ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Охота на Богов

Евгений Пахомов :: 05 февраля 2009

Это фото пришло мне по почте от пакистанского приятеля-журналиста. До меня не сразу дошло, что изображено на фотографии – кадр сделан камерой мобильного телефона. Но потом я понял, что это – обезображенный лик Будды из Джаханабада, один из самых известных древних монументов Пакистана.

"Они опять были там" – гласила подпись. Кто эти "они", понятно без объяснений – бойцы радикальных исламских группировок.

Пакистанские историки и либеральные журналисты давно бьют тревогу – боевики принялись планомерно и упорно уничтожать памятники древней буддийской культуры, очевидно, подражая афганским талибам, которые в 2001 году разрушили великие древние скульптуры. Больше всего местных коллег беспокоит равнодушие всех – и властей, и мировой общественности. "Когда талибы уничтожали статуи Будды в соседнем Афганистане, весь мир пытался их остановить, а когда то же самое они творят в Пакистане, все молчат!", – возмущен известный тележурналист Аслам.

Пакистанские журналисты просят своих коллег привлечь внимание к этой проблеме. Я уже писал о трагедии буддийских памятников Пакистана для одного авторитетного еженедельника. Но с тех пор ситуация в Свате стала еще серьезнее. И, конечно, одно дело, когда читаешь сообщение, что исторический памятник покалечили. Совсем другое, когда на фото видишь, что именно сделали со знаменитым барельефом, изображение которого многим востоковедам и искусствоведам известно еще со студенческой скамьи. И чувствуешь злость от собственного бессилия.

Вы можете себе представить Будду или Бодхисаттву, одетого в греческий хитон? Или буддийскую ступу, украшенную изображениями античных атлантов, держащих небесный свод? А вот в Пакистане такое можно увидеть – здесь, в бассейне реки Инд, в древности находилась великое буддийское государство Гандхара. Именно сюда пришли в IV веке до нашей эры фалангисты Александра Македонского, мечтавшие завоевать "страну сказочных богатств" – Индию. Вместе с ними пришла и эллинская культура, слившаяся с местной. Одним из главных центров этой прекрасной и странной культуры и стал Сват.

Увы, Сватская долина уже пару лет не сходит с лент информационных агентств, наряду с расположенной неподалеку от нее Зоной племен – эти две территории в Пакистане стали самыми нестабильными. Правительственная армия ведет здесь настоящую войну с исламистами, которые отступать не собираются. Дошло до того, что, согласно последним сообщениям, действующие здесь группировки "Техрик-э-талибан-э Пакистан" (Движение пакистанских талибов) и "Техрик-е-Нафаз-е-Шариат-е-Мохаммади" ("Движение за установление шариата Мухаммада") потребовали закрыть все школы для девочек как "не соответствующие вере".

Трудно поверить, что совсем недавно долина была спокойным туристическим местом. Горный климат позволял спасаться от страшной южно-азиатской жары. В летние месяцы на берегах реки Сват, давшей название долине, собирались толпы отдыхающих. Из-за этого самого мягкого климата еще в древности здесь и стали строить монастыри и религиозные центры буддийские монахи.

В свое время среди почитателей сватских древностей был сам Уинстон Черчилль: молодым офицером он служил в Британской Индии (в которую входила территория современного Пакистана) совсем неподалеку от нынешней столицы Свата города Мингора и, говорят, частенько приезжал сюда – побродить среди развалин. Сторожевой пост "Пикет Черчилля", на котором служил будущий премьер Великобритании, сохранился до сих пор.

Памятники культуры Гандхары (которые сохранились в Пакистане и в Афганистане) уже переживали нападения истовых правоверных (считающих эти скульптуры "греховными идолами"), внизу в долине есть высеченные в скалах фигуры, лики которых изуродованы еще в средние века. Но немало буддийских памятников здесь оставалось нетронутыми. Простояв полторы-две тысячи лет и пережив множество войн, царств и завоеваний, сегодня они становятся жертвами религиозных радикалов XXI века.

Барельеф Будды из Джаханабада – прекрасная работа мастеров древней Гандхары и одно из самых известных изображений той эпохи. Высеченный в высокой скале над долиной, он сидит в позе медитации. Миндалевидные глаза полузакрыты, на губах легкая полуулыбка, которую специалисты сравнивали с улыбкой Джоконды.

Атаки на джаханабадской барельеф (ставший неофициальным символом всего Свата!) начались еще в 2007 году – боевики в масках попытались взорвать скалу, в которой он высечен. Сразу уничтожить большую каменную фигуру (высота композиции – семь метров) оказалось невозможно. Поэтому атаки продолжились и в ушедшем году. Что происходит сегодня, сказать трудно – доступ прессе в Сват ограничен. Но, по разным данным, нападения повторялись. Во время одного из последних Будде изуродовали лицо, и фигура потеряла свои знаменитые полузакрытые глаза, с философским спокойствием смотревшие на мир.

Мой приятель, журналист Мохаммад Тахир добрался-таки до барельефа в конце ушедшего года и сфотографировал то, как монумент выглядит сегодня. И прислал это фото.

Археологи Пакистана уверены, что радикалы не остановятся. По мнению специалистов, окончательное уничтожение этого памятника будет сравнимо для мира с потерей статуй из Бамиана, уничтоженных талибами в Афганистане. В Сватской долине есть еще десятки менее крупных древних изображений, судьба которых тоже под угрозой.

"Представляешь, недавно в Пешаваре на заседании провинциального правительства я спросил у министра информации господина Канджу, что власти собираются делать для защиты древних монументов, он просто уклонился от ответа под смех его коллег, которые советовали ему молчать, мол, ляпнешь не то, исламисты тебя накажут", – возмущается журналист Аслам.

Власти и полиция просто не хотят связываться с охраной памятников – боятся. Армия, действующая в Свате, уверяет, что это – не ее дело. А историки и сотрудники местного музея не имеют физической возможности защитить древности – их не так много, и у них нет оружия. Все, что они могут – это сообщать "наверх", что разрушения продолжаются.

Справедливости ради нужно отметить, что против разрушений старинных памятников выступают даже многие религиозные деятели страны. Но исламисты талибского образца никого не слушают.

Я видел джаханабадский барельеф в начале 2007-го. Мы с супругой поднялись по живописному склону, где Будда приветствовал нас знаменитой полуулыбкой. Поражало сакральное спокойствие этого места, расположенного совсем недалеко от оживленной дороги. Через несколько месяцев скульптура переживет первую атаку.

Как я уже говорил, журналисты попросили меня и других зарубежных коллег привлечь внимание к этой проблеме. Я пообещал. Но что можно сделать, разве только напечатать фотографии того, как Будда выглядел еще совсем недавно. Чтобы все поняли, что мы теряем...

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама