ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Я – За возрождение десятины

Протоиерей Александр Степанов, председатель отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии

Николай Шешин :: 24 марта 2009

"Малые" пожертвования прихожан в сумме превышают взнос "большого" спонсора.

Кто виноват?

Хотя кризис сегодня – это больше область тревожных ожиданий и слухов, чем реальных проблем для большинства наших граждан, многие, кто оказался сегодня в трудном положении, пытаются ответить на этот вопрос. Однако стремление искать виновных, оглядываясь вокруг, ничего не прояснит и ничему не научит. Можно обвинять некомпетентную власть, жадных олигархов, враждебную Америку... По-христиански же нужно взглянуть прежде всего на себя. Если говорить о кризисе в целом – виноват в нем, наверное, почти каждый, потому что никто себя особенно не стремился сознательно ограничивать в потреблении: все хотели получать больше, покупать больше, в кредит брать больше, развлекаться больше. Кому-то это удавалось осуществлять в масштабах миллионных, кому-то – в мизерных, но хотение было одинаково. Глаза разгораются, и самому человеку не остановиться. Эта похоть плоти по существу и есть причина кризиса: приходится платить за такую чрезмерность желаний. Сейчас всем придется ужаться в потреблении, но важно, как мы к этому будем относиться: как к досадным неудобствам, которые нам кто-то создает, или как к тревожному звонку, призывающему задуматься над своей собственной жизнью. Пока чаще просматривается желание устроиться как-нибудь так, чтобы все было по-прежнему, и тяготы понес (конечно, это будет справедливо) ближний мой.

Что делать?

Всем нам очень недостает гражданского чувства, чувства общности наших интересов и судьбы: каждый "свою грядку окучивает" и варится в семейных проблемах – а все остальное его не касается. Кризис, как и другие испытания, затрагивающие каждого, может быть толчком к объединению, консолидации. Может, впрочем, и не быть. Так случилось в 90-е: каждый старался выживать сам по себе, а многие старались преуспеть именно за счет окружающих. Это был опыт "дикого капитализма". В новый кризис мы входим, хотелось бы верить, немного другими. Кто-то, приобретя вожделенные материальные блага, понял, что не в них счастье, кто-то для их приобретения пожертвовал близкими и потерял, быть может, самое дорогое, а кто-то приобрел опыт того, что "блаженнее давать, чем брать", и уже другими глазами смотрит на мир. Как пастырь, я буду у себя на приходе призывать своих прихожан к взаимной помощи. Я убежден, что в Церкви, в общинах должна произойти консолидация ради помощи тем, кто испытывает трудности. Если мы в Церкви не сможем наладить такую взаимопомощь, то чего же тогда требовать от мира сего?

Необходимо понимать: жертвовать должны не только те, кто очень богат, но и люди со средним достатком, каждый в меру своих возможностей. Может быть, стоило бы возродить традиции пропорциональных пожертвований, подобных десятине, которая присутствовала в Церкви тысячелетиями. На приходах можно установить кружки в помощь семьям, временно испытывающим трудности. Я уверен, что если настоятели будут систематически призывать к таким пожертвованиям, то эти кружки никогда не опустеют. Малые пожертвования многих прихожан дадут больше, чем один богатый спонсор. Для меня недавно большой радостью было принять пожертвование одной из семей нашего храма в пользу другой семьи, оказавшейся в связи с кризисом в трудной ситуации (деньги они передали через меня, так как не были уверены, что пожертвование будет принято от них напрямую). Жертвователи – обычная молодая интеллигентная семья со средним достатком и тремя детьми. Сегодня, судя по социологическим опросам, большинство людей в нашем обществе рассчитывает преодолевать свои трудности только своими силами или опираясь на кровную семью. Настоящим христианским свидетельством внешнему миру было бы расширение своей семьи до пределов христианской общины, где все друг другу братья и сестры не на словах только, но "по жизни". Если бы кризис помог нам в этом, то можно было бы только благодарить Бога за очередную милость и заботу о нас, грешных и эгоистичных.

Плеть и обух, или некоторые побочные темы

Мне бы так же хотелось рассказать о ситуации, в которую попал один из моих прихожан. Он работает на крупном петербургском производстве, и недавно руководство предприятия с целью оптимизации расходов начало заметно больше эксплуатировать сотрудников: подрезало обеденное время, увеличило нагрузку и тому подобное. Причем прихожанин наш, без сомнения, смог бы добиться от начальства улучшения условий для себя: он человек образованный, а генеральный директор – его давний знакомый. Однако он хотел бы бороться за права своих коллег, но ответа от них не слышит – все возмущаются и "бухтят", а в конечном итоге принимают выставленные работодателем условия как данность.

Такая ситуация отнюдь не единична. Многие у нас в народе готовы возмущаться, но когда дело доходит до того, чтобы отстаивать свои права, причем постоянно и законными способами, они умолкают, опускают руки –

мол, плетью обуха не перешибешь. Считают несправедливость почти природным, стихийным явлением, как наводнение или ураган – бороться бесполезно. И кризис, по-моему, с новой силой заставил проявиться такую "народную традицию". Это можно было бы принять за высокую добродетель терпения, если бы ситуация порой не оборачивалась в нашей истории "русским бунтом, бессмысленным и беспощадным", а чаще – мелким озлоблением на начальство и завистью к имущим. В проблемных ситуациях все пытаются как-то своими силами "нажать" и добиться послабления для себя лично. И если получается "нажать", то и хорошо. А не получается – то никто и не пытается действовать законными путями. Отсутствие правового сознания и навыка решать споры инструментами закона – это проблема, конечно, не Церкви, а всего нашего общества. Мой прихожанин испросил у меня благословения на свои труды по защите прав рабочих. Я благословил его действовать в рамках закона, проконсультироваться с юристами и тому подобное. Однако для меня пока открыт вопрос: должен ли православный христианин брать на себя инициативу системной защиты людей от произвола власти или работодателя, то есть брать на себя роль профсоюзного лидера, действуя при этом именно как православный. Традиций христианского социализма в Православии (во всяком случае, в России) не сложилось. Наша Социальная концепция говорит о том, что Церковь "призывает общество к справедливому распределению продуктов труда", но не проясняет, в каких организационных формах такой призыв может отстаиваться. Мне кажется, наступающий кризис может дать толчок для конкретизации подобных вопросов. Здесь нужна общецерковная дискуссия, творческое богословское осмысление нашего малого пока опыта. ■

Цитата:

"Прекрасная есть русская пословица: страшен сон, но милостив Бог, и мы верим в милость Божию и просим, чтобы Господь преклонил эту милость ко всем нам. Мы же с верою и надеждой будем призывать имя Спасителя нашего, родившегося в Вифлееме ради нас и нашего ради спасения...

Само слово "кризис" переводится с греческого как "суд". И всякий кризис есть суд Божий, который отделяет правду от лжи, обнаруживает человеческую неправду.

И если сегодня экономический кризис, значит, это суд над человеческой неправдой, над алчностью, над непомерным желанием иметь как можно больше, над потерей контроля над своим потреблением. Суд над стремлением богатеть любыми средствами, забывая, что подлинные ценности, в том числе и деньги, есть результат человеческого труда, а не финансовых схем и операций...

....Мы верим, что Господь поможет России. Будем молиться, чтобы Господь помог всем странам мира не только преодолеть это искушение, результат человеческой греховности, но выйти из этого кризиса очищенными и просветленными, с правильным пониманием того, как нужно жить, чтобы не согрешать пред Богом, в том числе и в сфере экономики..."

Из проповеди Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Кирилла на Богослужении в Храме Христа Спасителя, Рождество 2009 года

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама