ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Адвокат для батюшки

Наталья Смирнова, юрист, прихожанка Знаменской церкви г. Красногорска

19 марта 2009

Сколько я себя помню в "дохристианский" период своей жизни, священники всегда вызывали у меня настороженно-критическое отношение. С воцерковлением это быстро прошло, хотя совсем не из корпоративной солидарности, как можно было бы подумать. Появилось четкое понимание того, что это неприязненно-предвзятое отношение было не более чем плодом какого-то общего грандиозного обмана.

Но если для меня "просветление" наступило, то для многих моих невоцерковленных знакомых любое упоминание священников продолжало вызывать приступы раздражения. Набившие оскомину истории про батюшек, разъезжающих на роскошных иномарках и прижимающих к уху последнюю модель мобильного телефона, удивительно живучи. Но и кроме этих фантастических сюжетов к священнику предъявлялось множество весьма разнообразных нареканий: невнимательно выслушал; долго разговаривает с каждым и от этого возникла очередь; строит храм и слишком погружен в материальное; не строит храм и слишком удалился от мирского; крестит всех вместе и потому не благостно; служит слишком долго и всех утомил.

Я заметила, что есть одна закономерность в отношении того, как разные категории людей воспринимают священников: плохо думают о "попах" обычно те, кто далек от Церкви или бывает в храме от случая к случаю. Однако люди воцерковленные, бывающие в храме постоянно, больше общающиеся со священниками и, казалось бы, чаще сталкивающиеся с разного рода "неправильностями" их поведения, как правило, никаких претензий не имеют и относятся к пастырям уважительно.

Подобное положение вещей объясняется, на мой взгляд, тем, что далекие от Церкви люди неверно понимают смысл и цель ее существования. Одни считают, что люди-посредники между человеком и Богом не нужны, что Бог "в душе", а значит, не нужны и все формальности и обряды, совершаемые священниками. Если исходить из такой логики, то Церковь с ее обрядами не нужна, а священники закономерно попадают в категорию аферистов, наживающихся на посредничестве.

Другие вроде бы и не против Церкви как таковой, но их коробит любое упоминание в этом контексте денежных вопросов. Считается, что если человек хоть как-то соприкасается с деньгами или иными материальными ценностями, то духовным он быть уже не может. "Правильный" батюшка по этой логике должен был бы представлять собой этакое неземное существо, никак не обеспокоенное тем, чтобы и самому существовать, и как-то кормить и одевать свою семью, и вести дела прихода. Любые разговоры верующих или священников о деньгах воспринимаются как доказательство, что именно деньги и являются их целью, а весь институт Церкви существует как раз для того, чтобы выуживать их из одурманенного населения.

Но есть и еще одна причина неадекватного отношения к священству, о которой мало говорят, да и редко в себе подозревают. Подсознательно или понаслышке люди осознают, что жизнь по вере требует отказа от своих греховных, но таких любимых и родных пристрастий. Как же я стану верующим, если так много придется менять в себе – в своей жизни, в отношениях с людьми, в каждодневных привычках, наконец? А если все "святоши" липовые, то ничего и не надо. Достаточно найти недостаток у священника – и можно уже делать вывод, что вся эта религия – одно заблуждение, и тогда появляется моральное право и дальше не задумываться о соответствии своей жизни Евангельским заповедям.

Я и сама когда-то считала, что Церковь – это место, где совершают безобидно-традиционные обряды крещения-отпевания, где в случае житейских неприятностей можно для успокоения нервов поставить свечку и где вежливо рассматривают роспись стен. Думала я так до поры до времени, пока однажды, стечением достаточно странных обстоятельств, не попала в храм на вечернее богослужение. Среди присутствующих я никого не знала, к малочисленным бабулям и священнику никакой душевной теплоты не испытывала, текста на церковнославянском почти не понимала, но тем не менее именно в этот раз со мною произошло нечто удивительное. Возникшее ощущение вряд ли можно выразить словами, что Бог оказался "у меня в душе", скорее это я оказалась в Духе Святом. Я пережила неожиданное чувство внутренней наполненности миром, покоем, странно устойчивой тихой радостью, независимой от внешних событий. Возникло удивительно приятное чувство безразличия к житейскому – безразличию не от равнодушия, а от глубокого осознания, что все наши дела не самоценны, а лишь даны нам, как детские кубики, складывая которые мы так или иначе формируем основу своей души, которая в свое время окажется уже безо всякого тела. Нет, эти мысли не были плодом моих интеллектуальных изысканий, просто все это я ощутила в себе в готовом, так сказать, виде.

Как говорят священники, встреча с Богом – это очень личная встреча, и у разных людей она происходит по-разному. Моя была такой, и я вспоминаю о ней, чтобы попытаться еще раз сказать, что Церковь – это не стены храма и не организация священников и прихожан. Церковь – "не от мира сего". Это как бы представительство небесных сил на земле – и не в переносном, а в прямом смысле!

С той церковной службы у меня значительно изменилось и восприятие священников. И повлиял на это ничтожный эпизод. Во время службы батюшка помазал мне лоб маслом и сказал какие-то два слова вроде "спаси Господи". И в его интонации была такая тишина, смирение, ненавязчивость и даже какая-то бесстрастная теплота ко мне лично, к посторонней, что меня это очень впечатлило. Я подумала, что вот в миру каждый хочет показать, что он "круче" всех, а они не такие.

Вот в этом и есть главная сложность: Церковь постижима не снаружи, но только изнутри. Причем "изнутри" не означает – поставить свечку внутри храма. Также недостаточно прочитать книги либо статьи о Церкви или поговорить с кем-то, чтобы понять, что это такое. То есть можно узнать, что есть такие из рода "хомо православикус", обладающие определенными повадками, что они, например, целуют иконы и носят юбки и платочки. Что у них, в свою очередь, есть "начальники", называемые батюшками, одетые в экзотические одежды и с бородами. Можно также узнать, что архиерей А поехал в пункт B, встретился с епископом С и о чем-то там переговорил. Но к существу жизни Церкви это все имеет мало отношения. А что есть Церковь как таковая и почему, собственно, в ней постоянно околачиваются все эти прихожане, так и остается непонятым. Действительно – почему? Может быть потому, что Божию благодать не увидишь на странице журнала, ее не сфотографируешь и не покажешь на экране телевизора! Вообще, любой личный опыт познания Бога, каким бы разным он ни был, очень сложно передать другому. Это именно встреча. И только в результате этого глубокого личного опыта, возможного только в живом организме Церкви, человек становится в состоянии разобраться: для чего платочек, и почему борода, и зачем весь этот мир церковный с его постами, молитвами, службами и священниками

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама