На протяжении всей истории Латвии как территории, а затем и государства здесь жили представители разных народов, которые теперь относятся к категории нацменьшинств, и вклад их в местную культуру более чем ощутим. Это, пожалуй, главный тезис вчерашней конференции, посвященной нетитульным нациям в нашей стране.
Музей от министра
Мероприятие открыл министр иностранных дел Артис Пабрикс, который сразу взял инициативу в свои руки и, чтобы не дать разгореться излишней полемике, предложил все латвийские нацменьшинства поместить... в музей. По его словам, за последние годы роль малых наций в Латвии неоднократно изучалась экспертами, рассматривалась на многочисленных конференциях, поэтому мы уже созрели для того, чтобы сделать следующий шаг создать музей, посвященный нацменьшинствам в нашей стране. Материалов по теме в стране собрано немало, есть специалисты, а привлечь к реализации идеи можно было бы и государство, и НГО, и частный капитал, считает министр.
Русские живут
Модератором конференции выступал доктор истории, профессор Лео Дрибин, который без труда убедил присутствующих в том, что представители нетитульных наций в разных странах вносят огромный вклад в общую европейскую культуру. Вице-президент Рижского славянского исторического общества Олег Пухляк углубился в историю и сообщил, что взаимное влияние балтийских народов и восточных славян происходило еще тогда, когда о государственности Латвии и речи не шло.
Восточные славяне, в частности, стали "ретрансляторами" византийской и античной культур для нашего региона. Причем ретрансляция была настолько мощной, что на берегах Даугавы возникла даже мода на украшения в виде крестов, пришедшие из далекой Византии. В XIII веке в Риге уже существовало целое русское подворье вроде резиденции купцов; русские освоили Латгалию, а позднее здесь обосновались староверы. Они сумели сохранить дониконианскую иконопись и знаменное пение, что многими специалистами оценивается как достояние общеевропейского и даже мирового масштаба.
С вхождением балтийских территорий в состав Российской империи усилилось влияние русской культуры на берегах Балтики, причем наибольшее распространение получила культура бытовая, дворянская же была представлена довольно скромно. Наконец, в середине позапрошлого века количество (а численность русских значительно увеличилась) стало переходить в качество и уже многие латыши приняли православие.
В ХХ веке произошел отток русской интеллигенции с балтийского побережья в результате Первой мировой, а потом и новый приток сюда ехали не принявшие советскую власть. А после 1945-го, отметил Пухляк, поощрялось развитие национальных культур в рамках соответствующих национально-административных территорий: русской в России, латышской в Латвии и т.д. Доктор исторических наук Татьяна Фейгмане продолжила эту тему, рассмотрев ее с точки зрения хозяйственно-экономических отношений. И здесь, получается, русские испокон веков присутствовали в Латвии, а в XIX веке благодаря им в стране появились многие крупные промышленные производства.
Евреи, оставайтесь
Профессор Айвар Странга русских трогать не стал, а занялся еврейским вопросом. "Сегодня, к сожалению, некоторые люди в Латвии могут прожить всю жизнь и не встретить ни одного еврея", заметил он. Между тем, сообщил Странга, еще в прошлом они играли важную роль в обществе. Латыши жили преимущественно в сельской местности, в городе все больше немцы, а евреи были как бы связующим звеном между ними, в первую очередь в сфере коммерции. Участие их в ярмарках служило для коренного населения "знаком качества" последних. Община росла, и в Латгалии в некоторых городах евреи составляли более половины населения. Во времена Первой республики они участвовали в развитии торговли, отлично проявили себя в журналистике и других областях. А потом пришла Вторая мировая, а с нею и Холокост, уничтоживший огромную часть еврейской диаспоры.
Советские годы тоже не способствовали росту еврейского населения. Именно в это время происходила массовая эмиграция евреев на Запад и в Израиль. Сегодня община, по некоторым оценкам, составляет около 10 000 человек. Айвар Странга выразил надежду, что сокращение ее численности остановится, поскольку никогда условия для евреев в Латвии не были более благоприятными, чем теперь.
Конференция получилась интересной по докладам, но бесполезной по результату.
В конце концов историки лишь перечислили и обобщили факты, а выводы оставили делать политикам. Но об их подходе к существованию нацменьшинств можно судить по принятым в нашей стране законам. Предложением Пабрикса о создании музея проблему нацменьшинств можно считать исчерпанной будет что показать еврокомиссарам и иностранным дипломатам. При этом сами нацменьшинства ждут совсем других инициатив.
По материалам источников: Dnevnik.lv