ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Последнее искушение

Радикализм все чаще преподносится в демократической обертке

Алексей Малашенко :: 05 марта 2009

В период финансового кризиса, который переживает наша страна, особенно актуальным для государства становится вопрос не только экономической и социальной стабильности, но и конфессиональной. Между тем, в последнее время в России количество инициатив, расшатывающих межрелигиозное равновесие, растет с необыкновенной скоростью.

Россия – страна хрупкая. Она полиэтнична и поликонфессиональна. Каждая религия имеет право на самовыражение. Только самовыражаемся мы, поликонфессиональные россияне, не всегда тактично и уместно. У одних случается мания величия, а у других – комплекс неполноценности.

Кто-то навязывает обязательное обучение основам православной культуры и основанную на православие русскую идею. А кто-то – чуть ли ни на каждом шагу видит ущемление прав мусульманина, оскорбление ислама. Хвала Всевышнему, большинство православных христиан и правоверных мусульман – люди нормальные, спокойные, которые не ищут повода для взаимного отчуждения. Но все же...

Накануне нынешнего 8 марта Духовное управление мусульман Нижегородской области вдруг призвало народ не покупать цветы, выращенные нидерландскими фирмами. За что такая немилость? Да за то, что в Нидерландах выходит в прокат фильм "Интервью с Мухаммадом", где пророк представлен безнравственным женолюбцем. Вот интересно, какое отношение голландские садоводы имеют к автору фильма иранцу Эхсану Джами? Если следовать логике автора обращения к мусульманам, заместителя председателя Нижегородского духовного управления Абдулбари Муслимову, то следует воззвать домохозяек не покупать азербайджанские помидоры, на том основании, что их продавцы – единоверцы Бен Ладена. Антиголландский манифест выглядит тем более глупо, что именно Нижний является сегодня одним из главных исламских центров России, где издаются ценнейшие и на редкость профессионально написанные сочинения по истории религии, по исламской культуре.

Что касается пророка Мухаммада, то он давно недоступен для оскорблений. Кстати, если его совсем уж последовательно защищать, то придется запретить едва ли ни все научные труды, в которых Коран считается рукотворным, а с их авторами поступить так, как хотел поступить аятолла Хомейни с Салманом Рушди.

В последние годы в Европе состоялось сразу несколько скандалов, связанных с недовольством мусульман тем, как относятся к исламу. Им не понравился фильм голландца Тео Ван Гога (за что он был убит фанатиком), не ту цитату о пророке привел Папа Римский, дерзкую карикатуру поместила на того же пророка датская газета, не так трактовали Мухаммада в Венском оперном театре. А в Судане с подачи одной английской учительницы школьник дал игрушечному медвежонку имя Мухаммад. Мусульманская реакция на все эти проступки сопровождалась массовыми демонстрациями, погромами посольства, требованиями казнить "училку". Не многовато ли?

Думаю, что прозвучавший из Нижнего антитюльпановый призыв вызвал бы у подавляющего большинства россиян, как минимум недоумение, а как максимум легкое раздражение. И хорошо, что о нем мало кто узнал – телевидение инициативу ДУМНО проигнорировало.

Вообще надо заметить, что некоторые мусульманские духовные авторитеты и публичные люди любят выступать с апологией религиозной идентичности, что на практике может привести к этноконфессиональному обособлению.

В прошлом году пошли разговоры о создании в московском районе Бутово, мусульманского анклава, в котором были бы созданы условия жизни для мусульман, соответствующие нормам ислама. Один из мусульманских общественных деятелей даже высказался в пользу создания мусульманских "патрулей", которые бы обеспечивали порядок в этом районе и защищали его от нападок немусульманских националистов.

Страшно подумать, к чему привело бы создание такого "гетто". Это была бы опаснейшая провокация с непредсказуемыми (вернее, очень предсказуемыми) последствиями: "Хотите ваш "Мусульманский район", а мы вокруг него соорудим наш христианский забор. И учиним против ваших исламских патрулей православные дружины имени монаха Пересвета. Вы нас полумесяцем, а мы вас крестом". То-то будет весело. И главное все окажутся при деле. Бездельников – националистов и религиозных демагогов – пруд пруди.

Власти, силовые структуры работают плохо, многие их сотрудники относятся к "инородцам" как к источнику дополнительных доходов. Но за одно властям все-таки можно сказать спасибо – они решительно отвергают идею сотворения "национальных окраин" и не поощряют создание кварталов и улиц по этническому признаку, что стало бедствием Европы. Думаю, что именно это спасло города России и масштабных инцидентов на этно-религиозной почве.

Идеи взаимного отстранения и отчуждения удивительно живы. Часто они подаются в очень привлекательной, даже своего рода демократической упаковке. Совсем недавно вдруг у кого-то обнаружилась потребность в создании "Интернационального союза поддержки трудовых мигрантов". Читаю "Учредительный манифест" и ничего не понимаю. Поначалу заурядная демагогия, известная еще с 1917 года. Но вот начинаю отлавливать более конкретные соображения: решающим шагом в "превращении массового интернационала в единого деятеля истории, имеющего собственную политическую волю" станет "объединение диаспор". Интересно, какие у нас в России диаспоры – азербайджанская, узбекская, таджикская, чеченская...? И еще одна мысль – "ИнтерСоюз" стремится влиять на внешнеполитическую позицию России, добиваться поддержки борьбы палестинского народа... С чего бы профсоюзам заниматься Ближним Востоком. А с того, что речь-то идет фактически о создании "мусульманского профсоюза мигрантов".

То, что помогать мигрантам, в том числе из мусульманских республик адаптироваться к нелегкой жизни в России, необходимо – не требует дополнительных комментариев. Бедняги действительно нуждаются в содействии и сочувствии. Хотя прямо скажем, не все они овцы, явившиеся на заклание. Но то, что для этого нужна контора, основанная на конфессиональной принадлежности, весьма сомнительно. Делить работяг на тех, кто ходит в мечеть, и тех, кто в церковь, дело явно провокационное.

В сотворении духа и создании инструментов отчуждения мусульман от остальных граждан России вряд ли заинтересованы разного рода спецслужбы – от американской до саудовской, – хотя традиционно наши политики обвиняют именно их. Причины разговоров о мусульманских профсоюзах и кварталах кроются скорее в амбициях отдельных мусульманских деятелей, которым в силу естественных человеческих эмоций приятно чувствовать свою социальную востребованность, нравится светиться в разного рода теледебатах.

Зачастую они ведут себя агрессивно, провоцируя своих оппонентов из православного люда на ответную негативную реакцию. Старание тех кто, выступает за мусульманское самоопределение, дает обратный эффект, вызывая недоверие к исламу.

Межрелигиозные отношения – материя слишком тонкая. Рвется она легко, латается долго и мучительно. В России, в отличие от многих других стран дело до откровенно межконфессиональных конфликтов не доходило. И не стоит эти трения провоцировать.

И, слава Всевышнему (а он у всех один), что борьба с розами из Голландии и призыв к созданию квазимусульманского профсоюза – у нас всего лишь эпизоды.

Источник: Россия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама