Отмечая слабость эмпирической базы современной церковно-исторической науки, автор показывает перспективность такого малоизученного источника, как открытые письма. Важная особенность этого источника состоит в том, что открытки сразу стали предметом коллекционирования, что повышает шансы исследователя.
Приходится, к прискорбию, констатировать, что наша современная церковно-историческая наука еще очень слаба по состоянию не только своей теоретической и методологической базы, но даже и эмпирической. Накоплено и введено в оборот еще очень мало источников, а некоторые источники вообще как будто "не замечаются". Относятся к ним открытые письма начала XX века.
Проблема изучения открытых писем дореволюционной эпохи сводится, прежде всего, к тому, что они сохранялись (если не уничтожались сразу или в начале бурных событий советской эпохи) в частных архивах, судьбы многих из которых в России столь же печальны, как и судьба множества людей нашего Отечества в XX веке. Это, впрочем, справедливо и для обычных, "закрытых" писем, для дневников и многих других источников личного происхождения. Но у открыток все же есть своя специфика. И в XX веке, и еще в дореволюционную эпоху они были предметом коллекционирования. Этот фактор двояко действовал в истории открытки: с одной стороны, привлекшая коллекционера-любителя или профессионала картинка на лицевой стороне позволяла открытке долгое время сохраняться в более-менее "надежном" месте, в котором у нее было меньше шансов отправиться на свалку или быть сданной в макулатуру; с другой стороны внимание к лицевой стороне стало фактором раздробления частных архивов.
Одна из немногих современных специалистов по истории открытки А.Н. Ларина пишет на первых же страницах своей диссертации: "Сегодня открытки перестали быть просто объектами коллекционирования и фондовой работы, они начинают использоваться как информативный исторический источник"[1]. Впрочем, этот "старт" слишком медленный. К тому же, внимание историков, как и собирателей, обращено преимущественно на лицевую сторону открытки. В упомянутой диссертационной работе глубокоуважаемой коллеги А.Н. Лариной основным предметом исследования является изображение на открытке, а не текст помещенного на оборотной стороне письма. Впрочем, о тексте она тоже немного пишет: "Текст на открытках может быть важным источником и самостоятельного характера, то есть иметь значение для изучения самых разных аспектов содержать дополнительные сведения о биографических данных адресатов, объектах, чьи изображения помещены на открытках и т.д."[2]. Думается, что это сказано верно, но слишком скромно. На мой взгляд, эти слова надо усилить и сказать откровенно, что тексты открытых писем весьма информативный и часто не дублируемый другими данными источник, требующий самостоятельного изучения. Впрочем, это не отрицает источниковой ценности самой открытки как произведения печатного дела и даже фото или просто графического искусства.
Открытые письма с изображением на лицевой стороне (рисунок, фотография, коллаж) и местом для текста на оборотной (а иногда частично и на лицевой) стали появляться в Европе в 1870-е годы и достаточно быстро приобрели популярность. Причины появления их понятны. С одной стороны, это развитие фотографии и печатного дела, появление технической возможности переносить фотографию на тонкий картон или бумагу в массовом количестве. С другой стороны развитие путей сообщений в Европе, строительство новых железных дорог, приведшее к сокращению времени доставки почтовой корреспонденции, благодаря чему многим людям не обязательно было писать длинные письма, долго идущие и долго не теряющие актуальность благодаря своей подробности и содержательности, а можно было ограничиться краткими посланиями, но отправлять их чаще.
В Россию открытка приходит чуть позже, из Европы, к самому концу XIX века. По крайней мере, встречающиеся на антикварном рынке экземпляры изданных за рубежом и надписанных русским текстом открыток датируются 1890-ми годами. Хотя, как известно, русская почтовая марка появилась достаточно рано в 1858 году. Почтовая марка позднее станет неотъемлемой частью и открытого письма.
В первые годы XX века открытки в массовом количестве начинают печатать отечественные типографские учреждения. В короткий срок они приобретают необычайную популярность среди разных групп населения, учитывая увеличившуюся в пореформенный период и продолжающуюся увеличиваться в начале XX века грамотность населения. Впрочем, большинству русского крестьянства чаще всего было не до отправления открытых писем. А вот дворяне, мещане, купцы полюбили новый вид общения. Распространена была открытка среди национальных групп империи: часто встречаются открытки польского, еврейского, немецкого, грузинского населения. Не оказалось в стороне и русское духовное сословие. Поздравлять друг друга, отправив почтовую карточку, стало принято у представителей приходского причта, семинаристов и епархиалок, учителей церковных школ.
Оценить общую количественно-процентную сохранность открыток, имевших отношение к духовному сословию, можно лишь гипотетически, сказав, что она не высокая. Это и понятно: далеко не всякий осмеливался сохранять у себя дома "поповскую" корреспонденцию, пусть и давно прошедших дней. Во множестве открытых писем, случайным образом оказавшихся в том или ином современном антикварном магазине или у торговца-антиквара (и тех, и других, впрочем, немного: прибывать открыткам уже почти неоткуда) "церковных" открыток предельно мало. В коллекции автора этих строк таковых считанные единицы, несмотря на то, что уже несколько лет он занимается целенаправленным их поиском. Одна из открыток, адресованных священнику и подаренная автору саратовским историком Иваном Плешаковым, содержит уникальное свидетельство того, как сохраняли их люди советской эпохи: сан адресата замаран, оставлено лишь одно имя: придраться почти не к чему...
Достаточное количество открыток хранится в государственных хранилищах: в федеральных библиотеках (например, в РГБ, чьи фонды изучает и "окормляет" коллега А.Н. Ларина; или в отделе эстампов РНБ), федеральных и региональных музеях. Их тексты, хочется верить, привлекут своих многочисленных исследователей: в одиночку здесь не справиться. Что же касается открыток, находящихся в частных руках, то здесь встает огромная проблема: значительное, если не подавляющее большинство коллекционеров-филокартистов, по наблюдениям автора, не ставят перед собой цели изучать и издавать свои коллекции поэтому получается, что их собрания лежат мертвым грузом. А комплексы открыток, попадающие из семейных архивов на антикварный рынок, легко и непринужденно раздробляются, чем снижается их историческая ценность. Продавцы открыток ценят исключительно лицевую их сторону, степень редкости которой влияет на цену.
Чтобы проиллюстрировать некоторые из сформулированных тезисов и одновременно привлечь внимание коллег и интересующихся к такой разновидности источников, как открытка, я публикую один недавно попавший ко мне экземпляр. Письмо, автор которого подписался как "См.", адресовано в Казань, священнику М.П. Грудцыну.
Согласно данным, имеющимся в базе новомучеников и исповедников ПСТГУ, священник Михаил Павлович Грудцын родился в 1885 году в Нижегородской губернии, в селе Грудцыно, в семье бедного псаломщика (впрочем, сельские псаломщики того времени высоким имущественным положением вообще не отличались). Окончил Нижегородскую семинарию и Казанскую духовную академию, во время учебы в которой служил священником в небольшом храме при воинской части. Впоследствии священник в г. Павлово-на-Оке. В 1937 году арестован и сослан в лагерь под Ташкентом, где умер в 1943 году.[3]
Автор открытки некто, близко знакомый со священником Грудцыным; возможно, его родственник (родственница) или хороший друг. Об этом свидетельствует обращение, без принятого "отец" и официального "Ваше преподобие/благословение". Весьма вероятно, что письмо писала женщина, ведь оно и адресовано-то не только самому о. Михаилу, но и, видимо, его матушке или дочери: если в первых строках обращение идет к нему самому, то далее о нем спрашивается уже в третьем лице: не вышел ли он из терпения. С точки зрения установления хронологии ценно, что указана дата написания письма. По ней следует определять и дату самого документа, но если бы рукописная дата отсутствовала бы то тогда обращается взор на штемпель. Неизвестна дата получения письма, так как отсутствует штемпель принявшего письмо почтового отделения.
Хочу выразить пожелание, чтобы настоящая краткая публикация подвигла и коллег, и интересующихся заниматься изучением открытых писем и привлекать их данные в своих исследованиях. Любители истории могут покопаться в своих домашних бумагах и, возможно, смогут отыскать что-то интересное из открытых писем той давней, ушедшей от нас навсегда дореволюционной поры. Будущий же исследователь биографии священника Грудцына одного из десятков тысяч исповедников веры XX века возможно, раскроет подробно исторический контекст данного письма.
* * *
Открытое письмо неизвестного отправителя священнику М.П. Грудцыну
7 сентября 1912 г.
Г. Казань
Духовная Академия
Священнику
М.П. Грудцыну
7го Сент[ября]
Поздравляю Вас, Михаил Павлович с прошедшим днем Вашего Ангела. Дай Бог всего наилучшего, особенно же доброго здоровья и успеха в делах. Всех остальных с прошедш[ими] дорог. [?] именинн. Благополучно-ли доехали? И рано-ли? Наверно как раз к пирушке подоспели? А Мих[аил] Пав[лович] под уж из терпенья вышел? Ну ему не мешает поволноваться пока, а там уж делов по горло будет. Как Гара [?] себя чувствует. Наши пока здоровы. Петя с Ивановичами хотел придти ныне *домой пешком. Я хочу попрощаться с ярмарк[ой]. Всех благ. См.*
Документальное собрание А.И. Мраморнова. Открытое письмо. Марка номиналом в 3 коп. Штемпель только исходящий, проставлен дважды: "Нижний-Новгород-1. 8.9.[19]12". Текст, заключенный в звездочки, надписан сверху.
[1] Ларина А.Н. Документальная открытка конца XIX-начала XX вв. как источник по истории и культуре Москвы. Дис. канд. ист. наук. М., 2004. С. 3.
[2] Там же. С. 65.
[3] http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/cnt/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu1sCCYtiih66mctO0cem0Dc88ffe8ctk *
Источник: Богослов. ру