(Амос; 1448, с. Мандера, Обонежская пятина Новгородской земли — 30.08.1533), прп. (пам. 30 авг.— общецерковное празднование, 17 апр.— местное празднование в день обретения мощей). Основным источником сведений о жизни святого является его житие (самые ранние списки: РГБ. Троиц. № 629. Л. 290–395об., здесь же повесть о преставлении святого: л. 396–400 и РГБ. Унд. № 1253; оба списка — XVI в.). А.С. упоминается также в лит. памятниках XVI в.: в «Истории о великом князе Московском» кн. А. М. Курбского, в Послании Иоанна IV Васильевича в Кирилло-Белозерский мон-рь; в Никоновской летописи сообщается о кончине преподобного (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 74), сохранилась и духовная грамота А. С., адресованная архиеп. Новгородскому и Псковскому свт. Макарию, попечению к-рого А.С. передал свой мон-рь (АИ. 1841. Т. 1. № 135. С. 195–196).
А.С. был сыном благочестивых родителей Стефана и Вассы, к-рые в конце своей жизни приняли монашеский постриг с именами Сергий и Варвара. Житие рассказывает, что святой был вымолен матерью после долгих лет бесплодия, при крещении был назван во имя прор. Амоса. Когда отрок подрос, его отдали учиться, но учился он «косно и не скоро» — так устраивал Бог, чтобы книжный разум был дан ему от Бога, а «не от человек» (РГБ. Троиц. № 629. Л. 297об.). Отрок долго молился о научении грамоте у икон Спасителя и Божией Матери в Введенском храме Оятского мон-ря, к-рый находился близ с. Мандеры. Однажды в село, где жил А. С., пришли монахи из Валаамского мон-ря, после беседы с ними он принял решение уйти на Валаам. Вскоре А. С., не сказав родителям, покинул дом. В 26 лет, как сообщает житие, он принял постриг в Валаамском мон-ре, подвизался на близлежащем пустынном о-ве Ладожского оз., получившем наименование Святой (на острове сохранилась пещера, в к-рой жил преподобный, и установленный им, как утверждает предание, крест). После кончины родителей А.С. вернулся в новгородские пределы и поселился в 35 верстах от Олонца, недалеко от р. Свирь, построив здесь келью. Когда боярин Андрей Завалишин (см. Адриан Ондрусовский) во время охоты обнаружил келью подвижника, тот признался ему, что уже 7 лет не видел человеческого лица, пища его была «былие, иже от земля самовъзрасъшее, с перстию смесив, ядох, а иногда же, чадо, неколико время доволно едину персть ядох токмо». На вопрос боярина, как он мог это перенести, А.С. ответил, что сначала он сильно страдал «сердечною болезнью» и «утробою», но потом посланный Богом муж исцелил его. Понемногу к А.С. стала собираться братия, в 1506 г. был основан мон-рь, а на нек-ром расстоянии А.С. устроил «отходную пустынь» (см. Александров Свирский мон-рь). Подобно ветхозаветному праотцу Аврааму, А.С. сподобился явления Св. Троицы в виде 3 ангелов, что нашло широкое отражение в рус. иконографии. Главный храм обители А.С. освятил в честь Св. Троицы. А.С. явилась также Богоматерь, в честь Которой он также устроил храм в своей обители. Новгородский свт. Серапион (Курцов) возвел А.С. в сан игумена. Житие сообщает, что, несмотря на игуменский сан, А.С. отличался большим смирением, носил старые и рваные одежды, так что не знавшие святого в лицо не могли и подумать, что перед ними игумен. «Чудо о рыболове» рассказывает, что однажды А.С. недалеко от мон-ря встретился некий рыбак, к-рый направлялся в мон-рь. Рыбак, не зная, что говорит с А. С., сказал, что ищет игумена. А.С. стал убеждать его, что игумен — «блудник и винопийца», на что рыбак возразил: того не знаю, «но токмо се вем, яко многи избави от печали и напасти». Оказалось, что рыбака уже 3 года жестоко притесняет судья тех земель за то, что он, поймав большого осетра, продал его купцу без ведома судьи. А.С. повелел рыбаку вновь закинуть невод в реку и пойманного осетра отнести судье. Рыбак ответил, что это невозможно, т. к. такого осетра он не может поймать уже 3 года, но исполнил повеленное, поймал большого осетра, отнес судье и был избавлен от напасти.
За 7 лет до преставления А.С. его ученик и духовный сын Даниил, впавший в тяжелую болезнь, видел во сне А.С. с братией в раю. А.С. повелел Даниилу подвизаться и спасаться, если он хочет быть вместе с ним. После видения Даниил проснулся исцеленным, построил церковь в своем селении. Перед смертью А.С. избрал 4 преемников и просил свт. Макария поставить одного из них игуменом и позаботиться о мон-ре. Погребен А.С. был в «отходной пустыни», близ ц. Преображения Господня, с правой стороны алтаря.
У А.С. было много учеников, его подвиги имеют большое значение для развития севернорус. монашества. Один из первых его учеников — боярин Андрей Завалишин (в иночестве Адриан). Житие свт. Московского Филиппа (Колычева; † 1569) свидетельствует, что при постриге в Соловецкой обители он был поручен старцу Ионе (Шамину; † 1566), к-рый назван «сопричастником преподобному отцу нашему Александру Свирьскому». А.С. посылал к прп. Кириллу Новоезерскому († 1532) своего ученика прп. Никифора Важеозерского († 1557). По благословению А.С. прп. Геннадий Костромской († 1565) принял постриг у прп. Корнилия Комельского († 1537). А.С. дважды являлся прп. Никандру Псковскому († 1581) и наставлял его.
Почитание святого началось сразу после его преставления. Уже в 1545 г. (об этом сообщает завершающая глава жития — «О списавшем житие святого») ученик, постриженик и преемник святого по игуменству Иродион (Кочнев) написал житие А.С. по благословению митр. Московского Макария и архиеп. Новгородского Феодосия. В 1547 г. А.С. был канонизирован на Соборе к общецерковному почитанию. В 1561 г. в честь А.С. был освящен один из приделов собора Покрова на Рву в Москве. После Собора житие А.С. в числе др. житий новопрославленных рус. святых вошло в состав 2 списков Макарьевских Четий-Миней. Один из списков — Успенский (ГИМ. Син. № 997) был вложен в кафедральный московский собор в 1552 г., хотя закончен был, вероятно, уже в 1550 г. В XIX в. было высказано предположение о том, что Успенский список содержит первоначальный текст жития А. С., написанный игум. Иродионом. Все исследователи отмечают компилятивный характер текста: игум. Иродион заимствовал фрагменты из лучших древнерус. житий: преподобных Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Пафнутия Боровского. Тем не менее рассказ получился стройным и цельным, тесно связанным с историческими реалиями XVI в., хотя и не лишенным отдельных сюжетных неувязок. Житие А.С. сохранилось в большом числе списков и послужило источником для нек-рых позднейших житий др. святых. Предполагается, что служба А.С., тесно связанная с житием, также написана игум. Иродионом (списки службы XVII в.: ГИМ. Син. № 649; ГИМ. Син. № 650).
"Седмица", 15 сентября 2003 г.
[вся статья]