ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Об одной редко привлекаемой разновидности источников по истории Русской Церкви

Мраморнов Александр Игоревич :: 20 февраля 2009

Отмечая слабость эмпирической базы современной церковно-исторической науки, автор показывает перспективность такого малоизученного источника, как открытые письма. Важная особенность этого источника состоит в том, что открытки сразу стали предметом коллекционирования, что повышает шансы исследователя.

Приходится, к прискорбию, констатировать, что наша современная церковно-историческая наука еще очень слаба по состоянию не только своей теоретической и методологической базы, но даже и эмпирической. Накоплено и введено в оборот еще очень мало источников, а некоторые источники вообще как будто "не замечаются". Относятся к ним открытые письма начала XX века.

Проблема изучения открытых писем дореволюционной эпохи сводится, прежде всего, к тому, что они сохранялись (если не уничтожались сразу или в начале бурных событий советской эпохи) в частных архивах, судьбы многих из которых в России столь же печальны, как и судьба множества людей нашего Отечества в XX веке. Это, впрочем, справедливо и для обычных, "закрытых" писем, для дневников и многих других источников личного происхождения. Но у открыток все же есть своя специфика. И в XX веке, и еще в дореволюционную эпоху они были предметом коллекционирования. Этот фактор двояко действовал в истории открытки: с одной стороны, привлекшая коллекционера-любителя или профессионала картинка на лицевой стороне позволяла открытке долгое время сохраняться в более-менее "надежном" месте, в котором у нее было меньше шансов отправиться на свалку или быть сданной в макулатуру; с другой стороны – внимание к лицевой стороне стало фактором раздробления частных архивов.

Одна из немногих современных специалистов по истории открытки А.Н. Ларина пишет на первых же страницах своей диссертации: "Сегодня открытки перестали быть просто объектами коллекционирования и фондовой работы, они начинают использоваться как информативный исторический источник"[1]. Впрочем, этот "старт" слишком медленный. К тому же, внимание историков, как и собирателей, обращено преимущественно на лицевую сторону открытки. В упомянутой диссертационной работе глубокоуважаемой коллеги А.Н. Лариной основным предметом исследования является изображение на открытке, а не текст помещенного на оборотной стороне письма. Впрочем, о тексте она тоже немного пишет: "Текст на открытках может быть важным источником и самостоятельного характера, то есть иметь значение для изучения самых разных аспектов – содержать дополнительные сведения о биографических данных адресатов, объектах, чьи изображения помещены на открытках и т.д."[2]. Думается, что это сказано верно, но слишком скромно. На мой взгляд, эти слова надо усилить и сказать откровенно, что тексты открытых писем – весьма информативный и часто не дублируемый другими данными источник, требующий самостоятельного изучения. Впрочем, это не отрицает источниковой ценности самой открытки как произведения печатного дела и даже фото – или просто графического искусства.

Открытые письма с изображением на лицевой стороне (рисунок, фотография, коллаж) и местом для текста на оборотной (а иногда частично – и на лицевой) стали появляться в Европе в 1870-е годы и достаточно быстро приобрели популярность. Причины появления их понятны. С одной стороны, это развитие фотографии и печатного дела, появление технической возможности переносить фотографию на тонкий картон или бумагу в массовом количестве. С другой стороны – развитие путей сообщений в Европе, строительство новых железных дорог, приведшее к сокращению времени доставки почтовой корреспонденции, благодаря чему многим людям не обязательно было писать длинные письма, долго идущие и долго не теряющие актуальность благодаря своей подробности и содержательности, а можно было ограничиться краткими посланиями, но отправлять их чаще.

В Россию открытка приходит чуть позже, из Европы, к самому концу XIX века. По крайней мере, встречающиеся на антикварном рынке экземпляры изданных за рубежом и надписанных русским текстом открыток датируются 1890-ми годами. Хотя, как известно, русская почтовая марка появилась достаточно рано – в 1858 году. Почтовая марка позднее станет неотъемлемой частью и открытого письма.

В первые годы XX века открытки в массовом количестве начинают печатать отечественные типографские учреждения. В короткий срок они приобретают необычайную популярность среди разных групп населения, учитывая увеличившуюся в пореформенный период и продолжающуюся увеличиваться в начале XX века грамотность населения. Впрочем, большинству русского крестьянства чаще всего было не до отправления открытых писем. А вот дворяне, мещане, купцы полюбили новый вид общения. Распространена была открытка среди национальных групп империи: часто встречаются открытки польского, еврейского, немецкого, грузинского населения. Не оказалось в стороне и русское духовное сословие. Поздравлять друг друга, отправив почтовую карточку, стало принято у представителей приходского причта, семинаристов и епархиалок, учителей церковных школ.

Оценить общую количественно-процентную сохранность открыток, имевших отношение к духовному сословию, можно лишь гипотетически, сказав, что она не высокая. Это и понятно: далеко не всякий осмеливался сохранять у себя дома "поповскую" корреспонденцию, пусть и давно прошедших дней. Во множестве открытых писем, случайным образом оказавшихся в том или ином современном антикварном магазине или у торговца-антиквара (и тех, и других, впрочем, немного: прибывать открыткам уже почти неоткуда) "церковных" открыток предельно мало. В коллекции автора этих строк таковых – считанные единицы, несмотря на то, что уже несколько лет он занимается целенаправленным их поиском. Одна из открыток, адресованных священнику и подаренная автору саратовским историком Иваном Плешаковым, содержит уникальное свидетельство того, как сохраняли их люди советской эпохи: сан адресата замаран, оставлено лишь одно имя: придраться почти не к чему...

Достаточное количество открыток хранится в государственных хранилищах: в федеральных библиотеках (например, в РГБ, чьи фонды изучает и "окормляет" коллега А.Н. Ларина; или в отделе эстампов РНБ), федеральных и региональных музеях. Их тексты, хочется верить, привлекут своих многочисленных исследователей: в одиночку здесь не справиться. Что же касается открыток, находящихся в частных руках, то здесь встает огромная проблема: значительное, если не подавляющее большинство коллекционеров-филокартистов, по наблюдениям автора, не ставят перед собой цели изучать и издавать свои коллекции – поэтому получается, что их собрания лежат мертвым грузом. А комплексы открыток, попадающие из семейных архивов на антикварный рынок, легко и непринужденно раздробляются, чем снижается их историческая ценность. Продавцы открыток ценят исключительно лицевую их сторону, степень редкости которой влияет на цену.

Чтобы проиллюстрировать некоторые из сформулированных тезисов и одновременно привлечь внимание коллег и интересующихся к такой разновидности источников, как открытка, я публикую один недавно попавший ко мне экземпляр. Письмо, автор которого подписался как "См.", адресовано в Казань, священнику М.П. Грудцыну.

Согласно данным, имеющимся в базе новомучеников и исповедников ПСТГУ, священник Михаил Павлович Грудцын родился в 1885 году в Нижегородской губернии, в селе Грудцыно, в семье бедного псаломщика (впрочем, сельские псаломщики того времени высоким имущественным положением вообще не отличались). Окончил Нижегородскую семинарию и Казанскую духовную академию, во время учебы в которой служил священником в небольшом храме при воинской части. Впоследствии – священник в г. Павлово-на-Оке. В 1937 году арестован и сослан в лагерь под Ташкентом, где умер в 1943 году.[3]

Автор открытки – некто, близко знакомый со священником Грудцыным; возможно, его родственник (родственница) или хороший друг. Об этом свидетельствует обращение, без принятого "отец" и официального "Ваше преподобие/благословение". Весьма вероятно, что письмо писала женщина, ведь оно и адресовано-то не только самому о. Михаилу, но и, видимо, его матушке или дочери: если в первых строках обращение идет к нему самому, то далее о нем спрашивается уже в третьем лице: не вышел ли он из терпения. С точки зрения установления хронологии ценно, что указана дата написания письма. По ней следует определять и дату самого документа, но если бы рукописная дата отсутствовала бы – то тогда обращается взор на штемпель. Неизвестна дата получения письма, так как отсутствует штемпель принявшего письмо почтового отделения.

Хочу выразить пожелание, чтобы настоящая краткая публикация подвигла и коллег, и интересующихся заниматься изучением открытых писем и привлекать их данные в своих исследованиях. Любители истории могут покопаться в своих домашних бумагах и, возможно, смогут отыскать что-то интересное из открытых писем той давней, ушедшей от нас навсегда дореволюционной поры. Будущий же исследователь биографии священника Грудцына – одного из десятков тысяч исповедников веры XX века – возможно, раскроет подробно исторический контекст данного письма.

* * *

Открытое письмо неизвестного отправителя священнику М.П. Грудцыну

7 сентября 1912 г.

Г. Казань

Духовная Академия

Священнику

М.П. Грудцыну

7го Сент[ября]

Поздравляю Вас, Михаил Павлович с прошедшим днем Вашего Ангела. Дай Бог всего наилучшего, особенно же доброго здоровья и успеха в делах. Всех остальных с прошедш[ими] дорог. [?] именинн. Благополучно-ли доехали? И рано-ли? Наверно как раз к пирушке подоспели? А Мих[аил] Пав[лович] под уж из терпенья вышел? Ну ему не мешает поволноваться пока, а там уж делов по горло будет. Как Гара [?] себя чувствует. Наши пока здоровы. Петя с Ивановичами хотел придти ныне *домой пешком. Я хочу попрощаться с ярмарк[ой]. Всех благ. См.*

Документальное собрание А.И. Мраморнова. Открытое письмо. Марка номиналом в 3 коп. Штемпель только исходящий, проставлен дважды: "Нижний-Новгород-1. 8.9.[19]12". Текст, заключенный в звездочки, надписан сверху.

[1] Ларина А.Н. Документальная открытка конца XIX-начала XX вв. как источник по истории и культуре Москвы. Дис. канд. ист. наук. М., 2004. С. 3.

[2] Там же. С. 65.

[3] http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/cnt/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu1sCCYtiih66mctO0cem0Dc88ffe8ctk *

Источник: Богослов. ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама