ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Конфликтология православного форума

Виктор Судариков :: 17 февраля 2009

Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы, дорогие о Господе участники Чтений!

Введение

Мое выступление не будет отчетным. Я предлагаю поговорить о православном интернет-форуме как о духовном явлении, поразмышлять о конфликтах, сопровождающих это явление и о практических способах их избегать, побеждать или использовать.

Так как православные форумы могут быть достаточно многолюдны (скажем, на форуме диакона Андрея Кураева за день работы Поместного собора было 280 тыс. обращений, а одновременно в он-лайне присутствовало 1100-1300 человек), то пренебречь таким явлением оказывается уже нельзя – форумы стали полноценным современным СМИ.

Православный форум как духовный феномен

Религиозный форум вообще и православный в частности представляет собой уникальное явление – это пространство, на котором большое число людей разных вер имеют возможность спрашивать, дискутировать, выяснять позиции, приводить аргументы, говорить о вере, о жизни, а также организовываться для совместных дел. Т.е. свидетельство о вере перестает быть только делом внутренней жизни человека или круга его близких друзей, оно обращается на окружающий мир. Кроме того, форум не только обеспечивает обсуждение, но и закрепляет его. Слова не просто произносятся – они записываются и фиксируются. Фактически, такое сочетание встречается только на Интернет-форумах. Сообщества или популярные дневники живого журнала от форума почти ничем не отличаются (и далее будем иметь в виду и их). Все же остальные способы – живые беседы, электронные чаты, переписка – либо охватывают значительно меньшее число людей, либо обсуждения на них просто исчезают после произнесения.

В результате присутствия на форумах большого количества разномыслящих людей, там происходит такое количество конфликтов, что многие люди (не только православные) относятся к форумам с большой опаской, как к явлению духовно вредному.

На самом деле, на форумах мы видим постоянную духовную войну – и даже не между людьми, но между силами добра и зла, между истиной и ложью. И духовная война эта не только в спорах между оппонентами, но и внутри каждого пишущего. Когда оппонент далеко и мы не видим его – так легко прилюдно осудить, нагрубить или сказать некую формально вежливую гадость. Когда нет строгого надзора за содержанием сотен соотщений – так легко пустить слух, высказать некое еретические учение и т.д.

С другой стороны, при правильном подходе форум может стать серьезной духовной школой. Т.е. местом, где мы и сами узнаем нечто новое, и видим не придуманные, а реальные вопросы и сомнения людей. А еще там мы можем на практике проявить такие качества, как знание своей веры, умение рассказать, донести до ближнего свои мысли, как терпение и понимание другого человека, как твердость и снисходительность, как умение совместно радоваться и сочувствовать, как привычка поддержать словом и помочь делом.

Один хорошо знакомый мне настоятель известного древнего храма, также нередко участвующий в дискуссиях в Интернете, сказал мне (думаю, он не осудит меня за эту цитату), что "читая сообщения и видя ответную реакцию разных православных людей, я могу сказать, кто из них имеет навык Иисусовой молитвы".

Собственно, то, что происходит на форумах, порождено самой жизнью. В этом смысле форум является просто ее отражает.

Итак, конфликты на форуме происходят постоянно, по много раз на дню. Большие и маленькие. В целом все они вызваны многообразно проявляющимся грехом и несовершенством человека. И сразу же зададимся вопросом – можно ли победить конфликты? Исходя из причины их возникновения, мы должны сказать – нет. Победить все конфликты невозможно. Можно даже сказать, что мы ведем войну, в которой обречены не победить.

Но "не победить" в данном случае – не всегда проиграть. Некоторые конфликты нельзя искоренить, но можно контролировать и даже использовать. Не давать нам самим и всем участвующем в форуме превратить конфликт в серьезное испытание веры и не дать конфронтации перерасти в войну – значит дать многим людям навык побеждать конфликты и в жизни, и в своей душе.

Итак, конфликты на форуме можно разделить на две большие группы: конфликты связанные с самой организацией ресурса и конфликты при его работе.

Конфликты связанные с организацией и организаторами ресурса

Сначала – о конфликтах, связанных действиями организаторов ресурса, причинами которых являются исключительно человеческие взаимоотношения, затем – о конфликтах, связанных с техническими недоработками.

Органические конфликты

1. Форум начинается с команды его организаторов – владельца доменного имени, технического и программного обеспечения, администраторов, с того, как все они понимают задачу форума, законы его жизни, способы его "раскрутки", с того, что прописывают в правилах.

И, как показывает практика, если в начале – "на берегу" – эти вопросы не будут продуманы, то в какой-то момент обязательно начнется конфликт – когда цели и методы работы разных людей из числа организаторов начинают расходиться.

Однако, одной предварительной договоренности недостаточно. Так как если ресурс живет достаточно долго, могут появляться новые участники проекта, да и у действующих меняются цели, и должна быть проработана система взамодействия между участниками, система и иерархия решения споров и конфликтов.

Как показывает практика форумского строительства, недоговоренность в этом может быстро и накорню погубить все дело.

2. Второй проблемой и источником конфликтов являются разные права участников форума. Действительно, нередко даже в правилах прописываются особые права разных групп. И если для одних из них – ну например в разделе "Вопросы священнику" могут отвечать только священники – это претензий не вызывает, то когда одним участикам даются права скажем открывать темы, а другим не даются – это может порождать своего рода зависть: В то же время, если прописываются отличия даже не формальные, а скажем так "нравственные" (одни имеют право осуждать – другие нет) – это ведет к неминуемому разделению форума по отношении к позиции тех, кто имеет нравственные "преференции".

Возможность предупредить такой вид конфликта – с одной стороны – четкое осознание необходимости тех или иных предпочтений и четкое и открытое прописывание всех желаемых предпочтений в правилах, с которыми участник соглашается при регистрации на ресурсе.

3. Еще один источник конфликтов – лицеприятие и двойные стандарты при модерировании. Объясняется это просто – нет двух одинаковых модераторов и нет двух одинаковых участников. Один человек хорошо известен, он уже заслужил доверие и от него некую информацию принимают, а другой является "виртуальной единицей" и сначала должен доказать свою не-анонимность. Кроме того, не бывает и двух полностью одинаковых мнений о какой-либо ситуации.

Как поступать в таких случаях? В ЖЖ проще – можно посмотреть в журнал человека. Если он пуст – то доверие его словам будет меньше. Однако и на форуме каждый участник должен иметь возможность доказать свою невиртуальность – рассказать о себе, для чего на форумах обычно есть соответствующие средства.

Далее, необходима четкая продуманная заранее координация действий между модераторами, коллегиальность решений. Только так можно избежать субъективности. Модератор – не "одинокий волк" с кнопкой.

И, наконец, для устранения возникающих межмодераторских противоречий требуется духовное окормление, т.е. в случае конфликта должен быть авторитетный человек, лучше конечно, священнослужитель, могущий примирить поссорившихся.

4. Еще один большой источник конфликтов – это собственно подбор модераторской команды. Т.к. форумы у нас существуют как добровольные объединения, а не как работа за деньги, подобрать однородную – даже небольшую – команду крайне сложно.

Конфликт многократно усиливается, когда команда модераторов не просто неоднородна, но внутренне противоречива и модераторы начинают публично спорить друг с другом, а форум гибнет, превращается в базар или просто в посмешище.

Способ преодолжения: пусть форум не будет быстро развиваться, пусть не будет иметь сразу много разделов, но команда модераторов должна быть грамотно подобрана. И исполнительность тут важна не менее чем оригинальность мышления.

5. Если форум православный, его должны все же модерировать православные участники. Были такой пример – модератором одного православного форума назначали то мунита, то просто людей нерелигиозных. Ни к чему хорошему это не приводило – команда распадалась.

6. С другой стороны, бывает и такая непростая проблема. Когда команда модераторов получается очень связанная – то это может привести к круговой поруке, к лицеприятию, когда участники форума делятся на своих – т.е. модераторов и им сочувствующих, которым многое прощается, и чужих – т.е несогласных. Это ведет к противостоянию "Мы – они" и в каких-то случаях к субъективности и предвзятости.

Как же этого избежать? Должен быть кто-то, кто оценивает действия модераторов как бы со стороны и может в каких-то случаях "наложить вето" или наоборот обратить внимание модераторов на незамеченную ими проблему.

Технические проблемы

Технические недоработки или ошибки при организации ресурса также приводят к трудноисправимым последствиям.

1. Непродуманный выбор ПО сделает форум просто неудобным в работе – и, не смотря на добрые идеи, начинание окажется невостребованным и не принесет плода.

2. Отсутствие внимания к таким частностям, как момент регистрации пользователей. Если не предусмотреть заранее защиту от клонирования, то со временем клоны одних и тех же авторов заполонят форум и все усилия по поддержке и модерированию будут потрачены впустую.

3.. Далее, надо помнить, что всегда будут попытки взлома защиты форума, модераторских паролей, хулиганства. Потеря внимательности модераторами – и всегда найдутся те, кому будет интересно все удалить или разместить неприличную картинку или матерную ругань.

4. Проблемы могут возникнуть и при недостаточно квалифицированном техническом сопровождении. Так, на форумы порой проводятся DDoS-атаки и другое подобное вредительство технического характера. Если заранее не продумать возможные способы защиты форума, потом уже будет поздно.

Конфликты, связанные с жизнью ресурса

Органические конфликты, т.е. присущие работе форума

Их отличает то, что

– они добросовестные, жизненные, люди участвующие в них искренни

– при перенесении в реальную жизнь, в другие СМИ они были бы точно такими же

– и самое главное – они неизбежны

1. Витруальность

Главной чертой любого Интернет-ресурса является "виртуальность" его участников. Т.е. и то, что форумчане, с одной стороны, почти не знают друг друга; что спрятавшись за псевдонимами, они могут выражать свою точку зрения фактически анонимно, и то, что в сети не слышно голоса, не видно выражения лица человека. Соответственно, даже ненамеренно кого-то не так понять или случайно обидеть.

Далее, даже если человек подписывается своим именем, мы часто наблюдаем такой феномен – человек в Интернете и он же в обычной жизни – как бы два разных человека. Спокойный милый собеседник порой превращается в Интернете в провокатора, насмешника и даже просто хулигана. Когда модераторы лишают его возможности оставлять сообщения, многие удивляются – такой приятный человек, это его просто злые модераторы невзлюбили.

2. Между модераторами и участниками.

Подобно тому, как народ наш не любит милицию – хотя никто не сомневается в ее необходимости – участники форумов не любят модерацию. На самом деле, роль модераторов на форуме всегда двоякая – модераторы следят за выполением правил и отслеживают и направляют дискуссии. Однако на модераторов всегда жалуются, всегда недовольны то излишней жесткостью, то излишней мягкостью, то "задавливанием" дискуссий, то потворством пустословию.

Избежать таких конфликтов невозможно. Можно лишь прописать в правилах четкие принципы модерации и их придерживаться.

Но при этом решаться на модерирование – значит быть готовым к тому, что завтра тебя назовут душителем православия, а послезавтра – гонителем инакомыслящих.

Однако, есть и искушение пусть и виртуальной, но все же модераторской властью, возможностью безнаказанно высказывать свое превосходство. Такой, говоря словами Достоевского, "административный восторг". Увы, высокомерный, пренебрежительный тон общения с участниками форумов, а то и просто грубость, увы, бывают и на православных ресурсах.

И потому надо не только сделать законом доброжелательное отношение модераторов к участникам форума, но и .понимать, что модерируя форум, мы не имеем права осуждать и надмеваться знанием и положением.

3. Между верующими и атеистами

Самое важное для разрешения таких конфликтов – очень четко и чутко различать грешника и грех, заблуждающегося и заблуждение. Нам иногда кажется, что это очевидно. Однако, только имея понятие о человеке как об образе Божиим и о грехе как болезни человеческой воли мы можем решить эту задачу. Те же, кто не понимает и не принимает такого церковного учения, обречены отождествлять человека с его словами и либо будут бескомпромиссны, либо терпимы (толерантны) и тому и к другому одновременно. Поэтому здесь требуется очень четкое разъяснение отделения грешника от его заблуждения или греха.

4. Между людьми разных вероисповеданий.

Конфликт в целом неистребимый. Однако, отсекая ругань и личные оскорбления, можно развернуть обсуждение в сторону узнавания позиции друг друга, находя нечто общее, фиксируя различия и главное – по возможности поддерживая личные дружелюбные отношения (например, на православном форуме запрещено хулить православное вероучение – оправданное правило, но при этом жестко хулить иные исповедания – значит отвращать их сторонников от форума).

Т.е. мы признаем, что мы сами разные, и мнения у нас разные, но не хотим воевать, не смотрим друг на друга как на врагов. Мы свидетельствуем о вере.

5. Между сторонниками и противниками отдельных известных личностей.

Этот конфликт бесконечен. Особенно, если речь идет о жизни и деятельности современных плодовитых авторов, высказывающих некие рискованные спорные мысли, а иногда и провоцирующих дискуссию. Будь то проф. А.И.Осипов, диакон Андрей Кураев, игумен N, авторы художественных произведений и т.д.

У каждого из таких авторов есть группа безусловных (иногда – фанатичных) сторонников и группа непримиримых (иногда – столь же фанатичных, но с обратным знаком) оппонентов.

С особенной силой такой конфликт проявляется, если автор сам участвует в обсуждении. Здесь уже проявляется "общечеловеческая ценность" – высказать свое "фи" известному человеку. Например, обломать об голову православного литератора катехизис свт.Филарета на предмет поиска неправославных высказываний.

Готового решения этого конфликта у меня нет. Человек творческий очень часто оказывается беззащитен перед людьми, на суд которых он вынес свое произведение.

Что все же можно сделать? Пресекать оскорбления и жестко – иногда до отключения – модерировать участников, не слушающих ни голоса разума, ни слов собеседников.

6. Внутриправославные конфликты – между православными консерваторами и либералами, сторонниками умереть (или уморить) "за единый аз" и сторонниками избирательно вернуться назад к отцам, даже ценной противоречия практике современной Церкви.

Конфликт неразрешимый и основная задача модераторов – помочь спорящим сторонам увидеть друг в друге членов Единой Церкви, братьев по вере в Иисуса Христа, а не врагов. Убедить прекратить хотя бы виртуально гнать брата, с которым у тебя разномыслие, научить не превращать несогласия в ссору.

7. И еще надо сказать о двух конфликтах, существующих постоянно как Сцилла и Харибда. Это с одно стороны желание полностью закрыться от внутрицерковных проблем, показать мир Церкви в виде ничем не затуманенной картины, просмотрено через розовые очки. Либо, наоборот, скатиться до обвинений и подозрительности, в каждом епископе видя властолюбца, в каждом богослове – еретика, в каждом священнике – стяжателя, в каждом монахе – человеконевавистника и т.п., т.е. надеть черные очки в желтой (по цвету прессы) оправе. Причем об этих конфликтах приходится говорить одновременно, потому что, увы, в устах одного и того же человека елейный тон и идеализация в одном случае может резко меняться на неприличные намеки и унижение в другом. Иногда же и показное обличительство, и ложное идеализирование используется просто в неких политических целях, в желании повлиять на церковную власть. Выход – выработать верный тон по отношению к болезням внутри Церкви – как к болезням не Самой Церкви, но церковных людей. Говорить о них без высокомерия и саморекламы, но как о болезнях родной матери.

8. Между участниками – по политическим, научным и т.п. вопросам

Конфликты на первый взгляд вроде бы не такие существенные, происходящие не по религиозному поводу, однако – по поводам очень реальным и жизненным, влияющим на мировоззрение человека. И здесь порой жестко разделяются люди вроде бы единоверные. В России "кухонные" споры о политике всегда были ожесточенными и бесконечными, та же ситуация и на форумах. Проблема в том, что абстрагироваться от этих споров невозможно, так как к ним приводят многие сугубо религиозные вопросы – о толковании Св.Писания, о почитании новомучеников, о том, какая форма власти соответствует взгляду христиан на жизнь этого мира. Т.е. форумам очень редко удается быть "специализированными". Вопросы религиозные всегда переходят на все мировоззрение человека.

И последнее в данном пункте. Понятно, что виртуальных Таинств у нас не существует, однако на форуме необходима взаимная молитва, без которой духовная борьба обречена на неудачу, а форум – на вырождение в чисто светское, к тому же раздираемее конфликтами устроение. Нужны и встречи – когда люди могли бы увидеть друг друга лицом к лицу и преодолеть в каких-то случаях вредящую виртуальность.

Спровоцированные конфликты

Отличительная их черта – они созданы специально, злой волей. Цель – посеять рознь, показать всем, что религиозный форум плох, а православные и вообще религиозные люди – крикуны и спорщики. Нередко цель – просто посмеяться над верой и верующими, иногда целью является поссорить дружных людей, а нередко и просто сделать себе рекламу. Такие конфликты подобны компьютерным вирусам – только происходят в мире людей.

1. Первым из таких методов является троллинг, т.е. провоцирование взаимного недоверия и ссоры. Можно сказать, что первый пример троллинга – искушение прародителей в раю, беседа змея с Евой. "Верно ли..." и далее подсовывается некая полуправда, которую приходится либо оставлять без ответа, либо отвечать сложно, впутываясь в специально подготовленную для уловления собеседника дискуссию. Например обсуждение ставится так, что люди вынуждены начинать оправдываться или наоборот хвалить самого себя.

Способы избежать такого – быстро распознавать троллей, не поддаваться на провокации, держать себя в руках.

2. В начале мы уже говорили о защите от клонирования. Если ее не предумотреть техничсеки, клоны могут проводить целые акции, начинать обсуждения, вступая в споры и скандаля с тем, чтобы привлечь ничего не подозревающих людей – по принципу: "Драку заказывали?". Однако, даже при установленной защите от клонирования, есть и более изощренный способ: если один человек выходит с разных компьютеров, с разных адресов или при использовании ухищрений, скрывающих или меняющих IP-адрес, технически его уже не отследить. Это самый трудный из конфликтов данного типа. Клона можно отследить лишь логически, по тематике и способу изъяснения, по стилистике и направленности текстов.

3. Отдельный момент – противодействие спланированным акциям и организованным группам. Например, недавно была открыта тема о некоем епископе на покое, проводящем беседы без благословения местного архиерея, причем в беседах было немало искусительного, странного. Тут же возникла целая группа поддержки – стыдившая обличителей и хваливших данного клирика. В результате оказалось, что это действительно самозванец, уже несколько лет обманывающий людей маскируемыми под православие оккультными идеями, собирающий "пожертвования" и т.д. Думаю, скоро выйдет церковное постановление по деятельности данного "епископа".

4. Другой вид спровоцированных конфликтов – самый распространенный и называется словом "флуд". Т.е. пустопорожний треп либо резонерство и демагогия с самолюбованием, причем исходная тема уже забывается и забалтывается, а форум начинает представлять собой нечто неряшливое и бесполезное. Противодействие такого рода явлениям должно конечно исходить от модераторов. И тут приходится различать естественное течение дискуссии от специально внесенного флуда.

Заключение

Итак, мы рассмотрели большинство встречающихся на практике форумских конфликтов. Некоторые мы сможем предупредить. Многие предупредить невозможно, нам предстоит встретиться с ними, не дать им разрастись и даже использовать их во благо, понимая, что даже неудачно сказанное слово может повлиять на множество людей, а вовремя сказанное – заронить доброе зерно в душах.

И еще: предупрежден – значит вооружен.

Главное же – по слову Апостола – "поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира" (Еф 4:1-3).

Благодарю за внимание.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама