвии он самый большой, это точно.

В Резекне, в 1897 году родился Иван Никифорович Заволоко, известнейший подвижник Древлеправославия, исследователь староверия, ученый. Похоронен он так же в Резекне на кладбище, рядом с общиной. В Кладбищенской общине в 1940 году он был благословлен на отеческое служение, в том же году в Резекне его и арестовали, отправив в лагеря. В городе названна его именем улица.

– Резекне и Заволоко Иван Никифорович.

– Заволоко является ярчайшей фигурой не только в Латвийском старообрядчестве, но и во всем Древлеправославии, а так же в русской культуре Латвии.

Он всегда считал себя режицким. Родился в домике на Вокзальной улице, ныне улица Бривибас, сейчас этот домик не существует. Когда Его пригласили в Резекне и благословили на пастырское служение, он проживал в домике у моленной. Этот домик сохранился до наших дней и думаю, что со временем надо установить на нем мемориальную доску.

Наставником И. Н. Заволоко пробыл не долго, начал по весне, а уже осенью он был арестован. Но самое прискорбное, что ордер на арест был подписан Маркелу Прилепешеву, бывшему головщику моленной, перешедшему на службу в соответствующие органы. И именно Маркел Прилепешев совершал обыск и арест. В деле записано, что когда пришли с обыском, то отец Ивана Никифоровича обругал их хулиганами, что и было отражено в протоколе.

Здесь при храме находится кладбище, где покоится целый ряд представителей рода Заволоко, где похоронен отец Ивана Никифоровича и он сам. В Резекне есть еще одно небольшое, наполовину заброшенное кладбище, на котором тоже есть захоронения представителей династии Заволоко.

– Вы ведете большую исследовательскую работу изучая историю старообрядческих общин Латгалии, историю Резекне.

– Я работаю на очень большой архивной базе – в Национально-историческом архиве Белорусси, государственных архивах Латвии, Литвы, в государственном архиве Псковской области, архивах Петербурга. Публиковать активно материалы стал в начале 80-х годов.

К 700-летнему юбилею Резекне, который отмечался в 1985 году, был выпущен комлект открыток "Резекне на старых открытках". В то время были проблемы цензуры и хотя комплект открыток был отпечатан, его побоялись пустить в продажу на юбилейных торжествах, а пустили в продажу через три месяца.

Из других серьезных печатных изданий – это книга "Резекне – очерки, истории". В книге примерно 300 страниц текста, иллюстрации. Считаю, что книга получилась достаточно удачной. В ней разложено буквально все по полочкам, все, что удалось собрать с древнейших времен и заканчивая 1917 годом. Книга насыщена фактическим материалом, различной статистикой.

Из последних изданий надо отметить два комплекта открыток "Старообрядческие храмы Латгалии", но несмотря на такое название тема несколько шире, там я захватил и Ригу, и Екабпилс. В двух комплектах 64 фотографии, можно сказать, что на них запечатлены все старообрядческие храмы Латвии, за исключением Лиепайского и Елгавского.

Издательство "Eve" на латышском языке выпустило гражданский календарь "Молитвенные дома Латвии" на 2006 год с указанием государственных праздников, но с моими фотографиями старообрядческих храмов.

– Как Вы приобщились к фотографии?

– Летом меня отвозили к бабушке в Зилупе, она была педагогом, и там собиралась вся местная интелегенция. Среди них был Константин Яковлевич Кудрявцев или как его сокращенно называли "Коньяк". Он увлекался фотографией, у него был фотоаппарат "Любитель" и тогда было мое первое знакомство с фототехникой, тогда я получил первые познания по фотографии. Зерно было посеянно, но взошло оно гораздо позже.

В начале 80-х годов судьба меня свела с Александром Бондаренко, фанатом фотографии, посвятившим ей всю свою жизнь. Он организовал фотоклуб, в который втянул и меня.

У меня было несколько персональных выставок, последняя состоялась в прошлом году к 50-ти летию. Есть наметки, чтобы издать персональный фотоальбом.

Сегодня освоил цифровую фотографию, и второй комплект открыток наших храмов был сделан уже цифровой камерой.

Будучи председателем одной из ведущих старообрядческих общин Латвии и выполняя большой объем различных работ, Владимир Владимирович на собственном опыте знает о проблемах в современном староверии, о трудностях с которыми приходиться сталкиваться и преодолевать. И происходящее не может оставить никого равнодушным и безразличным к будущему Латвийского староверия.

– Как Вы оцениваете сегодняшнее состояние Латвийского староверия и каковы наши перспективы?

– Главная проблема у нас на сегодня в малом количестве наставников должного уровня, которые отвечали бы необходимым требованиям в духовном и моральном плане. Если нет пастыря, то и паства не может быть на нужном уровне. Самая насущная проблема это подготовка наставников.

Вторая проблема – финансирование наставников. Маленькие сельские приходы бедны, они не смогут содержать наставника, но люди там есть и их духовные потребности надо удовлетворять. Значит должно быть налажено финансирование для тех, кто решит себя посвятить наставническому служению. Если ты взялся за пастырское служение, то должен полностью себя ему посвятить, не будучи вынужденным, зарабатывать еще на жизнь.

– Ваши пожелания староверам, читателям газеты.

– Старообрядцам желаю, не стыдится своих корней, обращаться к своим корням и не ленится участвовать, по мере сил, в духовной практике, в культурных старообрядческих мероприятиях.

Сегодня староверие переживает нелегкие времена, идет размытие ценностей, человек многого не понимает, он может идти в моленную и тут же в "новое поколение", или в патриаршую церковь. Происходит сумятица в умах, но все-таки надо определиться. Наши предки шли сознательно на смерть за идеалы, а сейчас все с легкостью предается. Для любого человека важно найти свое место в жизни. Каждый из нас приходит в этот мир, с каким то предназначением, и каждый должен найти именно свой крест и свой крест нести.

По материалам источников: "Старовер-Поморец"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /