ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Церковный вестник": Анатолий Артемов. Кто и как проповедует "русский ислам"?

04 сентября 2003

В последнее время многие издания, пишущие на религиозные темы, все чаще обращаются к исламской тематике. Нередко в публикациях звучит тревожные, если не сказать панические, нотки. Говорится о якобы стремительной исламизации России, о невиданных успехах исламских миссионеров среди людей православной культуры и будто бы неизбежном столкновении двух цивилизаций в культурном и политическом пространстве России. Некоторые публицисты всерьез полагают, что, если не принять решительных мер по борьбе с "исламской экспансией", то Россию в ближайшее время ожидает трагическая судьба Византийской империи. В результате этой пропаганды "исламская угроза", ранее отодвинутая на задний план агрессией тоталитарных сект, католическим прозелитизмом и проблемами глобализации, в глазах простых верующих постепенно занимает место главного вызова православному христианству. "Церковный вестник" начинает публикацию статей, посвященных проблемам "русского ислама". Первая из них — о проекте Сергея Градировского.

На первый взгляд, рост исламофобских настроений у православных публицистов кажется следствием многочисленных терактов, войны в Чечне и постоянно муссируемой СМИ темой "столкновения цивилизаций", однако при ближайшем рассмотрении этой проблемы становится ясно, что основным раздражающими фактором для них оказываются развернутая в интернете агрессивная информационная политика так называемых "русских мусульман" и проект "Русский ислам", неожиданно ставший притчей во языцех. Эти два феномена уже породили столько слухов и легенд, что нуждаются в дополнительных комментариях.

Разрабатывая в 2000 году проект изучения исламского сообщества в Приволжском федеральном округе (ПФО), советник полномочного представителя Президента в ПФО Сергей Градировский, наверное, даже не мог себе представить, что его довольно заурядное детище станет в глазах многих аналитиков ярким свидетельством ваххабитской экспансии в российские органы власти.

Если верить основному рабочему документу аналитической группы Градировского, получившему название "Логика устного доклада", главная цель проекта "Русский ислам" была вполне прагматична и состояла в установлении государственного контроля над ключевыми сферами мусульманской жизни в ПФО (а в перспективе и во всей российской умме) — кадровой политикой, образованием и внешними связями. Для достижения этой цели предлагалось решительно отделить российскую умму от мировой, придав ей ярко выраженный национальный, "русский" (читай — российский) характер. Возможное сопротивление мусульманской элиты предполагалось подавить игрой на внутримусульманских противоречиях, а в будущем ввести в нее новых мусульманских лидеров, просвещенных и полностью лояльных государству выпускников специально созданного для этих целей государственного исламского вуза.

В теории все выглядело красиво и логично, однако практическая реализация проекта оказалась принципиально невозможной. Умудренные опытом мусульманские лидеры, на деле оказавшиеся совсем не такими серыми посредственностями, какими рисовала их "Логика", восприняли инициативы Градировского с плохо скрываемым скепсисом. Многие из них еще не забыли, как в 1999 году неудачные манипуляции с российским исламом закончились отставкой одного высокопоставленного чиновника Администрации Президента.

Вскоре "Логика" и ряд других важных документов проекта по недосмотру или же сознательно просочились в сетевые СМИ. И после этого не замедлил разразиться крупный скандал. Проект Градировского одновременно осудили Центральное духовное управление мусульман России и альтернативный ему Совет муфтиев России, идейный лидер "русских мусульман" Вячеслав-Али Полосин и его непримиримые оппоненты из Союза православных граждан. Их общим девизом стала удачная фраза одного из муфтиев, остроумно заметившего, что автор проекта "Русский ислам" не имеет отношения ни к русским, ни к исламу. В итоге ни один из заметных мусульманских лидеров не поддержал идей Градировского, и даже аппарат полпреда в Приволжском федеральном округе постарался дистанцироваться от столь неоднозначной инициативы, тем более, что новый советник С.В. Кириенко по религиозным вопросам Дмитрий Журавлев проявил себя последовательным противником "Русского ислама". Таким образом, единственный феномен детища Сергея Градировского заключается лишь в его единодушной обструкции. Настолько провальные проекты — редкость даже для богатой на скандалы новейшей истории России.

Безвременно почивший "Русский ислам" оставил в наследство высококачественные полевые исследования жизни приволжских мусульман, фильм об одиозной общине "русских мусульман" Петрозаводска и все еще живую идею организации всероссийского исламского вуза, контролируемого государством. На последнем пункте имеет смысл остановиться подробнее.

В числе мероприятий, рекомендованных Градировским для упрочения государственного контроля над жизнью мусульманского сообщества страны, значилось создание в Московской области общероссийского исламского университета, учебные программы которого были бы тщательно выверены светскими специалистами на предмет лояльности государству. Молодых мусульман предполагалось привлечь в университет дипломами государственного образца и наиболее высоким среди прочих мусульманских вузов рейтингом. В случае успеха такой инициативы государство смогло бы смягчить острую проблему выпускников зарубежных ваххабитских медресе, которые с каждым годом все более активно теснят традиционных мусульман по всем позициям.

Эта идея Сергея Градировского выглядела здраво, однако имела один серьезный недостаток. Как известно, проблемы исламского образования в России связаны не столько с количеством медресе (которых, кстати, значительно больше, чем православных семинарий и академий), сколько с их качеством. В действительности было бы логичнее не создавать новый вуз, а укрепить уже существующие (по меньшей мере три из них претендуют на статус общероссийских). Впрочем, если проект создания общероссийского исламского университета все же будет реализован, преодолев множество законодательных препон, нам стоит только порадоваться за братьев-мусульман — ведь с их помощью Русская Православная Церковь может потребовать и создания финансируемых государством православных университетов.

"Церковный вестник", № 16 (269) август 2003 г.
[оригинал статьи]

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама