ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Ударим религиозной культурой по разгильдяйству и бескультурью

Ах, это высшее образование

Александр Чаусов :: 17 марта 2009

Острый социальный вопрос с "Основами православной культуры" постепенно движется к своему логическому разрешению. В конце концов, министерство образования и науки предложило компромиссный и вполне демократический вариант для всех. Выбор того, основы какой религиозной культуры будут изучать в школах, делают сами ученики и их родители. По словам заведующей отделом департамента госполитики в сфере образования Татьяны Петровой, в самое ближайшее время в школы регионов России будут отправлены инструкции для проведения опросов среди старшеклассников и родителей учеников.

Выбирать придется из трех вариантов: либо это будут Основы Православной Культуры, либо курс истории Мировых религий, либо же основы ислама и мусульманской культуры. Преподаваться выбранный учениками курс будет в рамках обязательной программы, то есть религиозная культура в наших школах будет изучаться в любом случае.

Первый вопрос противников таких школьных программ, зачем это нужно. Очевидно, что цели введения этого курса в данном случае социально-политические. Как можно предотвратить атомизацию общества, предотвратить сползание в социальный изоляционизм? Очертить обществу границы, простите за тавтологию, общности членов этого общества. В данном случае речь идет о религиозной культуре, которая будь то культура православная или исламская имеет в виду не только свою религиозную систему, но четко определяет свое отношение к иным религиозным системам, и что самое главное, к носителям иных религиозных традиций и убеждений.

Культурное пространство у российских мусульман, православных, буддистов, иудеев, атеистов и даже агностиков одно. Точки зрения на это культурное пространство разные в силу менталитета привитого той или иной религиозной или нерелигиозной системой. Проблема в том, что это культурное пространство, а если точнее, то пространство культурной идентичности, в образовательной системе не очерчено никак. Существует, конечно, курс мировой художественной культуры (МХК), но он распространен не повсеместно. К тому же этот курс очерчивает границы культурного пространства народов мира. То есть показывает в первую очередь особенности и достижения вне нашего культурного поля. Это тоже полезно, но этот курс не решает проблемы воспитания этно-культурной идентичности.

Кстати говоря, опыт преподавания религиозных дисциплин в школе не уникален и ни в коей мере не противоречит институту светского общества. Вот, например, данные о преподавании религиозных дисциплин в различных странах мира, взятые из работы диакона Николая Лызлова:

1. Норвегия. Конституция. Статья 2: "Евангелическая лютеранская религия является официальной государственной религией. Граждане, исповедующие эту религию, должны воспитывать своих детей как ее последователей".

2. Арабская Республика Египет. Конституция. Статья 2: "Религиозное воспитание – основной предмет в программах системы государственного образования".

3. Греция. Конституция. Статья 16: "2. Образование составляет основную задачу государства. Оно включает нравственное, культурное, профессиональное и физическое воспитание греков, а также развитие их национального и религиозного самосознания и формирования их как свободных и ответственных граждан".

4. Литовская республика. Конституция. Статья 40: "Государственные учебно-воспитательные учреждения самоуправлений являются светскими. В них по желанию родителей ведется обучение Закону Божьему" (заметьте, речь идет не о религиозной культуре, а непосредственно о религиозном образовании – прим. авт.)

5. ФРГ. Конституция. Статья 7: "3. Религиозное обучение является в государственных школах, за исключением не конфессиональных, обязательным предметом".

6. США. В США фактически нарушается принцип отделения Церкви от государства, поскольку поправка 1 к Конституции США не нашла единодушной поддержки штатов. Так, в конституциях Пенсильвании, Нью-Гемпшира, Джорджии, Коннектикута и Массачусетса специально оговариваются привилегии религии и поддержка со стороны штатов, в частности, в области образования.

Вот лишь несколько примеров поддержки светскими демократическими государствами программ религиозного образования в светских школах. У нас же вопрос об Основах Православной Культуры повис в воздухе на несколько лет. То ли из-за возмущенной "прогрессивной общественности", то ли из-за того, что курс ОПК был "сырым" и недоработанным, то ли из-за страха перестать быть "общечеловеками" и признать за собой определенную культурную, историческую и религиозную идентичность. Кстати, стереотип, что если в государстве преобладают демократия и светскость, значит, никому предпочтения мы не отдаем, как видно выше, опровергается самой "колыбелью демократии" – Европой.

Собственно, проблема по преподаванию любой из религиозно-культурологических программ как всегда одна, кадровая. Есть ли сейчас в России достаточное количество профессиональных педагогов-религиоведов? Вопрос этот, предлагаю считать риторическим. В школе я со "страшилками" на тему неадекватных учителей, ведущих ОПК или историю религий, не сталкивался (в некоторых школах и тот, и другой предмет преподаются факультативно). Но вот про университетских преподавателей-религиоведов я слышал много странного. От неприкрытой агитации за вступление в ряды той или иной конфессии до элементарного незнания основ той или иной религии. Школа – это не институт. У студентов критическое мышление развито всё же больше, чем у школьников. Поэтому от некорректного преподавания религиозной культуры школьники могут пострадать куда серьезнее студентов.

Сама же по себе процедура выбора предмета очень интересна. Понятно, что например в Чеченской республике большинство, если не все ученики будут изучать основы ислама. А вот что касается русской нации в составе российского многонационального народа, то такого рода опрос покажет насколько наши "номинально православные" номинальны и насколько православны. Иными словами, отдадут ли родители и дети предпочтение "историям мировых религий" или все же выступят за изучение в школах российской культуры с православных позиций, хоть и номинально (на уровне, крестили в детстве и всё), но принятых.

Результаты выборов той или иной дисциплины очень ясно покажут особенности религиозной культуры в российском обществе. Хотят ли люди знать именно свое вероисповедание, или же предпочтут узнать об особенностях мировых религий, к которым непосредственного отношения они большей частью не имеют. И станет ли этот курс общеобразовательным и расширяющим кругозор, или всё же в большей степени воспитательным и ценностно-образующим, как планировалось изначально? Не поймите неправильно, я ни в коей мере не выступаю против изучения в школах вместо ОПК курса "основ мировых религий". Я лишь говорю о том, что результаты тестирования общества, о котором так любят рассуждать различного рода эксперты, переведут дискуссию о судьбе традиционных религий и Православия, в частности в современной России, на качественно иной уровень. Есть ли повод у Православной Церкви говорить о православном российском обществе, члены которого тянутся к традиционному для себя вероисповеданию? Или же правы сторонники всеобъемлющей светскости, говорящие о равноправии всех религиозных систем вне зависимости от их идентичности и традиционности относительно нашего общества? Знаете, это как с ЕГЭ, его все не любят, но он до рези в глазах показателен.

Впрочем, вопрос общественного выбора – уже несколько иная тема, связанная с системой образования в РФ и преподаванием в рамках этой системы основ религиозной культуры опосредованно. Пока же подождем результатов опроса.

Источник: Русский журнал

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама