ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Старая вера в Новом свете

Сыктывкарец побывал в гостях у боливийских староверов

Артур Артеев :: 02 июня 2006

Зарубежными поездками в Турцию, Грецию, Египет и Тунис нынче никого не удивить. Но далеко не всем россиянам по душе обжитые пляжи и комфортные отели этих стран. Так, сыктывкарец Сергей Горбунов уже третий год подряд открывает для себя по-настоящему дальние и экзотические страны, стирая "белые пятна" на карте мира. Причем все свои странствия он совершает без посредничества туристических фирм и агентств. Началось все в 2004 году с поездки в Китай и закрытый для иностранцев Тибет. В прошлом году Горбунов "открыл" не менее "нехоженые" северные горные штаты Индии и Непал с его столицей Катманду. На этот раз он решил покинуть Евразию и побывать на другом континенте, и даже в другом полушарии, – посетить развалины империи инков и самую большую реку планеты – Амазонку.

Вслед за Колумбом

Вообще-то, в этом году он планировал вновь посетить полюбившийся Тибет, только на этот идти раз по новому маршруту – въехать в Китай через Монголию, пройти через весь Тибет, подняться на священную гору Кайлас и, проехав вдоль западной границы Китая, выйти из Поднебесной через границу с Таджикистаном. Но вот прочитал в одной газете материал про житье-бытье боливийских староверов и неожиданно решил махнуть в Южную Америку, посетить разом три страны: Перу, Боливию и Эквадор. Привлекло еще то, что Перу и Эквадор для россиян – страны безвизовые, а недорогую боливийскую визу несложно получить прямо при въезде в эту страну. Большую часть путешествия Горбунов провел в Боливии (26 дней) и Перу (в этой стране умудрился побывать дважды), в Эквадоре же пробыл всего неделю.

Перелет через Атлантику – удовольствие не из дешевых, поэтому лететь на недельку смысла не было – "гулять так гулять" – и Горбунов отправился в южное полушарие на два долгих месяца. Билет в оба конца на трансатлантический перелет самолетом компании "Люфтганза" обошелся примерно в 1 700 долларов. Три часа лету из Москвы до Франкфурта, там пересадка на рейс до Каракаса (Венесуэла) – девять часов полета, дальше три часа до перуанской столицы Лима – всего 17 часов, и вы попадаете из летней России в зимнее Перу (несложно догадаться, в какой из стран теплее). Многочасовой перелет через океан был скрашен тем, что пассажиров все время щедро поили и кормили, жаль только, что волны Атлантики через тучи было не видно. К тому же после столь дальнего полета компания "Люфтганза" предоставляет своим пассажирам бонус – бесплатный полет в любую европейскую столицу.

Уже в аэропорту Лимы Горбунов почувствовал себя настоящим "гринго" – наглые таксисты атаковали его и предлагали за бешеные бабки отвезти в фешенебельный район города. Оказалось, что перуанцы смотрят на любого белого иностранца исключительно как на "ходячий кошелек". Поэтому пришлось отбиваться от туземцев рюкзаками и уходить в город "огородами".

Коктейль из лягушки

Чистокровных индейцев в Лиме немного – в основном метисы; настоящие аборигены живут в деревнях на пересекающем несколько стран континента плато Альтиплана. "Руссо туристо" в этих местах – большая экзотика. Только дважды Горбунов пересекся со странствующими соотечественниками, но он уже так загорел к тому времени, что те приняли его за индейца, а посему отнеслись к нему недоверчиво. Попытки пообщаться потерпели фиаско.

Добровольным гидом по Лиме у сыктывкарца стал... эстонец Таймо, с которым случайно познакомились в первый же день после прилета. Сорок лет назад Таймо сбежал из СССР. Сейчас 63-летний финно-угр живет в Нью-Йорке, женат на малайке, но каждый год приезжает в Латинскую Америку. Ему захотелось попрактиковаться в уже позабытом русском языке, поэтому он охотно согласился раскрыть секреты перуанской столицы бывшему соотечественнику. Так, он показал, где в Лиме можно купить вкусный и дешевый фруктовый салат. Тазик с нарезанными виноградом, арбузом, папайей, манго, маракуйей, посыпанными орешками и залитыми сиропом стоит на наши деньги не более 20 рублей. Другой секрет, открытый эстонцем: при покупке каждого напитка в кафе нужно просить яппу – бесплатную добавку. Наливают еще с полстакана.

В Лиме Горбунову довелось попробовать улиток, лангустов. Но самым экзотическим блюдом стал коктейль из... лягушки, который он выпил по совету Таймо. В бассейне ресторанчика-аптеки плавают большие живые лягушки, из числа которых гурманы выбирают себе жертву. Лягушку ловят, на глазах клиента отрубают ей голову, а тело бросают в овсяный отвар с добавлением целебных трав и меда – "маки". Все это варят, а затем взбалтывают в миксере. Перуанцы считают, что популярный напиток заряжает бодростью и повышает сексуальную энергию. Местные "зеленые" по мере сил борются с этим обычаем и временами выпускают тысячи земноводных на волю. Стоит стакан экзотического напитка около 120 рублей, а пить его нужно теплым. "Думал, что гадость, – признался Сергей Сергеевич. – Оказалось, что ничего – и пить можно, и энергия повышается".

Тропические староверы

Известно, что в Боливии подавляющее большинство населения – индейцы кечуа и аймара, поэтому жуткой экзотикой здесь могут показаться встретившиеся на пути Горбунова... русские мужики в косоворотках и бабы в сарафанах. Столь необычных жителей тропиков он обнаружил в деревеньке с красивым названием Таборочи (Taboroche – Бутылочное дерево), где живут староверы. Здесь он гостил четыре дня у Мартьяна Ануфриева, адрес которого путешественнику дала координатор русской общины в Боливии – Жужа. Из бесед с Мартьяном он узнал, что предки таборочан бежали из центральных районов России в Китай сразу после революции. Там они жили в окрестностях Харбина до конца 40-х годов, пока до них не добралась китайская революция. Тогда часть староверов вернулась в Россию, где их ждали лагеря и тюрьмы. Часть харбинской колонии переселилась в Австралию, Иран, США и Канаду. Остальные, погрузившись на пароходы, отправились искать "землю обетованную" по другую сторону океана, в Бразилии. И уже оттуда часть беженцев перебралась в Уругвай, Аргентину, Парагвай, Чили, на Аляску и, наконец, в начале 80-х годов в поисках лучшей жизни несколько семей прибыло в Боливию, основав на юго-востоке страны несколько поселений. Правительство пошло им навстречу и выделило землю для колонии по соседству с большой японской общиной и немцами-меннонитами, также осевшими в этих краях несколько десятилетий назад. С тех пор наши соотечественники живут в Боливии, занимаясь земледелием и животноводством. В основном выращивают рис, фасоль, маис и сою. На плодородной земле снимают по два-три урожая в год. Причем, даже землю здесь пахать не приходится. После того, как сняли урожай, поле заливают какой-то "гадостью" от которой "загибаются" все корешки сорняков, а земля саморыхлится (мечта всех российских дачников). И через четыре дня снова можно сажать маис. Свой урожай каждый продает сам, и к колхозной жизни община не стремится.

Сто лет одиночества

Таборочи – это, конечно, не легендарный Макондо, но жизнь его обитателей порой кажется не менее фантастичной, чем у героев Маркеса. Живут староверы в больших деревянных и кирпичных домах. В общине около двадцати семей. Все женщины ходят в суконных сарафанах, а бородатые мужики в подпоясанных ремешками самотканых косоворотках. Из достижений цивилизации пользуются только сельскохозяйственными машинами, иметь которые вера не запрещает.

Особенно сыктывкарца удивил их говор – старинный, со множеством уже позабытых в России слов и оборотов. Если у мужиков, которые контактируют с соседями, в речи могут появиться испанские словечки, то речь сидящих дома женщин, на радость славянофилам-словолюбам, сохраняется в первозданной чистоте.

Одна из главных проблем в общине староверов – где найти невесту или жениха, близкого по духу, но далекого по генеалогическим корням. Каждая семья заинтересована в том, чтобы их дети как можно раньше (13 лет – подходящий возраст) нашли себе спутника жизни. В нынешних условиях обычно ищут себе суженую за сотни и тысячи километров в других колониях – от Аргентины до Аляски. Бывают случаи, когда русские девушки выходят замуж за местных парней. В этом случае избранник обязан принять веру своей невесты и соблюдать традиции староверов, как свои, включая отращивание бороды, смену имени, освоение языка и чтение святых книг. Сергей Горбунов пригласил сына своего боливийского товарища, 27-летнего холостяка Степана Ануфриева, приехать за невестой в нашу Усть-Цильму.

В деревне есть свой молельный дом с литыми из металла иконами. Под руководством настоятеля все приходят молиться дважды в день. В воскресенье и праздники молитва занимает часы, и в эти дни работать запрещено. Патриархальность староверов выражается и в бытовых канонах, где записано, что мужчина не должен брить бороду всю жизнь. Женщинам же нельзя пользоваться косметикой, носить нужно сарафан до пят, а замужним – платок на голове. Все продукты, употребляемые в пищу, должны быть выращены и изготовлены самими членами общины. Староверы не едят ни в кафе, ни в ресторане, ни в чужом доме. Покидая дом, они берут с собой пищу и строго соблюдают все посты. Они не курят, из спиртных напитков пьют только брагу, приготовленную из яблок, ежевики или персиков. Учителя преподают детям чтение и письмо, чтобы те могли читать священные книги на старославянском языке. Таборочане владеют как русским, так и испанским языками. Дети посещают школу, где изучают русскую, испанскую грамоту, а также церковнославянский язык, математику и некоторые другие, необходимые в жизни, дисциплины. Географии, физике, химии не уделяется практически никакого внимания. Некоторые до сих пор уверены, что Земля плоская.

Просмотр телевизора, слушание радио, посещение кинотеатров, чтение светской литературы считается противным Богу. Когда Горбунов рассказал о фильме "Белое солнце пустыни", староверы заинтересовались и попросили прислать фильм на DVD. Правда, смотреть его придется аж в Бразилии, где у дочки Мартьяна есть DVD-проигрыватель. В зажиточном Таборочи такой техники просто не оказалось. Поэтому таборочане практически ничего не знают об изменениях, произошедших на постсоветском пространстве, о войнах, и многих других событиях последних лет. Новости они узнают из разговоров с боливийцами или из переписки и телефонных разговоров с родственниками.

С другим старовером, Евгением Басаргиным, сыктывкарец познакомился на улице аграрной столицы Боливии – города Санта-Крус-де-ла-Сьерра. Увидел бородача в косоворотке, подошел и заговорил с ним по-русски. Потом съездил в гости и в его деревню Иксиямас (на севере Боливии). Семья Басаргиных приехала в Боливию восемь лет назад с Аляски. Там они занимались рыболовством, а здесь стали земледельцами. Из шестнадцати детей Евгения с ним переехали только четверо младших, двенадцать остались ловить палтуса на Аляске. Проблема Басаргиных в том, что поселились они не в колонии единоверцев, а среди местного индейского населения, с которым уживаются с трудом.

Воруют не только у нас

В отличие от Китая и Индии, в странах Южной Америки путешественника запросто могут ограбить. Не избежал этой участи и сыктывкарец. Обворовали его по пути из столицы Эквадора Кито в курортный город Баньос. При посадке в автобус Горбунов сдал большой рюкзак в багаж, а маленький, где лежали все ценные вещи, закинул на полку над головой. Когда остановились в городке Банье, оказалось что его ярко-красный штопаный рюкзак переместился по полке на три метра в сторону и при этом изрядно похудел. Пропали видеокамера, диктофон и фотоаппарат. Паспорт не тронули, а деньги Горбунов держал при себе. Ехали три часа, люди заходили, выходили – кто-то и вытащил. Сыктывкарец покричал, повозмущался, повыкидывал шмотки туземцев из автобуса, но в полицию заявлять смысла не было – все равно ничего бы не нашли.

Еще в одной из гостиниц в перуанском городе Ариякипа вытащили из рюкзака 300 долларов. Причем отсчитали эту сумму из пачки долларов, а остальное не тронули в расчете на то, что богатый "гринго" не заметит пропажи.

А вот в Ла-Пасе ему удалось избежать ограбления. На улице туриста незаметно облили какой-то гадостью, встречная женщина, зажимая нос, позвала его отмыть одежду в какой-то домик, но что-то слишком подозрительными показались лица стоявших возле двери людей, и Горбунов благоразумно удалился. В этих странах нередки случаи, когда туристов похищают ради выкупа.

По материалам источников: Kominarod.Ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама