Вслед за Колумбом
Вообще-то, в этом году он планировал вновь посетить полюбившийся Тибет, только на этот идти раз по новому маршруту – въехать в Китай через Монголию, пройти через весь Тибет, подняться на священную гору Кайлас и, проехав вдоль западной границы Китая, выйти из Поднебесной через границу с Таджикистаном. Но вот прочитал в одной газете материал про житье-бытье боливийских староверов и неожиданно решил махнуть в Южную Америку, посетить разом три страны: Перу, Боливию и Эквадор. Привлекло еще то, что Перу и Эквадор для россиян страны безвизовые, а недорогую боливийскую визу несложно получить прямо при въезде в эту страну. Большую часть путешествия Горбунов провел в Боливии (26 дней) и Перу (в этой стране умудрился побывать дважды), в Эквадоре же пробыл всего неделю.
Перелет через Атлантику удовольствие не из дешевых, поэтому лететь на недельку смысла не было – "гулять так гулять" и Горбунов отправился в южное полушарие на два долгих месяца. Билет в оба конца на трансатлантический перелет самолетом компании "Люфтганза" обошелся примерно в 1 700 долларов. Три часа лету из Москвы до Франкфурта, там пересадка на рейс до Каракаса (Венесуэла) девять часов полета, дальше три часа до перуанской столицы Лима – всего 17 часов, и вы попадаете из летней России в зимнее Перу (несложно догадаться, в какой из стран теплее). Многочасовой перелет через океан был скрашен тем, что пассажиров все время щедро поили и кормили, жаль только, что волны Атлантики через тучи было не видно. К тому же после столь дальнего полета компания "Люфтганза" предоставляет своим пассажирам бонус – бесплатный полет в любую европейскую столицу.
Уже в аэропорту Лимы Горбунов почувствовал себя настоящим "гринго" наглые таксисты атаковали его и предлагали за бешеные бабки отвезти в фешенебельный район города. Оказалось, что перуанцы смотрят на любого белого иностранца исключительно как на "ходячий кошелек". Поэтому пришлось отбиваться от туземцев рюкзаками и уходить в город "огородами".
Коктейль из лягушки
Чистокровных индейцев в Лиме немного – в основном метисы; настоящие аборигены живут в деревнях на пересекающем несколько стран континента плато Альтиплана. "Руссо туристо" в этих местах большая экзотика. Только дважды Горбунов пересекся со странствующими соотечественниками, но он уже так загорел к тому времени, что те приняли его за индейца, а посему отнеслись к нему недоверчиво. Попытки пообщаться потерпели фиаско.
Добровольным гидом по Лиме у сыктывкарца стал... эстонец Таймо, с которым случайно познакомились в первый же день после прилета. Сорок лет назад Таймо сбежал из СССР. Сейчас 63-летний финно-угр живет в Нью-Йорке, женат на малайке, но каждый год приезжает в Латинскую Америку. Ему захотелось попрактиковаться в уже позабытом русском языке, поэтому он охотно согласился раскрыть секреты перуанской столицы бывшему соотечественнику. Так, он показал, где в Лиме можно купить вкусный и дешевый фруктовый салат. Тазик с нарезанными виноградом, арбузом, папайей, манго, маракуйей, посыпанными орешками и залитыми сиропом стоит на наши деньги не более 20 рублей. Другой секрет, открытый эстонцем: при покупке каждого напитка в кафе нужно просить яппу – бесплатную добавку. Наливают еще с полстакана.
В Лиме Горбунову довелось попробовать улиток, лангустов. Но самым экзотическим блюдом стал коктейль из... лягушки, который он выпил по совету Таймо. В бассейне ресторанчика-аптеки плавают большие живые лягушки, из числа которых гурманы выбирают себе жертву. Лягушку ловят, на глазах клиента отрубают ей голову, а тело бросают в овсяный отвар с добавлением целебных трав и меда – "маки". Все это варят, а затем взбалтывают в миксере. Перуанцы считают, что популярный напиток заряжает бодростью и повышает сексуальную энергию. Местные "зеленые" по мере сил борются с этим обычаем и временами выпускают тысячи земноводных на волю. Стоит стакан экзотического напитка около 120 рублей, а пить его нужно теплым. "Думал, что гадость, признался Сергей Сергеевич. – Оказалось, что ничего – и пить можно, и энергия повышается".
Тропические староверы
Известно, что в Боливии подавляющее большинство населения индейцы кечуа и аймара, поэтому жуткой экзотикой здесь могут показаться встретившиеся на пути Горбунова... русские мужики в косоворотках и бабы в сарафанах. Столь необычных жителей тропиков он обнаружил в деревеньке с красивым названием Таборочи (Taboroche Бутылочное дерево), где живут староверы. Здесь он гостил четыре дня у Мартьяна Ануфриева, адрес которого путешественнику дала координатор русской общины в Боливии – Жужа. Из бесед с Мартьяном он узнал, что предки таборочан бежали из центральных районов России в Китай сразу после революции. Там они жили в окрестностях Харбина до конца 40-х годов, пока до них не добралась китайская революция. Тогда часть староверов вернулась в Россию, где их ждали лагеря и тюрьмы. Часть харбинской колонии переселилась в Австралию, Иран, США и Канаду. Остальные, погрузившись на пароходы, отправились искать "землю обетованную" по другую сторону океана, в Бразилии. И уже оттуда часть беженцев перебралась в Уругвай, Аргентину, Парагвай, Чили, на Аляску и, наконец, в начале 80-х годов в поисках лучшей жизни несколько семей прибыло в Боливию, основав на юго-востоке страны несколько поселений. Правительство пошло им навстречу и выделило землю для колонии по соседству с большой японской общиной и немцами-меннонитами, также осевшими в этих краях несколько десятилетий назад. С тех пор наши соотечественники живут в Боливии, занимаясь земледелием и животноводством. В основном выращивают рис, фасоль, маис и сою. На плодородной земле снимают по два-три урожая в год. Причем, даже землю здесь пахать не приходится. После того, как сняли урожай, поле заливают какой-то "гадостью" от которой "загибаются" все корешки сорняков, а земля саморыхлится (мечта всех российских дачников). И через четыре дня снова можно сажать маис. Свой урожай каждый продает сам, и к колхозной жизни община не стремится.
Сто лет одиночества
Таборочи – это, конечно, не легендарный Макондо, но жизнь его обитателей порой кажется не менее фантастичной, чем у героев Маркеса. Живут староверы в больших деревянных и кирпичных домах. В общине около двадцати семей. Все женщины ходят в суконных сарафанах, а бородатые мужики в подпоясанных ремешками самотканых косоворотках. Из достижений цивилизации пользуются только сельскохозяйственными машинами, иметь которые вера не запрещает.
Особенно сыктывкарца удивил их говор – старинный, со множеством уже позабытых в России слов и оборотов. Если у мужиков, которые контактируют с соседями, в речи могут появиться испанские словечки, то речь сидящих дома женщин, на радость славянофилам-словолюбам, сохраняется в первозданной чистоте.
Одна из главных проблем в общине староверов – где найти невесту или жениха, близкого по духу, но далекого по генеалогическим корням. Каждая семья заинтересована в том, чтобы их дети как можно раньше (13 лет – подходящий возраст) нашли себе спутника жизни. В нынешних условиях обычно ищут себе суженую за сотни и тысячи километров в других колониях от Аргентины до Аляски. Бывают случаи, когда русские девушки выходят замуж за местных парней. В этом случае избранник обязан принять веру своей невесты и соблюдать традиции староверов, как свои, включая отращивание бороды, смену имени, освоение языка и чтение святых книг. Сергей Горбунов пригласил сына своего боливийского товарища, 27-летнего холостяка Степана Ануфриева, приехать за невестой в нашу Усть-Цильму.
В деревне есть свой молельный дом с литыми из металла иконами. Под руководством настоятеля все приходят молиться дважды в день. В воскресенье и праздники молитва занимает часы, и в эти дни работать запрещено. Патриархальность староверов выражается и в бытовых канонах, где записано, что мужчина не должен брить бороду всю жизнь. Женщинам же нельзя пользоваться косметикой, носить нужно сарафан до пят, а замужним – платок на голове. Все продукты, употребляемые в пищу, должны быть выращены и изготовлены самими членами общины. Староверы не едят ни в кафе, ни в ресторане, ни в чужом доме. Покидая дом, они берут с собой пищу и строго соблюдают все посты. Они не курят, из спиртных напитков пьют только брагу, приготовленную из яблок, ежевики или персиков. Учителя преподают детям чтение и письмо, чтобы те могли читать священные книги на старославянском языке. Таборочане владеют как русским, так и испанским языками. Дети посещают школу, где изучают русскую, испанскую грамоту, а также церковнославянский язык, математику и некоторые другие, необходимые в жизни, дисциплины. Географии, физике, химии не уделяется практически никакого внимания. Некоторые до сих пор уверены, что Земля плоская.
Просмотр телевизора, слушание радио, посещение кинотеатров, чтение светской литературы считается противным Богу. Когда Горбунов рассказал о фильме "Белое солнце пустыни", староверы заинтересовались и попросили прислать фильм на DVD. Правда, смотреть его придется аж в Бразилии, где у дочки Мартьяна есть DVD-проигрыватель. В зажиточном Таборочи такой техники просто не оказалось. Поэтому таборочане практически ничего не знают об изменениях, произошедших на постсоветском пространстве, о войнах, и многих других событиях последних лет. Новости они узнают из разговоров с боливийцами или из переписки и телефонных разговоров с родственниками.
С другим старовером, Евгением Басаргиным, сыктывкарец познакомился на улице аграрной столицы Боливии – города Санта-Крус-де-ла-Сьерра. Увидел бородача в косоворотке, подошел и заговорил с ним по-русски. Потом съездил в гости и в его деревню Иксиямас (на севере Боливии). Семья Басаргиных приехала в Боливию восемь лет назад с Аляски. Там они занимались рыболовством, а здесь стали земледельцами. Из шестнадцати детей Евгения с ним переехали только четверо младших, двенадцать остались ловить палтуса на Аляске. Проблема Басаргиных в том, что поселились они не в колонии единоверцев, а среди местного индейского населения, с которым уживаются с трудом.
Воруют не только у нас
В отличие от Китая и Индии, в странах Южной Америки путешественника запросто могут ограбить. Не избежал этой участи и сыктывкарец. Обворовали его по пути из столицы Эквадора Кито в курортный город Баньос. При посадке в автобус Горбунов сдал большой рюкзак в багаж, а маленький, где лежали все ценные вещи, закинул на полку над головой. Когда остановились в городке Банье, оказалось что его ярко-красный штопаный рюкзак переместился по полке на три метра в сторону и при этом изрядно похудел. Пропали видеокамера, диктофон и фотоаппарат. Паспорт не тронули, а деньги Горбунов держал при себе. Ехали три часа, люди заходили, выходили – кто-то и вытащил. Сыктывкарец покричал, повозмущался, повыкидывал шмотки туземцев из автобуса, но в полицию заявлять смысла не было – все равно ничего бы не нашли.
Еще в одной из гостиниц в перуанском городе Ариякипа вытащили из рюкзака 300 долларов. Причем отсчитали эту сумму из пачки долларов, а остальное не тронули в расчете на то, что богатый "гринго" не заметит пропажи.
А вот в Ла-Пасе ему удалось избежать ограбления. На улице туриста незаметно облили какой-то гадостью, встречная женщина, зажимая нос, позвала его отмыть одежду в какой-то домик, но что-то слишком подозрительными показались лица стоявших возле двери людей, и Горбунов благоразумно удалился. В этих странах нередки случаи, когда туристов похищают ради выкупа.
По материалам источников: Kominarod.Ru