ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Ударим религиозной культурой по разгильдяйству и бескультурью

Ах, это высшее образование

Александр Чаусов :: 17 марта 2009

Острый социальный вопрос с "Основами православной культуры" постепенно движется к своему логическому разрешению. В конце концов, министерство образования и науки предложило компромиссный и вполне демократический вариант для всех. Выбор того, основы какой религиозной культуры будут изучать в школах, делают сами ученики и их родители. По словам заведующей отделом департамента госполитики в сфере образования Татьяны Петровой, в самое ближайшее время в школы регионов России будут отправлены инструкции для проведения опросов среди старшеклассников и родителей учеников.

Выбирать придется из трех вариантов: либо это будут Основы Православной Культуры, либо курс истории Мировых религий, либо же основы ислама и мусульманской культуры. Преподаваться выбранный учениками курс будет в рамках обязательной программы, то есть религиозная культура в наших школах будет изучаться в любом случае.

Первый вопрос противников таких школьных программ, зачем это нужно. Очевидно, что цели введения этого курса в данном случае социально-политические. Как можно предотвратить атомизацию общества, предотвратить сползание в социальный изоляционизм? Очертить обществу границы, простите за тавтологию, общности членов этого общества. В данном случае речь идет о религиозной культуре, которая будь то культура православная или исламская имеет в виду не только свою религиозную систему, но четко определяет свое отношение к иным религиозным системам, и что самое главное, к носителям иных религиозных традиций и убеждений.

Культурное пространство у российских мусульман, православных, буддистов, иудеев, атеистов и даже агностиков одно. Точки зрения на это культурное пространство разные в силу менталитета привитого той или иной религиозной или нерелигиозной системой. Проблема в том, что это культурное пространство, а если точнее, то пространство культурной идентичности, в образовательной системе не очерчено никак. Существует, конечно, курс мировой художественной культуры (МХК), но он распространен не повсеместно. К тому же этот курс очерчивает границы культурного пространства народов мира. То есть показывает в первую очередь особенности и достижения вне нашего культурного поля. Это тоже полезно, но этот курс не решает проблемы воспитания этно-культурной идентичности.

Кстати говоря, опыт преподавания религиозных дисциплин в школе не уникален и ни в коей мере не противоречит институту светского общества. Вот, например, данные о преподавании религиозных дисциплин в различных странах мира, взятые из работы диакона Николая Лызлова:

1. Норвегия. Конституция. Статья 2: "Евангелическая лютеранская религия является официальной государственной религией. Граждане, исповедующие эту религию, должны воспитывать своих детей как ее последователей".

2. Арабская Республика Египет. Конституция. Статья 2: "Религиозное воспитание – основной предмет в программах системы государственного образования".

3. Греция. Конституция. Статья 16: "2. Образование составляет основную задачу государства. Оно включает нравственное, культурное, профессиональное и физическое воспитание греков, а также развитие их национального и религиозного самосознания и формирования их как свободных и ответственных граждан".

4. Литовская республика. Конституция. Статья 40: "Государственные учебно-воспитательные учреждения самоуправлений являются светскими. В них по желанию родителей ведется обучение Закону Божьему" (заметьте, речь идет не о религиозной культуре, а непосредственно о религиозном образовании – прим. авт.)

5. ФРГ. Конституция. Статья 7: "3. Религиозное обучение является в государственных школах, за исключением не конфессиональных, обязательным предметом".

6. США. В США фактически нарушается принцип отделения Церкви от государства, поскольку поправка 1 к Конституции США не нашла единодушной поддержки штатов. Так, в конституциях Пенсильвании, Нью-Гемпшира, Джорджии, Коннектикута и Массачусетса специально оговариваются привилегии религии и поддержка со стороны штатов, в частности, в области образования.

Вот лишь несколько примеров поддержки светскими демократическими государствами программ религиозного образования в светских школах. У нас же вопрос об Основах Православной Культуры повис в воздухе на несколько лет. То ли из-за возмущенной "прогрессивной общественности", то ли из-за того, что курс ОПК был "сырым" и недоработанным, то ли из-за страха перестать быть "общечеловеками" и признать за собой определенную культурную, историческую и религиозную идентичность. Кстати, стереотип, что если в государстве преобладают демократия и светскость, значит, никому предпочтения мы не отдаем, как видно выше, опровергается самой "колыбелью демократии" – Европой.

Собственно, проблема по преподаванию любой из религиозно-культурологических программ как всегда одна, кадровая. Есть ли сейчас в России достаточное количество профессиональных педагогов-религиоведов? Вопрос этот, предлагаю считать риторическим. В школе я со "страшилками" на тему неадекватных учителей, ведущих ОПК или историю религий, не сталкивался (в некоторых школах и тот, и другой предмет преподаются факультативно). Но вот про университетских преподавателей-религиоведов я слышал много странного. От неприкрытой агитации за вступление в ряды той или иной конфессии до элементарного незнания основ той или иной религии. Школа – это не институт. У студентов критическое мышление развито всё же больше, чем у школьников. Поэтому от некорректного преподавания религиозной культуры школьники могут пострадать куда серьезнее студентов.

Сама же по себе процедура выбора предмета очень интересна. Понятно, что например в Чеченской республике большинство, если не все ученики будут изучать основы ислама. А вот что касается русской нации в составе российского многонационального народа, то такого рода опрос покажет насколько наши "номинально православные" номинальны и насколько православны. Иными словами, отдадут ли родители и дети предпочтение "историям мировых религий" или все же выступят за изучение в школах российской культуры с православных позиций, хоть и номинально (на уровне, крестили в детстве и всё), но принятых.

Результаты выборов той или иной дисциплины очень ясно покажут особенности религиозной культуры в российском обществе. Хотят ли люди знать именно свое вероисповедание, или же предпочтут узнать об особенностях мировых религий, к которым непосредственного отношения они большей частью не имеют. И станет ли этот курс общеобразовательным и расширяющим кругозор, или всё же в большей степени воспитательным и ценностно-образующим, как планировалось изначально? Не поймите неправильно, я ни в коей мере не выступаю против изучения в школах вместо ОПК курса "основ мировых религий". Я лишь говорю о том, что результаты тестирования общества, о котором так любят рассуждать различного рода эксперты, переведут дискуссию о судьбе традиционных религий и Православия, в частности в современной России, на качественно иной уровень. Есть ли повод у Православной Церкви говорить о православном российском обществе, члены которого тянутся к традиционному для себя вероисповеданию? Или же правы сторонники всеобъемлющей светскости, говорящие о равноправии всех религиозных систем вне зависимости от их идентичности и традиционности относительно нашего общества? Знаете, это как с ЕГЭ, его все не любят, но он до рези в глазах показателен.

Впрочем, вопрос общественного выбора – уже несколько иная тема, связанная с системой образования в РФ и преподаванием в рамках этой системы основ религиозной культуры опосредованно. Пока же подождем результатов опроса.

Источник: Русский журнал

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама