Гоголю никогда не везло с Россией (Великороссией): чиновничьей карьеры в Санкт-Петербурге он не сделал, жениться не смог, даже жилья своего никогда не имел умер в чужом доме.
Не повезло ему и после смерти: Тургенева за небольшой некролог о Гоголе подвергли аресту и месячной ссылке в деревню. Ровно 157 лет в России не было ни одного музея Гоголя: лишь на днях был открыт первый в доме, где писатель, пользуясь гостеприимством графа Александра Толстого, прожил последние годы и скончался (примечательно, что самым статусным российским чиновником на открытии был замминистра культуры РФ!). Единственную попытку (еще сталинских времен) издания академического собрания сочинений сложно назвать успешной. Постановка "Тараса Бульбы" в кино по разным причинам тормозилась в том числе перед войной, когда политический режим пытался мобилизовать народ при помощи фильмов типа "Александр Невский" ("Бульбу" не дали снять даже самому Александру Довженко боялись "рецидивов украинского буржуазного национализма").
Не повезло Гоголю и с собственным образом в советском и постсоветском кино: его попросту нет. Два исключения: талантливый Георгий Вицын в эпизодической роли Гоголя в соцреалистическом фильме Георгия Козинцева "Белинский" (1951) и Николай Трофимов в роли автора "Мертвых душ" в одноименном фильме Михаила Швейцера (1984).
Поэтому когда мне довелось попасть на закрытый показ (для гоголеведов) фильма Натальи Бондарчук "Гоголь. Ближайший", первые полчаса пребывал в состоянии культурного шока: Гоголь как персонаж (в исполнении талантливого актера Евгения Редько) производит колоссальное впечатления одним только фактом своего появления на экране!
Фильм пока только снят и вчерне смонтирован, но не озвучен. Экранная музыка, которую должен написать композитор и сын Иван Бурляев, в процессе написания. Наталья Бондарчук как маркетолог и менеджер полная противоположность своему брату Федору. Хотя, конечно, это судьба всех без исключения умных украинцев ("хитрых хохлов") в Великороссии, начиная с самого Гоголя, сказать великорусам то, что они сами боятся или не хотят знать, даже избегают этой темы о России, о Боге, о специфической российской системе власти, сформировавшей всю российскую жизнь.
Гоголь написал несколько очень злых и ярких картин "российского ада". Ни у Пушкина, ни у Лермонтова, ни у Тургенева, ни у Толстого на подобное просто рука не поднималась. Салтыков-Щедрин, как бы оправдывая собственное творчество, ссылался на Гоголя мол, ему-то можно, почему мне нельзя? Наталья Бондарчук практически на собственные деньги сняла фильм о Гоголе. Как сама Наталья Сергеевна сказала на показе, переписка по поводу сбора денег на первый биографический фильм о Гоголе составила два больших тома. Увы на обложке этих томов пришлось бы написать: "Мертвые души".
Гоголевский проект это в некотором роде подвижничество.
Как было сказано на показе, режиссер даже заложила собственную квартиру! Общий бюджет фильма столь мизерен, что нас просили его не разглашать. Актеры сыграли бесплатно, видя в этом свой, что ли, духовный подвиг.
Меня сложно заподозрить в интересе к творчеству актрисы Анастасии Заворотнюк. Но в роли Смирновой-Россет она мне неожиданно показалась талантливой и с большими возможностями. Вообще, все актеры подбирались не просто по типажному сходству, но и по некоей внутренней просветленности как это всегда было в фильмах Натальи Бондарчук и Николая Бурляева. В роли Виельгорской, к которой то ли сватался Гоголь, то ли не сватался, их дочь Мария, актриса весьма талантливая и с выразительными глазами.
Как рассказала сама Наталья Сергеевна, намек на любовные сюжеты Гоголя со Смирновой-Россет и Виельгорской это не только драматизации сюжета ради, но и для защиты писателя от обвинений в нетрадиционных наклонностях.
Увы, злоключения фильма проявились также и в том, что его экранное пространство ограничено финансами: на полноценные съемки в Италии денег просто не было, на сюжетную линию дружбы Гоголя и художника Александра Иванова и на павильонные съемки на "Мосфильме" увы, тоже. В результате большую часть интерьерных сцен сняли в легендарном павильоне № 1 киевской киностудии им. А. Довженко, которая ради Гоголя свои ресурсы предоставила бесплатно.
Вообще, антитеза Украина/Россия, проявившаяся и в творчестве писателя, и в его жизни, отображена и в фильме прежде всего операторскими средствами: натурные сцены в Украине все как бы сотканы из света, из светлых красок, в России (даже натурные в Оптиной Пустыни) мрачные, унылые, зябкие[1].
По жанру фильм игровой, биографический, но с многочисленными цитатами, моралите и попытками изобразить Гоголя-христианина и православного духовного писателя. Он продолжает трилогию Натальи Бондарчук о главных русских писателях первой половины XIX века Пушкине, Гоголе, Лермонтове.
Линейное развитие действия, которое предполагалось в сценарии, по бедности было заменено многочисленными ретроспекциями, но для этого фильма подобный прием стал несомненным достоинством.
Но вообще-то если бы я был кинорежиссером и снимал фильм о Гоголе, то это был бы не биографический фильм с вставными моралите, не политический памфлет и не эротический триллер, а экзистенциальная драма в духе Параджанова в стиле поэтического арт-хаусного кино. История мучений и блужданий души, ищущей Истинный Путь и постоянно пребывающей в сомнениях "быть?", "не быть?", "если быть, то каков смысл?", "а может всё взять и сжечь?".
Ну и с точки зрения маркетинга, брендинга, да и исторической справедливости фильм Натальи Бондарчук должен был бы называться не "Гоголь. Ближайший", а "Гоголь. Ближайший ко Христу". Возможно, она именно так и сделает. Правда, этот, несомненно, многообещающий фильм, даже когда его домонтируют, озвучат, наложат музыку и он, возможно, станет сенсацией, едва ли будет доступен широкой аудитории.
Ведь, как я говорил, Гоголю в России фатально не везет...
Вообще, сравнивая гоголевские мероприятия в Украине и России, возникает ощущение, что Гоголь становится всё дальше от России и всё ближе к Украине.
Сейчас, перед 200-летием, о Гоголе целый бум фильмов и телесюжетов. Вклад земляков писателя фильм под названием "Дороги Гоголя" (на украинском языке), который выпустила Полтавская областная государственная телерадиокомпания "Лтава" (автор сценария и ведущая известный гоголевед Ольга Николенко, режиссер Наталья Иванченко).
При любом результате подобный трехсерийный документальный проект с актерской реконструкцией для областного государственного телевидения, да еще во время кризиса, да еще на относительно современном киноязыке, это уже по любому круто[2].
Фильму "Дороги Гоголя" можно инкриминировать много недостатков: чрезмерно пафосный и дидактический авторский текст, отсутствие оригинальных интерпретаций и сенсаций (хотя отсутствие сенсаций, глядя на нынешнее телевидение, можно считать достоинством), излишнее, как для современного документального кино, присутствие рассказчика на экране (65% экранного времени), некоторые концептуально устаревшие трактовки гоголевских произведений (например, "Ревизор" как социальная сатира), а также дидактизмы типа "Гоголь пішов шляхом правди" или "Гоголь хотів відтворити правду життя".
Тем не менее, в фильме полтавского телевидения есть то же, что и в фильме Натальи Бондарчук образ Гоголя (в исполнении актера Полтавского областного музыкально-драматического театра им. Гоголя Богдана Чернявского). Правда, в этом фильме Гоголь присутствует эпизодически его роль не самодостаточна, без оригинальных реплик и монологов и больше для иллюстраций авторского текста. Но даже такое появление на телеэкране производит некоторое впечатление. Несомненное достижение фильма съемки не только на Полтавщине, но также в Нежине, Санкт-Петербурге и Москве.
Можно констатировать, что в современном гоголеведении есть три никак не пересекающиеся направления, исследующих трех абсолютно разных Гоголей: Гоголя-художника (Юрий Лотман, Юрий Манн), Гоголя-христианского философа (Владимир Воропаев, Игорь Виноградов) и Гоголя-украинца (Юрий Барабаш, Владимир Звиняцковский). В фильме телестудии "Лтава" раскрыт четвертый образ, четвертое амплуа Гоголя, которые, видимо, никто лучше полтавчан не раскроет: Гоголь-как-полтавчанин.
Кажется, 200-летие постепенно снимает негласное табу на Гоголя-человека: его собственный образ вторгается на кино и телеэкраны и, кажется, делает это не без успеха.
Хорошо бы, чтобы этот образ был глубоким, интересным, достоверным и многоаспектным, способным заставить современного человека, во-первых, задуматься о смысле жизни и, во-вторых, перечитать гоголевские произведения.
Поскольку в современном информационном обществе Гоголь, Пушкин, Толстой, Достоевский, Есенин, Тарас Шевченко и многие другие гении оказались между Сциллой забвения и Харибдой постмодернистского снижения этих образов, превращающих этих великих людей в героев пошлых газетных и телевизионных сенсаций.
Возможно, один из главных вопросов современного литературоведения и биографического кино как вписать классическую литературу и ее творцов в формат постмодернистского общества, в котором изначально размываются любые иерархии и ниспровергаются любые авторитеты?
[1] Операторская работа в фильме Марии Соловьевой, оператора-постановщика фильмов "Глянец", "Пушкин. Последняя дуэль", отдельное достижение интересная попытка раскрыть психологическое напряжение при помощи необычных ракурсов, движения камеры и средствами монтажа.
[2] У телекомпании "Лтава" это всего лишь второй подобный опыт; первый большой трехсерийный фильм об истории Полтавской области.
Источник: Русский журнал