ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Плоды просвещения

Подведены первые итоги всероссийской школьной олимпиады по "Основам православной культуры"

Павел Круг :: 18 марта 2009

В начале марта были подведены промежуточные итоги всероссийской школьной олимпиады по "Основам православной культуры". Это своеобразный срез знаний школьников по предмету, который так или иначе (где факультативно, а где и в обязательном порядке) преподается уже десять лет – если брать за точку отсчета известный циркуляр Патриарха Алексия II от 9 декабря 1999 года, в котором епархиальным архиереям предписывалось добиваться введения в школах основ православного вероучения, а если такой предмет вызовет возражения, то назвать его более уклончиво – "Основы православной культуры". Так появилось на свет это уже порядком поднадоевшее словосочетание. Результаты, как выяснилось, получились довольно плачевные. Подборка перлов из ответов участников олимпиады была вывешена на сайте агентства "Интерфакс-религия".

Перечислять эти забавные ошибки можно довольно долго. Тут и "оперпрокурор Святейшего Синода", и "бесплотная смоковница", и "протокот Авокун". Кто-то из школьников написал, что в основу сюжета картины Иванова "Явление Христа народу" легли события, связанные с Крещением Руси. Кто-то искренне считает, что храм Святой Софии "есть в Константинополе, Татарстане и Википедии". А Петр I, оказывается, отменил на Руси "патриархачество" и ввел "синодоизм". И так далее и так далее.

Вместе с этим богатым материалом для анекдотов появляются у школьников и настоящие философские прозрения: "Иоанн Предтеча много проповедовал людям о Мессии: он рассказал об Иисусе, как крестил Его, кто Он, какой Он. Люди слушали. Кто-то верил, а кто-то не очень, как и все мы. Люди есть люди..."

Оговоримся – система образования у нас по закону должна носить светский характер. Изучение какой бы то ни было религиозной традиции не может быть принудительным – ведь каждый человек волен исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. О светском характере образования прямо сказано в законе, который так и называется – "Об образовании". Другой российский закон – "О свободе совести и о религиозных объединениях" – разрешает централизованным религиозным организациям по договоренности с дирекциями школ использовать учебные помещения для внеклассных занятий. Такие уроки, естественно, должны быть добровольными. Вообще же законодательство у нас с 1990 года дает всем желающим возможность изучать свою религиозную традицию.

Однако реальная политика отличается от буквы закона. Русская Православная Церковь лоббирует введение "Основ православной культуры" в расписание школьных занятий, что по определению делает предмет недобровольным. Правда, борьба с Министерством образования и науки идет с переменным успехом. В последнее время усилия церковных лоббистов сосредоточились на всяческом проталкивании концепции блока предметов "Духовно-нравственная культура", в рамках которого школьник может выбрать для изучения либо религиозную традицию (в данном случае речь идет о православии), либо светскую этику. Сейчас где-то в недрах Минобрнауки решается вопрос о том, принимать эту концепцию или нет – чиновники делают противоречивые заявления. Но нет сомнений, что новый глава Русской Православной Церкви при всей своей энергичности добьется тех или иных уступок со стороны государства в этом вопросе.

Наверное, к дискуссии о клерикализации образования уместно добавить лишь одно: мусульманская клерикализация в тех российских регионах, где ислам является наиболее распространенной религией, выглядит ничуть не лучше православной. И та, и другая всегда прикрываются разговорами о нравственности, духовности, воспитании подрастающего поколения. Однако педагогический эффект школьных предметов, предполагающих изучение религии, более чем сомнителен. Короче говоря – тот, кто заинтересован в духовном поиске, всегда найдет свой путь. А учить Закон Божий из-под палки в лучшем случае скучно и бесполезно, а в худшем – опасно. При первой же попытке ввести его общеобязательное изучение в головах начинается полный хаос.

Спору нет, сложно жить в современном обществе без элементарных знаний о том, как звали первых людей, обитавших в раю, и сколько было учеников у Иисуса Христа. Возможно, школьники из числа тех, кто еще не охвачен преподаванием "Основ православной культуры", не знают и этого. Тут уж впору хвататься за голову не только церковным, но и светским педагогам. Это вопрос общей культуры, а не только православной. Священнослужители так и комментируют ужасающие результаты православной олимпиады в Москве: "Смеялись очень, но это лишнее свидетельство в пользу изучения основ веры в как можно более раннем возрасте".

Если же в классе вдруг окажется убежденный атеист, буддист или мусульманин, то, по мнению священнослужителей, рассказ о вере христианской ему не повредит – ведь Церковь плохому не научит!

Под разговоры о том, что азы духовности должен знать каждый, катехизаторы из Московской Патриархии уже десять лет целенаправленно занимаются самой настоящей религиозной пропагандой в школах, или, как сейчас принято говорить, "миссией среди молодежи", так к этому уже все привыкли. Азы при этом, кстати, так и не выучиваются – ляпы школьников тому подтверждение. А ведь для олимпиады наверняка отобрали лучших – кто учится на "хорошо" и "отлично". И это только промежуточные итоги. В апреле состоится финальный этап олимпиады по "Основам православной культуры". Ждем новых успехов на ниве просвещения...

Вообще-то "синодоизм" – это приговор катехизаторским усилиям Русской Православной Церкви в государственной школе. Уже почти двадцать лет исполняется первым попыткам что-то предпринять для того, чтобы познакомить подрастающее поколение с основами вероучения. За это время поколение, на котором ставились первые клерикальные эксперименты, успело повзрослеть. Отличается ли оно особой нравственностью? Знанием основ религии? Никто не даст ответа на эти вопросы. Зато уже выросло другое поколение, на котором ставятся новые катехизические опыты. Ведь теперь чуть ли не на государственном уровне считается, что воцерковленные педагоги могут поднять уровень духовно-нравственной культуры в стране на небывалую высоту. Что ж, культивируйте ее, вводите в школе соответствующий предмет. Но если через десять лет вновь выяснится, что у нас на Руси "патриархачество", – раз и навсегда уходите из государственной школы и больше никогда туда не возвращайтесь!

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама