Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы, дорогие о Господе участники Чтений!
Введение
Мое выступление не будет отчетным. Я предлагаю поговорить о православном интернет-форуме как о духовном явлении, поразмышлять о конфликтах, сопровождающих это явление и о практических способах их избегать, побеждать или использовать.
Так как православные форумы могут быть достаточно многолюдны (скажем, на форуме диакона Андрея Кураева за день работы Поместного собора было 280 тыс. обращений, а одновременно в он-лайне присутствовало 1100-1300 человек), то пренебречь таким явлением оказывается уже нельзя форумы стали полноценным современным СМИ.
Православный форум как духовный феномен
Религиозный форум вообще и православный в частности представляет собой уникальное явление это пространство, на котором большое число людей разных вер имеют возможность спрашивать, дискутировать, выяснять позиции, приводить аргументы, говорить о вере, о жизни, а также организовываться для совместных дел. Т.е. свидетельство о вере перестает быть только делом внутренней жизни человека или круга его близких друзей, оно обращается на окружающий мир. Кроме того, форум не только обеспечивает обсуждение, но и закрепляет его. Слова не просто произносятся они записываются и фиксируются. Фактически, такое сочетание встречается только на Интернет-форумах. Сообщества или популярные дневники живого журнала от форума почти ничем не отличаются (и далее будем иметь в виду и их). Все же остальные способы живые беседы, электронные чаты, переписка либо охватывают значительно меньшее число людей, либо обсуждения на них просто исчезают после произнесения.
В результате присутствия на форумах большого количества разномыслящих людей, там происходит такое количество конфликтов, что многие люди (не только православные) относятся к форумам с большой опаской, как к явлению духовно вредному.
На самом деле, на форумах мы видим постоянную духовную войну и даже не между людьми, но между силами добра и зла, между истиной и ложью. И духовная война эта не только в спорах между оппонентами, но и внутри каждого пишущего. Когда оппонент далеко и мы не видим его так легко прилюдно осудить, нагрубить или сказать некую формально вежливую гадость. Когда нет строгого надзора за содержанием сотен соотщений так легко пустить слух, высказать некое еретические учение и т.д.
С другой стороны, при правильном подходе форум может стать серьезной духовной школой. Т.е. местом, где мы и сами узнаем нечто новое, и видим не придуманные, а реальные вопросы и сомнения людей. А еще там мы можем на практике проявить такие качества, как знание своей веры, умение рассказать, донести до ближнего свои мысли, как терпение и понимание другого человека, как твердость и снисходительность, как умение совместно радоваться и сочувствовать, как привычка поддержать словом и помочь делом.
Один хорошо знакомый мне настоятель известного древнего храма, также нередко участвующий в дискуссиях в Интернете, сказал мне (думаю, он не осудит меня за эту цитату), что "читая сообщения и видя ответную реакцию разных православных людей, я могу сказать, кто из них имеет навык Иисусовой молитвы".
Собственно, то, что происходит на форумах, порождено самой жизнью. В этом смысле форум является просто ее отражает.
Итак, конфликты на форуме происходят постоянно, по много раз на дню. Большие и маленькие. В целом все они вызваны многообразно проявляющимся грехом и несовершенством человека. И сразу же зададимся вопросом можно ли победить конфликты? Исходя из причины их возникновения, мы должны сказать нет. Победить все конфликты невозможно. Можно даже сказать, что мы ведем войну, в которой обречены не победить.
Но "не победить" в данном случае не всегда проиграть. Некоторые конфликты нельзя искоренить, но можно контролировать и даже использовать. Не давать нам самим и всем участвующем в форуме превратить конфликт в серьезное испытание веры и не дать конфронтации перерасти в войну значит дать многим людям навык побеждать конфликты и в жизни, и в своей душе.
Итак, конфликты на форуме можно разделить на две большие группы: конфликты связанные с самой организацией ресурса и конфликты при его работе.
Конфликты связанные с организацией и организаторами ресурса
Сначала о конфликтах, связанных действиями организаторов ресурса, причинами которых являются исключительно человеческие взаимоотношения, затем о конфликтах, связанных с техническими недоработками.
Органические конфликты
1. Форум начинается с команды его организаторов владельца доменного имени, технического и программного обеспечения, администраторов, с того, как все они понимают задачу форума, законы его жизни, способы его "раскрутки", с того, что прописывают в правилах.
И, как показывает практика, если в начале "на берегу" эти вопросы не будут продуманы, то в какой-то момент обязательно начнется конфликт когда цели и методы работы разных людей из числа организаторов начинают расходиться.
Однако, одной предварительной договоренности недостаточно. Так как если ресурс живет достаточно долго, могут появляться новые участники проекта, да и у действующих меняются цели, и должна быть проработана система взамодействия между участниками, система и иерархия решения споров и конфликтов.
Как показывает практика форумского строительства, недоговоренность в этом может быстро и накорню погубить все дело.
2. Второй проблемой и источником конфликтов являются разные права участников форума. Действительно, нередко даже в правилах прописываются особые права разных групп. И если для одних из них ну например в разделе "Вопросы священнику" могут отвечать только священники это претензий не вызывает, то когда одним участикам даются права скажем открывать темы, а другим не даются это может порождать своего рода зависть: В то же время, если прописываются отличия даже не формальные, а скажем так "нравственные" (одни имеют право осуждать другие нет) это ведет к неминуемому разделению форума по отношении к позиции тех, кто имеет нравственные "преференции".
Возможность предупредить такой вид конфликта с одной стороны четкое осознание необходимости тех или иных предпочтений и четкое и открытое прописывание всех желаемых предпочтений в правилах, с которыми участник соглашается при регистрации на ресурсе.
3. Еще один источник конфликтов лицеприятие и двойные стандарты при модерировании. Объясняется это просто нет двух одинаковых модераторов и нет двух одинаковых участников. Один человек хорошо известен, он уже заслужил доверие и от него некую информацию принимают, а другой является "виртуальной единицей" и сначала должен доказать свою не-анонимность. Кроме того, не бывает и двух полностью одинаковых мнений о какой-либо ситуации.
Как поступать в таких случаях? В ЖЖ проще можно посмотреть в журнал человека. Если он пуст то доверие его словам будет меньше. Однако и на форуме каждый участник должен иметь возможность доказать свою невиртуальность рассказать о себе, для чего на форумах обычно есть соответствующие средства.
Далее, необходима четкая продуманная заранее координация действий между модераторами, коллегиальность решений. Только так можно избежать субъективности. Модератор не "одинокий волк" с кнопкой.
И, наконец, для устранения возникающих межмодераторских противоречий требуется духовное окормление, т.е. в случае конфликта должен быть авторитетный человек, лучше конечно, священнослужитель, могущий примирить поссорившихся.
4. Еще один большой источник конфликтов это собственно подбор модераторской команды. Т.к. форумы у нас существуют как добровольные объединения, а не как работа за деньги, подобрать однородную даже небольшую команду крайне сложно.
Конфликт многократно усиливается, когда команда модераторов не просто неоднородна, но внутренне противоречива и модераторы начинают публично спорить друг с другом, а форум гибнет, превращается в базар или просто в посмешище.
Способ преодолжения: пусть форум не будет быстро развиваться, пусть не будет иметь сразу много разделов, но команда модераторов должна быть грамотно подобрана. И исполнительность тут важна не менее чем оригинальность мышления.
5. Если форум православный, его должны все же модерировать православные участники. Были такой пример модератором одного православного форума назначали то мунита, то просто людей нерелигиозных. Ни к чему хорошему это не приводило команда распадалась.
6. С другой стороны, бывает и такая непростая проблема. Когда команда модераторов получается очень связанная то это может привести к круговой поруке, к лицеприятию, когда участники форума делятся на своих т.е. модераторов и им сочувствующих, которым многое прощается, и чужих т.е несогласных. Это ведет к противостоянию "Мы они" и в каких-то случаях к субъективности и предвзятости.
Как же этого избежать? Должен быть кто-то, кто оценивает действия модераторов как бы со стороны и может в каких-то случаях "наложить вето" или наоборот обратить внимание модераторов на незамеченную ими проблему.
Технические проблемы
Технические недоработки или ошибки при организации ресурса также приводят к трудноисправимым последствиям.
1. Непродуманный выбор ПО сделает форум просто неудобным в работе и, не смотря на добрые идеи, начинание окажется невостребованным и не принесет плода.
2. Отсутствие внимания к таким частностям, как момент регистрации пользователей. Если не предусмотреть заранее защиту от клонирования, то со временем клоны одних и тех же авторов заполонят форум и все усилия по поддержке и модерированию будут потрачены впустую.
3.. Далее, надо помнить, что всегда будут попытки взлома защиты форума, модераторских паролей, хулиганства. Потеря внимательности модераторами и всегда найдутся те, кому будет интересно все удалить или разместить неприличную картинку или матерную ругань.
4. Проблемы могут возникнуть и при недостаточно квалифицированном техническом сопровождении. Так, на форумы порой проводятся DDoS-атаки и другое подобное вредительство технического характера. Если заранее не продумать возможные способы защиты форума, потом уже будет поздно.
Конфликты, связанные с жизнью ресурса
Органические конфликты, т.е. присущие работе форума
Их отличает то, что
они добросовестные, жизненные, люди участвующие в них искренни
при перенесении в реальную жизнь, в другие СМИ они были бы точно такими же
и самое главное они неизбежны
1. Витруальность
Главной чертой любого Интернет-ресурса является "виртуальность" его участников. Т.е. и то, что форумчане, с одной стороны, почти не знают друг друга; что спрятавшись за псевдонимами, они могут выражать свою точку зрения фактически анонимно, и то, что в сети не слышно голоса, не видно выражения лица человека. Соответственно, даже ненамеренно кого-то не так понять или случайно обидеть.
Далее, даже если человек подписывается своим именем, мы часто наблюдаем такой феномен человек в Интернете и он же в обычной жизни как бы два разных человека. Спокойный милый собеседник порой превращается в Интернете в провокатора, насмешника и даже просто хулигана. Когда модераторы лишают его возможности оставлять сообщения, многие удивляются такой приятный человек, это его просто злые модераторы невзлюбили.
2. Между модераторами и участниками.
Подобно тому, как народ наш не любит милицию хотя никто не сомневается в ее необходимости участники форумов не любят модерацию. На самом деле, роль модераторов на форуме всегда двоякая модераторы следят за выполением правил и отслеживают и направляют дискуссии. Однако на модераторов всегда жалуются, всегда недовольны то излишней жесткостью, то излишней мягкостью, то "задавливанием" дискуссий, то потворством пустословию.
Избежать таких конфликтов невозможно. Можно лишь прописать в правилах четкие принципы модерации и их придерживаться.
Но при этом решаться на модерирование значит быть готовым к тому, что завтра тебя назовут душителем православия, а послезавтра гонителем инакомыслящих.
Однако, есть и искушение пусть и виртуальной, но все же модераторской властью, возможностью безнаказанно высказывать свое превосходство. Такой, говоря словами Достоевского, "административный восторг". Увы, высокомерный, пренебрежительный тон общения с участниками форумов, а то и просто грубость, увы, бывают и на православных ресурсах.
И потому надо не только сделать законом доброжелательное отношение модераторов к участникам форума, но и .понимать, что модерируя форум, мы не имеем права осуждать и надмеваться знанием и положением.
3. Между верующими и атеистами
Самое важное для разрешения таких конфликтов очень четко и чутко различать грешника и грех, заблуждающегося и заблуждение. Нам иногда кажется, что это очевидно. Однако, только имея понятие о человеке как об образе Божиим и о грехе как болезни человеческой воли мы можем решить эту задачу. Те же, кто не понимает и не принимает такого церковного учения, обречены отождествлять человека с его словами и либо будут бескомпромиссны, либо терпимы (толерантны) и тому и к другому одновременно. Поэтому здесь требуется очень четкое разъяснение отделения грешника от его заблуждения или греха.
4. Между людьми разных вероисповеданий.
Конфликт в целом неистребимый. Однако, отсекая ругань и личные оскорбления, можно развернуть обсуждение в сторону узнавания позиции друг друга, находя нечто общее, фиксируя различия и главное по возможности поддерживая личные дружелюбные отношения (например, на православном форуме запрещено хулить православное вероучение оправданное правило, но при этом жестко хулить иные исповедания значит отвращать их сторонников от форума).
Т.е. мы признаем, что мы сами разные, и мнения у нас разные, но не хотим воевать, не смотрим друг на друга как на врагов. Мы свидетельствуем о вере.
5. Между сторонниками и противниками отдельных известных личностей.
Этот конфликт бесконечен. Особенно, если речь идет о жизни и деятельности современных плодовитых авторов, высказывающих некие рискованные спорные мысли, а иногда и провоцирующих дискуссию. Будь то проф. А.И.Осипов, диакон Андрей Кураев, игумен N, авторы художественных произведений и т.д.
У каждого из таких авторов есть группа безусловных (иногда фанатичных) сторонников и группа непримиримых (иногда столь же фанатичных, но с обратным знаком) оппонентов.
С особенной силой такой конфликт проявляется, если автор сам участвует в обсуждении. Здесь уже проявляется "общечеловеческая ценность" высказать свое "фи" известному человеку. Например, обломать об голову православного литератора катехизис свт.Филарета на предмет поиска неправославных высказываний.
Готового решения этого конфликта у меня нет. Человек творческий очень часто оказывается беззащитен перед людьми, на суд которых он вынес свое произведение.
Что все же можно сделать? Пресекать оскорбления и жестко иногда до отключения модерировать участников, не слушающих ни голоса разума, ни слов собеседников.
6. Внутриправославные конфликты между православными консерваторами и либералами, сторонниками умереть (или уморить) "за единый аз" и сторонниками избирательно вернуться назад к отцам, даже ценной противоречия практике современной Церкви.
Конфликт неразрешимый и основная задача модераторов помочь спорящим сторонам увидеть друг в друге членов Единой Церкви, братьев по вере в Иисуса Христа, а не врагов. Убедить прекратить хотя бы виртуально гнать брата, с которым у тебя разномыслие, научить не превращать несогласия в ссору.
7. И еще надо сказать о двух конфликтах, существующих постоянно как Сцилла и Харибда. Это с одно стороны желание полностью закрыться от внутрицерковных проблем, показать мир Церкви в виде ничем не затуманенной картины, просмотрено через розовые очки. Либо, наоборот, скатиться до обвинений и подозрительности, в каждом епископе видя властолюбца, в каждом богослове еретика, в каждом священнике стяжателя, в каждом монахе человеконевавистника и т.п., т.е. надеть черные очки в желтой (по цвету прессы) оправе. Причем об этих конфликтах приходится говорить одновременно, потому что, увы, в устах одного и того же человека елейный тон и идеализация в одном случае может резко меняться на неприличные намеки и унижение в другом. Иногда же и показное обличительство, и ложное идеализирование используется просто в неких политических целях, в желании повлиять на церковную власть. Выход выработать верный тон по отношению к болезням внутри Церкви как к болезням не Самой Церкви, но церковных людей. Говорить о них без высокомерия и саморекламы, но как о болезнях родной матери.
8. Между участниками по политическим, научным и т.п. вопросам
Конфликты на первый взгляд вроде бы не такие существенные, происходящие не по религиозному поводу, однако по поводам очень реальным и жизненным, влияющим на мировоззрение человека. И здесь порой жестко разделяются люди вроде бы единоверные. В России "кухонные" споры о политике всегда были ожесточенными и бесконечными, та же ситуация и на форумах. Проблема в том, что абстрагироваться от этих споров невозможно, так как к ним приводят многие сугубо религиозные вопросы о толковании Св.Писания, о почитании новомучеников, о том, какая форма власти соответствует взгляду христиан на жизнь этого мира. Т.е. форумам очень редко удается быть "специализированными". Вопросы религиозные всегда переходят на все мировоззрение человека.
И последнее в данном пункте. Понятно, что виртуальных Таинств у нас не существует, однако на форуме необходима взаимная молитва, без которой духовная борьба обречена на неудачу, а форум на вырождение в чисто светское, к тому же раздираемее конфликтами устроение. Нужны и встречи когда люди могли бы увидеть друг друга лицом к лицу и преодолеть в каких-то случаях вредящую виртуальность.
Спровоцированные конфликты
Отличительная их черта они созданы специально, злой волей. Цель посеять рознь, показать всем, что религиозный форум плох, а православные и вообще религиозные люди крикуны и спорщики. Нередко цель просто посмеяться над верой и верующими, иногда целью является поссорить дружных людей, а нередко и просто сделать себе рекламу. Такие конфликты подобны компьютерным вирусам только происходят в мире людей.
1. Первым из таких методов является троллинг, т.е. провоцирование взаимного недоверия и ссоры. Можно сказать, что первый пример троллинга искушение прародителей в раю, беседа змея с Евой. "Верно ли..." и далее подсовывается некая полуправда, которую приходится либо оставлять без ответа, либо отвечать сложно, впутываясь в специально подготовленную для уловления собеседника дискуссию. Например обсуждение ставится так, что люди вынуждены начинать оправдываться или наоборот хвалить самого себя.
Способы избежать такого быстро распознавать троллей, не поддаваться на провокации, держать себя в руках.
2. В начале мы уже говорили о защите от клонирования. Если ее не предумотреть техничсеки, клоны могут проводить целые акции, начинать обсуждения, вступая в споры и скандаля с тем, чтобы привлечь ничего не подозревающих людей по принципу: "Драку заказывали?". Однако, даже при установленной защите от клонирования, есть и более изощренный способ: если один человек выходит с разных компьютеров, с разных адресов или при использовании ухищрений, скрывающих или меняющих IP-адрес, технически его уже не отследить. Это самый трудный из конфликтов данного типа. Клона можно отследить лишь логически, по тематике и способу изъяснения, по стилистике и направленности текстов.
3. Отдельный момент противодействие спланированным акциям и организованным группам. Например, недавно была открыта тема о некоем епископе на покое, проводящем беседы без благословения местного архиерея, причем в беседах было немало искусительного, странного. Тут же возникла целая группа поддержки стыдившая обличителей и хваливших данного клирика. В результате оказалось, что это действительно самозванец, уже несколько лет обманывающий людей маскируемыми под православие оккультными идеями, собирающий "пожертвования" и т.д. Думаю, скоро выйдет церковное постановление по деятельности данного "епископа".
4. Другой вид спровоцированных конфликтов самый распространенный и называется словом "флуд". Т.е. пустопорожний треп либо резонерство и демагогия с самолюбованием, причем исходная тема уже забывается и забалтывается, а форум начинает представлять собой нечто неряшливое и бесполезное. Противодействие такого рода явлениям должно конечно исходить от модераторов. И тут приходится различать естественное течение дискуссии от специально внесенного флуда.
Заключение
Итак, мы рассмотрели большинство встречающихся на практике форумских конфликтов. Некоторые мы сможем предупредить. Многие предупредить невозможно, нам предстоит встретиться с ними, не дать им разрастись и даже использовать их во благо, понимая, что даже неудачно сказанное слово может повлиять на множество людей, а вовремя сказанное заронить доброе зерно в душах.
И еще: предупрежден значит вооружен.
Главное же по слову Апостола "поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира" (Еф 4:1-3).
Благодарю за внимание.
Источник: Православие и мир