В продолжении статьи о неизменяемости канонов студент МДА диакон АлексийКнутов пытается раскрыть близко связанный с этой темой вопрос о значенииканонов в жизни Церкви. Автор приходит к оригинальному, хотя и неоднозначному выводуо едва ли не преимущественном значении канонов как школы послушания.
Канон, как это было показано впредыдущей части нашей статьи это точно выраженное Церковью правилоповедения. В каноне мы видим обращенность к внешним действиям человека; взаповеди к внутреннему, духовному "деланию" человека. Каково же отношениевнешнего к внутреннему, которое, очевидно, значительно важнее первого? Каковаих взаимная связь? Это те вопросы, от правильности ответов на которые зависитвесь ход рассуждений об изменяемости канонов.
Дихотомия канона и заповеди, внешнего ивнутреннего похожа на дихотомию обряда и поклонения Богу "в духе и истине",существующую в богослужении. И как в отношении канонического права можно частослышать предложения изменить что-либо для освобождения Церкви от тех "оков",которыми каноны ее излишне связывают, так и в отношении богослужебного уставаможно услышать идеи о необходимости его сокращения по тем же причинам. Подоплекойвсех этих предложений и в каноническом праве, и в литургике является явное илинеосознанное предположение, что внешние правила, канонические или обрядовые тяжеловесныи неудобоносимы, что им в Православии придано более высокое значение, чемзаповедям или призыву Спасителя поклоняться Богу "в духе и истине". Задается вопрос:не убивает ли "буква" в Православии "дух"?
Ответы на эти вопросы о связи внешнего ивнутреннего можно найти в литургике на примере проблемы сохранениясуществующего обряда, то есть порядка богослужения, предписанного богослужебнымУставом. Доцент А.И. Георгиевский в статье "Смысл обряда" спрашивает:"...правы ли мы, усердно защищая обряд? Не следует ли совсем устранить обряд изнашей христианской религии, как устранили-же его, в значительной степени,лютеране и многие секты? Или, может быть, нам откинуть наш обряд и заменить егокаким-нибудь другим и лучшим, как заменяют одежду, которая устарела? Непохоже-ли, что и у нас крыша обряда, воздвигнутая над зданием веры, оказаласьчрезмерно тяжела и грозит задавить постройку?"[1]. Разрешение этихнедоумений А.И. Георгиевский находит в Евангелии : "Сие надлежало делать и тогоне оставлять" (Мф. 23, 23), "вот определённый взгляд Господа на взаимноеотношение внутренней и внешней стороны религии"[2]. Георгиевский пишет, чтосовершенствование души является главным в религии, но в то же время нужна исоответствующая внешняя форма, в которой душа может высказаться. "Не вливаютвина молодого в мехи ветхие, а иначе прорываются мехи и вино вытекает, и мехи пропадают;но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое" (Мф. 9, 17).Толкуя этот евангельский образ, автор пишет: "Вино, это сама религия, еесердцевина, ее существо; мехи ее внешняя сторона, форма, обряд"[3].
Но как быть с поставленной вышепроблемой присвоения внешнему слишком высокого значения? А.И. Георгиевскийуказывает: "И то же читали мы: "Буква убивает, а дух животворит". Но букваубивает тогда, когда в ней ослабевает запечатленный ею дух. Когда же растёт изглубины крепкого и животворящего духа, тогда и она живет и красуется иблагоухает как прекрасный цветок, растущий на живом и сильном стебле.Невозможно прожить без "буквы" в условиях этого мира"[4].
Литургическое сравнение обряда с мехами, удерживающими "виноевангельское учения", можно в равной мере распространить и на церковнуюдисциплину. В этом случае взгляд на каноны можно обозначить следующим образом:канон это не нечто, служащее лишь для обеспечения порядка и единообразия вЦеркви, но это, в первую очередь спасительноемерило, преданное Матерью Церковью с целью правильного, в духе православия,исполнения евангельских заповедей.Преосвященный епископ Смоленский Иоанн (Соколов) так писал об этом значенииканонов: "...законы церковные заключают в себе раскрытие, приложение и ограждениеправил нравственных; и нет сомнения, что последние без первых могли бы быть илинеправильно понимаемы, или неверно соблюдаемы, а таким образом много теряли бысвоей силы и не достигали своей цели, духовного совершенства Христианскогосообщества"[5].Другой канонист, профессор Московского университета А.С. Павлов утверждал,что церковные законы "основаны на положительной божественной воле и поставленыусловиями, при соблюдении которых только и возможно для отдельных лицдостижение цели, открывающейся для них в церковном союзе"[6]. Профессор Харьковскогоуниверситета М.А. Остроумов в том же духе считал, что содержаниецерковного права предоставляет каждому члену Церкви "возможностьсвободно-самоотверженного исполнения его религиозно-христианских обязанностей итем ставящий его во внешние условия благодатного возрождения, необходимого длядостижения царствия Божия..."[7].
В этом свете канон не можетвосприниматься как какое-то тяжкое иго. Священник Николай Чернышев, рассуждая оцерковном искусстве, пишет, что "Канон" в самом широком смысле можнопредставить как "закономерность воздействия Божией благодати на человека, ачерез него на христианскую культуру, на человечество, на все творения,постепенно выявляемые Церковью при единении даров Святого Духа сцеленаправленной человеческой волей"[8]. И правовой канон в еговнутреннем, сокровенном смысле также можно понимать как выявленную Церковью закономерность действия в человеке Святого Духа.Закономерность, которая не зависит от времени, места, но является всегдапостоянной. Так, например, Церковь как великое послабление рассматриваетзаключение христианином третьего брака. Четвертый же брак, согласно церковнымустановлениям, противоречит целям брака и является, по выражению Стоглавогособора, "скотским житием".
Канон, являясь важным подспорьем в делеисполнения заповедей, имеет и другое, уже чисто внешнее значение. Он служит дляорганизации церковного управления и для единообразиядисциплины Церкви. Отсутствие единообразия, и наоборот присутствиеразности в порядке отправления богослужения, организации внешнего благочиния,допущения к таинствам Церкви и так далее это плохо не только по сути, но ещеи потому, что существующая разность в дисциплине способна производить соблазндля окружающих. По этому вопросу профессор Московской духовной академии В.Кипарисов приводит рассуждения Тертуллиана: "Тертуллиан явно дисциплину ставитне только параллельно вере; но делает к этому параллелизму некоторые аналогии.Так он говорит: "един Бог, едина вера, едина и дисциплина" (una et disciplina) в развитиетой мысли, что как вере несвойственна противоречивость, так этого не должнобыть и в дисциплине: дисциплина должна быть согласована в своих отдельныхчастях, только тогда она бывает едина"[9].
И, наконец, канон имеет еще однонемаловажное значение, которое часто либо недооценивается, либо вообще непринимается во внимание. Речь идет об отношении к канону не только как кполезному, спасительному средству исполнения заповедей, преданномуМатерью-Церковью, но и как к одному из объектовпослушания.
Как известно, послушание являетсяосновой жизни православного христианина, оно отличительная особенность,выделяющая его из среды прочих христиан. Послушание родителям, духовнымнаставникам, гражданским властям, уставам Церкви всё это вехи одного и тогоже пути отречения человека от своей собственной греховной воли. "В чём жесостоит путь Божий, если не в том только, чтобы человек во всём отвергал своюволю...", отвечал на один из заданных ему вопросов преподобный Иоанн Пророк[10]. Святитель Афанасий, епископКовровский писал об этом: "Послушание о Господе всегда и во всём должно бытьотличительной чертой православного христианина, не только монаха, но имирянина".[11]Исполнение церковных правил святитель Афанасий (на примере богослужебногоустава[12]) считал одним изпроявлений исполнения заповеди Спасителя о том, что "кто хочет идти за Мною,отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мк. 8, 34). По егомнению, отвергнуться следует "своей воли, своих желаний, вообще всякой самости"[13]. В другом месте сочинения"О поминовения усопших по уставу Православной Церкви" святитель Афанасийнастаивал на том, что "...надо заставить себя, приучить себя по возможности точнодо мелочей исполнять Устав"[14]. А в примечании к этойфразе он указывал: "И к уставным "мелочам" должны быть относимы слова Христовыо верном в мале (Мф. 25, 21,23)"[15]. Вообще, можно признать,что в деле спасения не бывает мелочей всё имеет значение, меньшее тесносвязывается с большим. "Маловажному не противься слабо, чтобы не встретитьсякак ни есть с худшим", писал святитель Григорий Богослов[16].
Известно, что неисполнение некоторыхканонов стало сегодня практикой, обычаем. Между тем значительная часть канонов неуклонно исполняется. Как объяснить это противоречие? По строгому судусвятых отцов исполнение одного и неисполнение другого является уклонением отпослушания и проявлением своеволия и в первом, и во втором случае. ПреподобныйВарсонофий Великий так обращается к вопросившему его монаху: "Где послушание?Где отсечение своей воли во всем? Если же в одном отсекаешь свою волю, а вдругом нет, то явно, что и в том, в чем ты её отсек, ты имел другую, свою жеволю"[17]. И в другом месте онпишет о том же самом: "... если слушаешь меня в одном, а в другом противоречишь,то и в том, в чем слушаешь, исполняешь свою волю, я и не дам за тебя ответаБогу"[18].
Значимость послушания в духовной жизнитакова, что преследование и исполнение своей воли, даже в явно добрых делах, поединодушному мнению святых отцов является уклонением от евангельского пути.Святитель Василий Великий пишет по этому поводу: "Если кто и в добром хочетисполнить свою волю, чужд есть богоугождения"[19].
В заключенииэтого небольшого раздела о послушании канонам хотелось бы привести словасвятителя Афанасия, являющиеся настоящим гимном послушанию. Он пишет, что оченьважно "воспитать пастыря и пасомых в духе церковности, в любви к Святой Церкви,послушании ей, смиренной покорности её святым Уставам..."[20]. И в их исполнении, помысли святителя, христианин показывает любовь к нашей Матери-Церкви: "Ктодействительно жаждет спасения, тот должен любить Святую Церковь, единственнуюнадёжную руководительницу ко спасению. А кто действительно любит Церковь, тотдолжен любить и всё то, что дано ею нам в руководство, что завещано ею иустановлено. В частности, в отношении к богослужению должна быть дорога всякаямалейшая деталь, не только потому, что она имеет свой глубокий смысл и ценнасама по себе, но и потому, в особенности, что она дана нам Святою Церковью. Ивсякую такую деталь, всякую даже богослужебную мелочь (если не грешно таквыразиться), любящие Церковь будут так же бережно хранить, как храним мыкакой-нибудь незначительный сам по себе, но бесценно дорогой для нас предметпосле любимой матери"[21].
Такое воззрение на каноны исключает и позитивисткий,и, в значительной мере, дуалистический подходы, признающие в канонахпреимущественно только их практическое значение. Но что есть практическаяпольза в сокровенной духовной жизни? В свете православного святоотеческогобогословия (а не западного рационализма) послушание канону как разновидностиПредания Церкви имеет важное самостоятельное значение. Практическая же польза,например, от 11 правила VI Вселенскогособора[22], к которому часто влитературе относились и относятся снисходительно-иронически, открывается дляпозитивистски настроенного ума не сразу. Существо послушания требует доверия кпредлагаемому Церковью правилу жизни, смысл и назначение которого обязательно откроется"послушнику" по мере выполнения им этого правила.
Послерассмотрения в этой статье базовых вопросов о канонах необходимо подчеркнуть,что трудности, связанные с пониманием природы канонов и практикой ихприменения, являются не отдельной проблемой канонического права, но проблемойэкклесиологии в целом, проблемой осознания того, что такое Церковь, церковность,церковное сознание.
Начав эту статьюс пожеланий о возрождении Церкви на канонических основах, автору хотелось бы закончитьее словами святителя Афанасия (Сахарова): "К великому прискорбию, с печальныхвремен Петровского обмирщвления святой Руси, одурманенные чадом, проникшим сЗапада сквозь прорубленное Петром окно, русские люди стали больше глядеть наземлю, чем на небо, стали всё дальше и дальше уходить от церковного укладажизни, всё больше и больше забывать церковный Устав... Конечно, необходимосчитаться с тем, что ко многим отступлениям от Устава Церковного у наспривыкли, и привыкли так сильно, что не зная уставных норм, нарушение их считаютза норму. Поэтому возвращение к церковным нормам должно быть проводимо сизвестною постепенностью и осторожностью, хотя и с должной настойчивостью,постоянством и последовательностью"[23].
[1] Георгиевский А.И. Смысл обряда //Вестник русского западно-европейского патриаршего экзархата. 1955. № 5 (21).С.77.
[2] Там же. С. 84.
[3] Там же.
[4] Там же. С. 85.
[5] Иоанн (Соколов), архимандрит. Опыткурса церковного законоведения / Раздел I. Обозрение древнего, основного канонаПравославной Кафолической Церкви: от I до IV века. СПб., 1851. Т. I. С. 9.
[6] Павлов А.С. Курс церковного права. Сергиев-Посад, 1902. С.10.
[7] Остроумов М. Очерк православногоцерковного права. Т. I. Ч. I.Введение. Харьков, 1893. С. 21-22.
[8] Чернышев Н., священник. Указ. соч. С. 148.
[9] Кипарисов В. О церковной дисциплине. Сергиев-Посад,1897. С. 16.
[10] Варсонофий и Иоанн преподобные. Руководство кдуховной жизни. М.: Сретенский монастырь, 2002. С. 347.
[11] Афанасий (Сахаров), святитель. Опоминовении усопших по уставу Православной Церкви. Сатис, 1995. С. 17.
[12] Святитель Афанасий (Сахаров) поправу считается одним из глубоких знатоков богослужебного Устава, егопеснопевцем. О возможности применения по аналогии рассуждений святителя оважности следования Типикону применительно к каноническому праву он самуказывает в одном из своих примечаний: "То же и в отношении правил церковнойдисциплины. Строгие правила (напр. правила св. Василия Великого с отлучением отсв. Причащения на многие годы), ныне почти не исполняемые, но и не отмененные,охраняют идеал чистоты христианской жизни. Они свидетельствуют, как строгосудит Церковь грехи и пороки своих чад. Она не может ни потакать, нисоизволять, ни, тем более, разрешать какое-либо отступление от установленных еюправил. Она каждому грешнику прямо и откровенно говорит, как тяжек совершенныйим грех, какого строгого, но справедливого наказания заслуживают те, комусказано: "Святи будете, якоже свят Господь Бог ваш" (1 Петр. 1, 15-16)". Но они добавляет про Церковь: "Она и любвеобильная мать, прибегающая к строгостилишь в редких, исключительных случаях". (Афанасий (Сахаров), святитель. Указ.соч. С. 21).
[13] Там же. С. 18.
[14] Там же. С. 24.
[15] Там же. С. 26.
[16] Творения иже во святых отца нашего ГригорияБогослова, архиепископа Константинополского. М., 1843. Ч. 5. С. 88 (Цит. по:Сокровищница духовной мудрости / Сост. Нейгум М., протоиерей. М., 2001. С.640).
[17] Варсонофий и Иоанн преподобные. Руководство кдуховной жизни. М.: Сретенский монастырь, 2002. С. 402.
[18] Там же. С. 351.
[19] Цит. по: Святитель Афанасий (Сахаров). Указ. соч. С.18.
[20] Там же. С. 233.
[21] Там же.
[22] Это правило запрещает вступать христианам в общение сиудеями. Например, запрещается "врачевства принимати от них, ни в банях купно сними мытися".
[23] Афанасий (Сахаров), святитель. Указ. соч. С. 20, 233.
Источник: Богослов. ру