ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

20 лет вместе

Борис Клин :: 09 февраля 2009

В 1989 году многие евреи в нашей стране мечтали перебраться в Америку. А юный выпускник ешивы – высшего духовного училища – Берл Лазар из Нью-Йорка отправился в Москву и стал Главным раввином России. Удалось ли ему возродить религиозную жизнь? Почему евреи молятся о возвращении в Иерусалим, но не торопятся уехать туда? Несут ли они ответственность за своих соплеменников, участвовавших в революции 1917 года, за их кровавые преступления против православных? На эти и другие, прямо скажем, не очень приятные вопросы Главный раввин России Берл Лазар откровенно ответил обозревателю "Известий" Борису Клину.

"Еврейская община России выжила – это чудо!"

вопрос: Сколько сегодня евреев в России?

ответ: Это самый сложный вопрос. Нет другой страны, которая потеряла бы столько евреев. И не только во время войны. Больше всего – от ассимиляции. По нашим подсчетам, сегодня в России точно более миллиона евреев. Но на самом деле их может быть намного больше. Просто они сами не знают, что их бабушки или прабабушки были еврейками.

в: Насколько русские евреи религиозны?

о: По крайней мере, раз в году ходят в синагогу на годовщину смерти родителей, покупают мацу к Песаху – примерно полмиллиона.

в: Почему так мало?

о: То, что в России, несмотря на 70 лет советских гонений, вообще сохранилась еврейская община, выжила, – уже чудо! В Испании, где действовала инквизиция, еврейская община исчезла.

в: С вашей точки зрения, евреи – это нация или религиозная группа? Может ли человек сказать: "Я русский иудей" или "я итальянский иудей" или "я французский иудей"?

о: Это точно – религия. Никакая нация не выжила бы в диаспоре столько лет. Если итальянец уезжает из Италии, через два поколения его потомки уже не знают, что они итальянцы. Евреи живут в разных странах уже две тысячи лет. И даже больше. Ведь после разрушения Первого Храма не все вернулись в Израиль, но остались евреями. Вера. Образ жизни. Не только религиозный, есть еще много культурных компонентов.

в: Тогда какие же в России евреи? Необрезанные, иврита вообще не знают. На идише (языке европейских евреев) люди пожилые могут лишь выругаться: "Киш ми ин тухес" (поцелуй меня в з...цу). Но какой смысл это говорить – все равно никто не поймет...

о: Конечно, многое исчезло. Но многое и напоминает евреям о том, кто они. Еврейская кухня, например. Я говорю не только о маце. Это и фаршированная рыба, и кнейделех... Можно длинный список составить. И каждый еврей помнит, что бабушка это готовила. Почему? Не только потому, что это было вкусно, не только потому, что она умела готовить, а потому что она понимала – через желудок она может передать внуку те воспоминания, которые хранит с детства. Еще есть еврейские песни, еврейский фольклор, анекдоты. Мы верим, что религия сыграла огромную роль. Какие-то детали, связанные с еврейством, люди передавали из поколения в поколение.

Сегодня мы видим, как у молодых ребят возникает внутреннее, очень сильное ощущение еврейства. Оно дает им желание узнать больше, учиться, ходить в синагогу, посылать детей в еврейскую школу. Я думаю, что у российских евреев это чувство иногда сильнее, чем у американских евреев и у европейских. Там было легко быть евреями, и они никогда не ощущали потребности защищать свое еврейство.

"Душа каждого еврея в Израиле. В духовном Израиле"

в: Как вы думаете, изгнание евреев из земли Израиля, рассеяние, жизнь в диаспоре – это благо или проклятие?

о: В Талмуде сказано, что Бог оказал милость евреям, рассеяв их по всему миру. В Израиле многие евреи уже забывают – кто они. Они израильтяне, а еврейство для них стало второстепенным понятием. Еврей диаспоры всегда будет помнить, кто он. А забудет – ему напомнят другие.

в: В прошлом веке журналист Артур Кестлер, страстный сионист, писал: "Религия теряет всякий смысл, если вы продолжаете молиться о возвращении в Сион даже тогда, когда вы твердо решили туда не ехать". Вы же не собираетесь переселиться на постоянное место жительства в Иерусалим. Тогда зачем вы молитесь: "На следующий год в Иерусалиме"?

"Мы верим, что человек религиозный добрее, честнее, чем атеист. Религия сама помогает человеку определить, что правильно"

о: Мы молимся каждый день о возвращении в Сион, это желание, чтобы люди начали жить, как жили они во времена царя Соломона, когда был мир в мире, когда войны прекратились. Мы верим, что придет время, когда снова будет построен Храм, люди будут жить в мире, все народы будут, как написано в Торе, молиться единому Богу, верить в Бога, и тогда уже будем жить по-другому. Это образ, метафора. Речь идет о приходе мессии.

в: Современный израильский автор пишет: "Галутный еврей (галут – изгнание, т.е. еврей, живущий за пределами Израиля. – "Известия") – безнравственное существо. Он пользуется всеми благами приютившей его страны и в то же время не отождествляет себя с ней полностью. Эти люди требуют для себя особого статуса – иметь две родины". Прокомментируйте, пожалуйста.

о: Я бы сказал, что у еврея в диаспоре есть одна Родина, где он родился, где живет, чувствует себя частью общества. Но в сердце есть ощущение, что Израиль – это страна, которая очень близка ему. Душа, я думаю, у каждого еврея находится в Израиле – не в политическом Израиле, не в экономическом Израиле, а в духовном Израиле. Если Россия и Израиль играют в футбол, я уверен – 90% евреев в России будут болеть за Россию. Не потому, что они против Израиля, просто Россия – их Родина.

"Не более терпимы, чем другие народы"

в: Вы часто призываете к терпимости в межнациональных отношениях. Насколько русские евреи терпимы по отношению к другим нациям?

о: Не могу сказать, что евреи более терпимы, чем другие народы.

в: Недавно я с удивлением узнал, что здесь, в Московском еврейском центре, есть спортивный клуб, куда принимают только евреев. Причем еврейство нужно подтвердить свидетельствами о рождении родителей. Практически по той же процедуре, как и в посольстве Израиля для получения гражданства. Представляете, что начнется в СМИ, если кто-то сейчас в Москве повесит табличку у входа в спортзал: "Вход только для русских"?

о: Я первый раз слышу об этом. Если сама группа захотела соревноваться между собой... Но это неправильно. Я всегда рассказываю, что в моем детстве все мои друзья были неевреями. Я с ними играл. Возможно, там занятия платные, и кто-то, кто взял расходы на себя, так захотел... Странно. Мы стараемся быть открытыми для всех. Правда, бывают религиозные программы. Тогда нееврею может быть задан вопрос: зачем ему? Чтобы, по крайней мере, он знал, куда он собирается ходить, а если дело касается ребенка, чтобы родители поняли, чему его будут учить. Мы не каждого признаем евреем, но не закрываем двери для неевреев.

в: В Израиле 80% населения – евреи, и страну называют еврейской. В России 80% – русские. По этой логике Россия – русское государство. Вас от такой формулировки не коробит?

о: Зависит от того, что в это вкладывается. Если это понимание, кто населяет Россию, то да – в основном это русские. И менталитет здесь – русский. Если о правах человека, о правах меньшинств, то надо разбираться отдельно.

в: Вас никак не задевает, что Рождество – государственный выходной день?

о: Это правильно. Так же как и Новый год – это русские праздники. И воскресенье – выходной день. Все правильно.

в: В отношениях с Русской православной церковью есть проблемы?

о: Есть вопрос по преподаванию в школах основ религии, основ православной культуры. Он обсуждается. У нас разные подходы. Но в целом у нас с лидерами православия очень хорошие отношения.

в: А с мусульманами? Во время недавней операции израильских войск в секторе Газа муфтий Нафигулла Аширов опять допустил антисемитские высказывания. В аналогичной ситуации год назад ФЕОР приостановила отношения с Советом муфтиев. Потом вроде бы было достигнуто соглашение, согласно которому муфтии обещали воздерживаться от оскорбительных для евреев заявлений. И уже через неделю они были нарушены. Давно уже очевидно, что часть мусульман, находящихся под влиянием Совета муфтиев, не испытывает к евреям братских чувств. А вы не реагируете, продолжаете демонстрировать видимость межрелигиозного мира. Для чего? Хотите сделать приятное властям?

о: Хороший вопрос. Год назад на встрече с председателем Совета муфтиев Гайнутдином мы слышали, да и не только мы, но и вся страна слышала, очень четкое определение: г-н Аширов не выступает от имени Совета муфтиев. Были основания надеяться, что он будет из него исключен. Но этого не произошло. К сожалению, он продолжает выступать дальше. Мы полагаем, что в Совете муфтиев России есть радикальные силы, а г-н Гайнутдин, к сожалению, не контролирует ситуацию. Он заверял нас, что не согласен с муфтием Ашировым, мы это слышали многократно. Поэтому реально, практически, мы с Советом муфтиев не сотрудничаем. Когда мы получаем от них приглашения, мы их не принимаем. Я общаюсь с г-ном Гайнутдином как с одним из муфтиев.

в: Ближневосточный конфликт может отразиться на отношениях между российскими евреями и мусульманами на бытовом уровне?

о: Этого не было раньше и с Божьей помощью не будет и впредь.

в: Некоторые раввины резко осуждают смешанные браки. Я женат на русской женщине. Я – плохой еврей?

о: Не дай Бог! Хотя понятно, что смешанные браки – большая проблема для евреев. В таких случаях дети сами не понимают, кто они – евреи, не евреи... Я думаю, что это неправильно, потому что дети должны чувствовать, что дома есть общее мировоззрение. Если оба родителя евреи, дети будут действительно ощущать себя евреями, они будут стараться узнать, кто они. А когда мама ходит в церковь, папа в синагогу (или наоборот) или в мечеть, это нехорошо.

в: Может быть, дети вырастут и сами сделают свой выбор?

о: Нельзя дать детям возможность все выбирать самим. Если предоставить им полную свободу, они будут употреблять алкоголь, употреблять наркотики. Детей нужно воспитывать. Нужно направить их на правильный путь. Потом они решат – идти дальше или нет. Родители обязаны привить им понимание, что есть Бог, что есть моральные ценности.

"Троцкий – пример того, что может натворить еврей, лишенный веры в Бога"

в: Александр Солженицын, и не только он, многие публицисты, историки, да и просто люди часто задаются вопросом: "Почему евреи гордятся своими лауреатами Нобелевских премий, учеными, инженерами, врачами, деятелями искусства, но категорически не признают ответственность за еврейских мерзавцев – Троцкого, Свердлова и прочих революционеров?" Почему евреи требуют покаяния от немецкого народа за преступления, совершенные немцами, но не желают принять моральной ответственности за то, что сделали евреи-чекисты, евреи-коммунисты во время революции и Гражданской войны?

о: Бывают хорошие евреи, бывают нехорошие евреи. Бывают хорошие неевреи, бывает нехорошие неевреи. Мы верим, что человек религиозный добрее, честнее, чем атеист. Религия сама помогает человеку определить, что правильно, а что – нет. Люди, которых вы назвали, – нехорошие евреи. Они выступали против религии.

Что касается немцев, то они уничтожали мирных жителей только за то, что они евреи. Если бы они были просто солдатами армии, у нас бы не было никаких претензий к немцам. Война – есть война, солдаты убивают друг друга.

в: Но евреи-чекисты зачастую убивали православных не в бою, убивали мирных жителей за то, что они были православными.

о: Они убивали не только православных. Они убили много евреев. Они руководствовались атеистической идеологией. Атеизм не еврейская идеология. Если бы она была еврейской идеологией, суть которой в том, чтобы убивать православных, я бы сказал: "Мы виноваты, еврейство в целом виновато в этом". Но мы не виноваты в том, что люди, родившиеся евреями, но которые вели себя не как евреи и пошли против всех законов еврейства, творили страшные преступления.

в: Немцы могут ответить так же. "Люди, которые родились немцами, но вели себя не как немцы"... Я не понимаю. Вот человек, родившийся в еврейской семье, но никогда не ходил в синагогу, не был обрезан, Тору в глаза не видел, но он – выдающийся музыкант, и мы говорим: он еврей. А если злодей, заливший Россию потоками крови, был евреем по происхождению, мы говорим: нет, он не еврей. Позор еврейского народа существует?

о: Существует. Такой еврей, как Троцкий, который не исповедовал религию, но получил еврейское воспитание и пошел против него, – это позор. Троцкий, Каменев, Зиновьев, Урицкий и другие, им подобные, – это пример того, до чего может дойти еврей, лишенный веры в Бога. И сегодня есть такие евреи, которые являются позором для еврейства. Вот недавно в Америке поймали жулика на бирже.

"Моя жена и дети говорят дома по-русски"

в: Давайте от политики перейдем к вещам более приятным. Расскажите о своей семье. Вы же самый многодетный отец среди религиозных деятелей России. Сколько у вас детей?

о: Двенадцать. Старшей девочке 17 лет. Время идет очень быстро.

в: Вы могли бы что-нибудь рассказать о вашей супруге? Мы хотели взять у нее интервью, но получили отказ. Это вы не разрешаете ей общаться с прессой?

о: Когда я стал Главным раввином, мы решили, что моя жена и дети не должны от этого страдать. Я стал публичным человеком. Но для нас очень важно, чтобы наши дети не испытывали какого-то особого отношения к себе, не чувствовали себя привилегированными благодаря положению отца. И все заметили, что я очень редко показываюсь с женой или с детьми. Они должны расти как обычные дети, как все. В школе все преподаватели знают, что они должны себя вести как все. И внутри общины тоже. И дети это знают.

в: Как они учатся? И как ваша жена справляется с таким огромным количеством детей? Вам удается общаться с ними?

о: Слава Богу, я горжусь ими. Недавно у нас были каникулы, и вся семья отдыхала вместе. Я потом думал: слава Богу, что у нас все дети очень хорошо учатся, очень хорошо молятся. Они все отличники, они понимают, что учеба – это важно. Я это видел во время каникул. Они ведь не обязаны учиться, от школы тоже надо отдыхать. Дети все равно читали книги. В свободное время они сидели с книгами! Это было так приятно!

Они верующие, они сидят и молятся, они очень серьезно к этому относятся, и очень интересно слушать их разговоры на эту тему. И они очень дружны между собой. Так хорошо общаются, старшая 17-летняя девочка играет с самой младшей, которой полтора года. Наши дети ходят в разные кружки, например, две дочки ходят в кружок рисования. Две играют на фортепьяно и на гитаре. Водит их на кружки жена, иногда няня.

Вообще раньше у моей супруги была мечта создать семейный оркестр. К сожалению, пока не получается. Но, может быть, все еще впереди.

в: На каком языке они между собой говорят?

о: На идише или на русском. И дети, и супруга. Я русским еще не очень хорошо владею. Продолжаю заниматься им. Всего я знаю 6 языков, но русский самый трудный.

в: Как отдыхает главный раввин? В кино ходит, в рестораны?

о: В этом году впервые за многие годы мы отдыхали за пределами России. Раньше ездили в дом отдыха в Подмосковье. И там катались на лыжах.

в: На обычных или на горных?

о: Я – на горных, некоторые дети тоже на горных, некоторые – на обычных. На лошадях верхом ездили. Спорт очень важен для всех, но для детей – в особенности.

в: Чем еще кроме конного спорта и горных лыж вы увлекаетесь?

о: Футболом и плаваньем.

в: В бытовом плане что было самым тяжелым после переезда в Россию?

о: Поначалу было вообще очень тяжело. Мы даже не представляли насколько. Нет кошерной пищи, нет условий для воспитания детей по-еврейски. Когда сгорела синагога, мы думали, что приехали в страну, где нас не хотят видеть. Но все изменилось – радикально. Сегодня есть еврейские школы, университет, не говоря уже о кошерных продуктах и возможности соблюдать Субботы. У нас хорошая община. То, что было здесь лет двадцать тому назад, и то, что сегодня, это вообще день и ночь.

в: Вы довольны?

о: Никогда не доволен. Мы верим, что нужно было сделать больше

Источник: Известия

См. также
Берл Лазар
Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама