Опрос будет учитывать мнение старшеклассников и родителей детей младше 14 лет.
Минобрнауки РФ обратилось к регионам с просьбой узнать мнение школьников и их родителей, историю каких религий и в какой форме учащиеся хотели бы изучать в рамках образовательной программы "Духовно-нравственная культура", возможность введения которой сейчас обсуждается чиновниками и экспертами. Об этом сообщила РИА "Новости" начальник отдела департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования министерства Татьяна Петрова.
В России уже несколько лет ведутся споры по поводу введения школьного предмета "Основы православной культуры". Его сторонники указывают на факультативность предмета и его культурологическую, а не миссионерскую направленность. Противники опасаются, что преподавание ОПК, преподносимое как светская дисциплина, на практике превратится в "Закон Божий". Также есть мнение, что этот предмет может затронуть права представителей иных религиозных конфессий и этим нарушить Конституцию РФ. Учитывая последний аргумент, Русская Православная Церковь в конце 2007 года предложила Минобрнауки ввести в школьный учебный план образовательную программу "Духовно-нравственная культура", частью которой и должны стать ОПК, а также предметы по истории других религий, сообщает "Патриархия.Ру".
"В первую очередь, надо выяснить, каков запрос родителей и самих учеников на изучение этих предметов. В этой связи мы сейчас разослали по субъектам РФ инструментарий для таких опросов, чтобы выяснить в каждой школе, что бы хотелось родителям учеников и старшеклассникам знать, с чем они хотели бы познакомиться и чему научиться в этой области", сказала Петрова.
По словам Петровой, после того, как будут собраны мнения старшеклассников и родителей учеников младше 14 лет, каждая конкретная школа и ее учредитель смогут определить, историю какой религии (например, православия, ислама или иудаизма) будут изучать ее ученики и в какой форме (к примеру, в виде урока с игровыми элементами, в форме бесед или даже экскурсий). Кроме того, школа решит, сколько часов в неделю и по каким учебникам будет вестись преподавание занятий по истории религий.
При этом Минобрнауки не будет навязывать школам мнение о целесообразности введения таких предметов, добавила собеседница агентства.
Петрова напомнила, что прежде вопросы, связанные с изучением истории и культуры традиционных религий, определялись региональным законодательством. В ряде регионов, где ОПК в качестве факультатива преподается уже несколько лет, были подготовлены и прошли повышение квалификации многие светские учителя.
"Во-первых, у нас есть специализация в рамках подготовки учителей преподавателей истории и обществознания. Во-вторых, есть учителя, которые сами этим интересуются. Такого рода знания востребованы в рамках гуманитарных дисциплин: литературы, истории, обществознания и краеведения", сказала она.
По ее мнению, говорить о массовом привлечении священнослужителей к преподаванию занятий в рамках "Духовно-нравственной культуры" в школе еще рано.
"Дело в том, что у священнослужителей дипломы, которые востребованы пока лишь внутри традиционных религиозных организаций. И, честно говоря, учебные планы их подготовки не содержат необходимых навыков педагогической работы", сказала она. Однако чиновник напомнила, что существует приказ, зарегистрированный Минюстом еще в 2003 году, согласно которому священнослужители по согласованию с руководством школы, родительской общественностью и органом местного самоуправления имеют право заниматься с ребятами, но во внеучебное время.
"Им никто этого не запрещает, просто надо соблюсти эти рамки, то есть необходимо получить добро от администрации и учредителя школы и пожалуйста, приходите и работайте!", добавила она.
При этом Петрова подчеркнула, что проводить религиозные обряды на уроках в общеобразовательной школе, в том числе, молиться в рамках этого предмета нельзя это запрещено Конституцией РФ.
Как ранее отмечал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, новый государственный образовательный стандарт начнут вводить в начальной школе с 1 сентября 2009 года. Однако массовый переход на новый стандарт в первом-четвертом классах произойдет в сентябре 2010 года.
Все аспекты, связанные с преподаванием предметов в рамках программы "Духовно-нравственная культура", по словам Петровой, будут отражены в двух документах базисном учебном плане и примерных образовательных программах. Базисный учебный план будет определять обязательную часть (инвариантную) и необязательную (вариативную).
"И в той, и в другой части найдется место для занятий в рамках "Духовно-нравственной культуры"", считает собеседница агентства.
По ее мнению, в конце этого года начале следующего документы уже будут готовы. Их разработкой сейчас занимается Российская академия образования (РАО), в частности, межконфессиональная рабочая группа, которую возглавляет президент РАО Николай Никандров.
"Кроме того, издательство "Просвещение" в конце этого года планирует выпустить специальную книгу для учителя по "Духовно-нравственной культуре", чтобы было понятно, о чем с детьми и в какой форме разговаривать", сообщила представитель Минобрнауки.
Как сообщил РИА "Новости" научный руководитель проекта РАО по разработке нового образовательного стандарта Александр Кондаков, в качестве альтернативы предметам по истории одной из религий в школе может преподаваться курс "Основы мировых религий" или "Светская этика".
По материалам источников: Благовест-инфо