ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

О тушении пожара керосином

Сергей Худиев :: 24 марта 2009

Как сообщает Лента.ру, российских дошкольников собираются научить национальной и религиозной терпимости. За разработку программы по привитию детям толерантности взялась Общественная палата. Программа, как сообщается, будет опираться на западноевропейский и американский опыт привития людям терпимости. Несомненно, составители программы хотят как лучше – и несомненно, что проблемы, связанные с этническими отношениями, надо решать. Только вот поможет ли нам в этом западный опыт?

Американские проблемы, ответом на которые была политкорректность, были и остаются специфически американскими. Эти проблемы связанны с рабовладельческим прошлым этой страны, с англосаксонской традицией расизма, преодоление которой, очень долгое и трудное, не до конца завершилось. Была ли политкорректность удачным методом решения этих проблем? Некоторые американцы считают, что нет; нам, как людям совершенно другой истории и культуры, судить о этом трудно. Долгое время белые американцы обращались со своими чернокожими согражданами в высшей степени дурно, и те проявления политкорректности, которые кажутся нам смешными и утрированными, являются реакцией на прошлые (и не до конца искорененные) несправедливости.

Долгие годы сначала рабства, потом сегрегации и разного рода притеснений выдавили негритянскую общину Америки на обочину общественной, политической и экономической жизни; после 60-тых годов люди задумались над тем, как помочь чернокожим преодолеть наследие долгого подавления. Отсюда происходит и "позитивная дискриминация" (предоставление определенных преимуществ) , и "инклюзивный язык", и другие явления, нам со стороны кажущиеся нелепыми и смешными. Со временем тот же подход – меньшинство является угнетенным, следовательно, его надо всячески поддерживать – распространился на другие группы, которые считались – или в действительности были – угнетенными. Образ чернокожего, под бичами надсмотрщиков собирающего хлопок, превратился к некий собирательный образ угнетения, и с неграми себя принялись сравнивать люди, которых никто и не думал бичевать или принуждать к непосильный работе. Возникла мода на гонимость. Мировая история стала восприниматься как история угнетения меньшинств; новые религиозные движения, вроде Викканства, отождествляли себя с жертвами средневековой нетерпимости, ведьмами, и на этом основании привлекали последователей и заставляли замолчать критиков. Причисление себя к меньшинству сделалось средством морального шантажа всех остальных – если Вы не хотите выполнить мои требования, значит Вы являетесь фашистом, расистом, плантатором и гитлеровцем.

Другим событием, повлиявшим на идеологию политкорректности, был Холокост; событие неамериканское, но получившее осмысление в рамках того же подхода. Джордж Буш в одной из своих речей назвал его "примером нарушения прав меньшинств". Это не просто бушизм, в этой фразе проявляется определенный подход к реальности. "Нарушением прав меньшинств" можно счесть притеснение чернокожих в США в те же 1940-е годы. Холокост был не "нарушением прав". Он был тщательно спланированным и организованным массовым убийством гражданских лиц, до младенцев включительно, со стороны террористической диктатуры. Подводя его под "нарушение прав" политкорректная терминология сводит под один зонтик а)чудовищные злодеяния вроде Холокоста б)грубые и очевидные несправедливости вроде сегрегации чернокожих в) все, что те или иные активисты объявят нарушением прав группы, с которой они себя отождествляют. На этом фоне активисты, выступающие от лица тех или иных угнетенных, ставят любых своих оппонентов в ряд с нацистами и плантаторами. Идеология политкорректности, таким образом, поощряет тип, который в самих США получил название "расового вымогателя" – человека, который использует свою принадлежность к "угнетенной группе" для приобретения политических, а иногда и прямо материальных дивидендов.

Это приводит в переформированию истории как "истории угнетения". В реальности в отношениях между различными этническими, религиозными и социальными группами проявлялось как жестокое угнетение (мы живем в падшем мире) , так и сотрудничество (мы живем не в аду). Политкорректность с ее культом угнетенности делает упор на то, что вы, (палачи) притесняли нас (жертв), и, хотя само притеснение могло иметь место столетия назад, "мы" намерены обвинять "вас" и требовать себе всяческих компенсаций.

Работа "расового вымогателя" состоит в том, чтобы возгревать обиды, нанесенные в прошлом его соплеменникам (или другим людям, от лица которых он берется выступать) и изображать их максимально эмоционально, чтобы вызвать как можно больший гнев против обидчиков и сочувствие к обиженным. Неизбежна при этом и определенная редактура истории – например, конфликт с обоюдными жестокостями будет изображаться, как неспровоцированное зверство одной стороны против ни в чем не повинной другой.

Если перенести этот опыт в Россию, будет ли это способствовать гармонизации межнациональных отношений? Будет ли полезно заняться разысканием и возгреванием обид, которые народы нашей страны в прошлом друг другу понаносили? "Заплатите нам за разорение Казани! – А вы верните нам дань за триста лет!"

Можно спорить о том, принесла ли политкорректность пользу самим Соединенным Штатам; в Западной Европе подобный подход оказался бесспорно неэффективным. При том, что в нашей стране межэтнические отношения куда как далеки от идеала, в Западной Европе они еще хуже. Наберите в любом поисковике Europe race riots (Европа расовые беспорядки), и Вы убедитесь, что мы не видали еще таких сражений – и век бы их нам не видать. При всем нашем неблагополучии, в Москве пока нет районов, куда коренным жителям вход фактически запрещен (как в Лондоне и некоторых других крупных британских городах) , мы не сталкивались с такими массовыми погромами и поджогами, как парижане, и до таких многотысячных уличных побоищ на расовой почве, как в Австралии, нам тоже пока далеко.

Нужно ли нам решать проблемы, связанные с этнической напряженностью? Несомненно. Стоит ли при этом копировать опыт западной политкорректности? А вот это очень и очень сомнительно. Как бы не получилось, что мы тушим пожар керосином.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама