ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Перспективы развития РПЦ и межрелигиозных отношений в России обсуждались на конференции религиоведов

Юлия Зайцева :: 06 февраля 2009

Одно из пленарных заседаний прошедшей недавно в Москве Международной научной конференции "Религия в современном обществе" было проведено по теме "Религиозные организации в современном мире". Основная часть докладов была посвящена проблемам религиозной жизни в России, однако были и доклады теоретического плана.

Так, профессор Социологического факультета МГУ академик РАО Виктор Гараджа, будучи одним из разработчиков образовательной области "Религиоведение", высказался в пользу одноименного курса в школьной программе, но не отдельным уроком, а через введение религиоведческих знаний в курсы гуманитарных дисциплин. Свое предложение он обосновал необходимостью отказаться от парадигмы, усвоенной еще в эпоху Просвещения: о противопоставлении и борьбе светского и религиозного, науки и религии. Главное – "осознать целостность человеческой культуры и наладить диалог между ее частями", считает ученый. Тем более что почва для такого диалога имеется: по его наблюдениям, сегодня в светскую жизнь активно включается "религиозная составляющая", а религия (речь шла преимущественного о Русской Православной Церкви (РПЦ) и ее новом предстоятеле) отнюдь не чужда "светским моментам", в частности, национализму: если для древней Церкви не было "ни эллина, ни иудея", то для современной РПЦ "они есть", заметил ученый.

Проводя резкую границу между религиозным и светским, чаще имеют в виду клерикальное и светское, и тогда это разграничение обоснованно, заметил другой докладчик – православный священник из Санкт-Петербурга протоиерей Владимир Федоров, а также кандидат философии и богословия, религиовед, доцент Русской христианской гуманитарной академии. Его сообщение было посвящено взаимосвязи христианской миссии, экуменизма и толерантности. Если понимать миссию как "свидетельство любви", то она невозможна без толерантности и экуменизма как "сотрудничества в деле миссии". "Мало кто в России с этим согласится", – – отдает себе отчет о.Владимир, но он настаивает на том, что верное понимание миссии и экуменизма – это не только внутрицерковная проблема, а "забота всего общества, т.к. антиэкуменическая позиция всегда связана с ксенофобией, фанатизмом". При этом важно различать толерантность как "взаимное уважение, готовность к диалогу, то, что ведет к миру" и политкорректность, которая на самом деле происходит от нетерпимости ("Уберите ваши елки, кресты, хиджабы и т.д."), отметил священник.

Религиоведческую конференцию трудно представить без социологических докладов. Доктор социологии, религиовед, доцент Санкт-Петербургского университета Михаил Смирнов проанализировал "резкую метаморфозу" в отношении к религии за последние 20 лет в российском обществе. По его словам, маятник общественного мнения слишком резко качнулся от неприятия религии как "опиума" до признания ее значительной роли, однако последнее "слабо связано с самим содержанием религии". В результате массовая и демонстративная самоидентификация людей как верующих (православных – 71 %) на деле означает или "исповедание без принадлежности", или "принадлежность без исповедания". Первую часть этого каламбура докладчик объяснил как отнесение себя к верующим (при этом только 1/3 от 71% верят в существование Бога, а 10 % из этих же "православных" в Бога вообще не верят), но без конфессиональной идентификации, без потребности реального членства в религиозной организации; а вторые – наоборот, осознают себя принадлежащими именно к РПЦ как к "идеологическому началу, инструменту решения социальных задач", не вникая в основы вероучения. Главный вывод исследователя: "Религиозные институты активизируются как инструментарий для решения задач государства и общества, не имеющих отношения к религии. В такой ситуации возникает риск дискредитации религиозных систем, которые не в состоянии удержаться от избыточной мирской вовлеченности, и этот риск тем выше, чем больше претензии религиозных объединений на монополизацию духовной сферы".

Научный сотрудник Центра восточноевропейских исследований Николай Митрохин посвятил свой доклад межрелигиозным отношениям и тоже начал со статистики. По его данным, "реальных" верующих – по 0,5 % от всего населения от православных, протестантов и мусульман, т.е. примерно поровну, несмотря на то, что число православных приходов превышает число зарегистрированных протестантских и мусульманских общин более чем в 2,5 раза. Однако официальная статистика не учитывает незарегистрированные общины двух последних вероисповеданий, которых значительно больше. Кроме того, в 13 регионах протестанты опережают православных по числу зарегистрированных общин, а в 6 регионах на первом месте по числу общин – мусульмане. На этом фоне с 1997 г. в межрелигиозных отношениях сложилась "патерналистская модель", когда РПЦ играла в диалоге с государством ведущую роль и представляла в большинстве случаев все остальные религиозные организации. Однако, по утверждению докладчика, в 2004 г. эта модель привела к "глубокому конфликту", главным образом – между РПЦ и мусульманским сообществом, и этот конфликт до сих пор не разрешен. С избранием Патриарха Кирилла связаны "неоднозначные перспективы": с одной стороны, сам он, будучи главой ОВЦС МП и сопредседателем Межрелигиозного совета России, "в немалой степени ответствен за эту ситуацию". С другой стороны, будучи правящим архиереем Смоленской епархии, он создал там некое межконфессиональное равновесие: "преследуя свои интересы, не притеснял других". Может ли эта модель "большого папы", как назвал ее Н.Митрохин, распространиться на федеральном уровне? В самом начале патриаршества Кирилла можно лишь поставить этот вопрос, полагает эксперт.

Профессор центра изучения религий РГГУ Александр Агаджанян представил коллегам новый исследовательский проект "Современные православные приходы: 20 лет трансформации". Используя методы социо-антропологического исследования, ученые надеются проследить "глубокие, малозаметные процессы в Церкви", которые происходят именно на уровне базового института – приходов. В ходе исследования предполагается дать ответы на следующие вопросы: в какой мере современные приходы воспроизводят "традиционную, консервативную" модель или создается новая; как повлияло на приходскую жизнь наследие советского периода; какова приходская динамика за 20 лет; насколько приход интегрирован в жизнь местного населения; каковы взаимоотношения со светскими властями и т.д. Пока проект только начинается; уже есть данные по 20 приходам разных епархий . Исследование обещает быть интересным, тем более, если учесть, что в Европе уже с 70-80-х гг. прошлого века говорят о "конце приходской цивилизации".

Заседание завершилось оживленной дискуссией.

Источник: Благовест-инфо

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама