22 марта Русская Православная Церковь празднует память священномученика Сергия (Лебедева).
Тихая поленовская Москва. Замоскворечье. Сколько светлых воспоминаний осталось у наших святых мучеников от этого удивительного места, сохранившего в большом городе теплоту отношений между людьми, какие бывают обыкновенно только в селе, где люди, как в большой семье, хорошо друг друга знают, соблюдая нежность христианского отношения к ближнему. В Екатерининском храме на Большой Ордынке служил отец Сергея Лебедева диакон Петр, имевший близкую дружбу со служившим неподалеку от него в храме святителя Николая в Толмачах диаконом Феодором Соловьевым, в будущем иеросхимонахом Алексием, известным старцем Смоленской Зосимовой пустыни, преподобным, вынувшим жребий на патриаршество священноисповеднику митрополиту Тихону (Белавину).
Родившийся в 1875 году Сергей был воспитан в атмосфере близости к преподобному Алексию, горячая молитва которого помогла юноше всецело устремить сердце свое к Богу. В 1895 году он успешно окончил Московскую Духовную семинарию и в 1898-м был рукоположен во священника ко храму в честь Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря в Москве. В 1901 году скончалась супруга священника, и он остался с трехлетним сыном, заботы о воспитании которого взяла на себя его мать, Мария Павловна. И тогда отец Сергий задумался: оставаться ли ему, вдовому молодому священнику, при монастыре или нет, на что иеросхимонах Алексий определенно сказал: "Оставайся, лучше быть среди голубиц, чем среди волков", так, видимо, обозначая современный мир, все более отходивший от Христа.
В 1920 году отец Сергий был возведен священноначалием в сан протоиерея, а в 1922 году последовала иная "награда", болезненная для плоти, но дорогая душе исповедника он был арестован безбожниками по обвинению в том, что "вошел в преступное сообщество, организованное представителями высшего духовенства и возглавляемое... Патриархом Тихоном", и приговорен к полутора годам заключения. Когда он вернулся из тюрьмы, Новодевичий монастырь был властями уже закрыт, и протоиерей Сергий стал служить в храме во имя Живоначальной Троицы в Зубове в Москве.
14 апреля 1931 года священник снова был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Причиной ареста послужило появление в газете "Нью-Йорк Таймс" его фотографии с подписью: "Знаменитый отец Сергий, один из священников, честно выполняющих свой долг". Через две недели после ареста протоиерей Сергий был приговорен к трем годам ссылки в Северный край. Сначала он был отправлен в Великий Устюг Вологодской области, затем в село Кичменский Городок, а потом и вовсе в глухое сельцо. Все эти перемещения по этапу отец Сергий в письмах к родным назвал тогда "прогулкой при полном воздержании от пищи и отдыха". Оказавшись в ссылке, христиане умели, однако, благодарить Бога за то, что людьми неверующими обычно в условиях свободы почти не ценится.
"У нас имелись почти все богослужебные книги под руками, писал отец Сергий из ссылки, и мы имели полную возможность править все положенное по уставу церковному у себя дома. И Господь помог все совершить без всякой помехи, в самой мирной обстановке... День славного Успения встретил и провел в мире, здравии и полном благополучии... Причащался в алтаре Святых Таин, предварительно сам исповедовавшись и исповедав
кое-кого из своих духовных чад... Чтение есть, занятия тоже ежедневно находятся, остается только лишь всей душой благодарить Господа за все Его милости и молить Его за вас и всех благодетелей своих и твердо верить в Его Промысл, бодрствующий надо мною, когда возможно, и передвигающий меня, если это будет нужно и полезно для меня и для вас".
Вернувшись из ссылки в 1934 году, отец Сергий был приглашен заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) быть его секретарем; митрополит таким образом желал материально поддержать священника, так как на его иждивении оказались в то время престарелая мать и две сестры. Вскоре отец Сергий был направлен служить в храм Петра и Павла в поселке Малаховка Люберецкого района Московской области.
Протоиерей Сергий был снова арестован 21 января 1938 года. Прощаясь с матерью, присутствовавшей при аресте, он поклонился ей в ноги и сказал: "Матушка, в этой жизни мы уже не встретимся".
Заключенный в Таганскую тюрьму и вызванный на допрос отец Сергий отверг все возводимые на него обвинения, и 15 марта 1938 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу.
Обращаясь к своим духовным детям, отец Сергий призывал их хранить веру Христову "и в час испытания в темнице, среди гонения, среди голода и холода, в бедах от братий и лжебратий, и под мечом палача... Вспомните весь собор мучеников, перечитайте их жития, писал он, и вы увидите, изнемогло ли Христово слово, оставлял ли Господь в полной беспомощности Своих верных служителей?.. Нет, все с такой радостью ощущали близость Христа к себе, что лобызали орудия мучения и смерти... которые приближали их еще более к Тому, Кто по вознесении Своем на небо с отеческой любовью приготовил им там многие светлые обители".
И все сие сбылось. Протоиерей Сергий Лебедев был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой 22 марта 1938 года и погребен в общей безвестной могиле. ■
Полный текст жития священномученика Сергия (Лебедева) опубликован в книге "Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Март". Тверь, 2006.
На фото: протоиерей Сергий Лебедев незадолго перед расстрелом. Москва. Таганская тюрьма, 1938 год.
Цитата:
"Как мало в нашей современной жизни радости! Как много уныния не только среди обез-доленных, но и среди взысканных судьбою людей! Как никогда изощрились и разнообразились теперь житейские удовольствия. Каким-то блестящим, безостановочным калейдоскопом идет теперь жизнь... Мы слышим за тысячи верст говорящих с нами людей... Почти уже завоеван воздух... А между тем среди этого разнообразия какое-то общее недовольство, сознание какой-то своей нищеты, тоска, уныние, скука, отчаяние. Почему так? Да потому, что наряду с прогрессом в жизни нашего общества наблюдается полнейшее равнодушие к тайнам и радостям веры. Русло жизни все более и более отходит от нежных, согревающих лучей христианского Солнца Правды. И наука и искусство, и государственная и общественная жизнь со всеми ее многоразличными разветвлениями все это отклонилось от освежающей человеческое творчество благодати Христовой. От Бога бегут. Исповедовать Его стыдятся. Диво ли после этого, что наш прежде крепкий православно-русский быт сошел со своих вековых устоев, осложнился, обогатился новыми, враждебными христианскому духу обычаями и привычками и получил прямо-таки полуязыческий, богоборный характер?! Люди становятся все более и более рабами внешних условий жизни, непрерывно усложняющихся ее форм и соединенной с ними жестокой борьбы за существование, за влияние, за власть, борьбы страстей и самолюбий, борьбы всего мелочного и узко-злобного... Несомненно, что раздвоение нравственных идеалов христианства и хода действительной жизни представляет из себя нечто полное великих мук и всяких печальных злоключений. И причина всего этого заключается в том, что благодатная сила Святых Таинств, сила возрождения Духом Святым перестала служить для современного человека источником его нравственной силы и деятельности".
Священномученик Сергий Лебедев. Из проповеди
Источник: Фома