ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Плата за отречение

Михаил Моисеев :: 06 апреля 2009

По сообщениям информационных агентств, около 100 тысяч британцев скачали с официального сайта Национального секуляристского общества Великобритании так называемый сертификат о "раскрещивании" ("Сertificate of Debaptism"). При этом сертификат доступен для скачивания только в случае внесения "пожертвования" посетителем сайта.

Сайт НСО, в частности, называет данные документы о "раскрещивании" "продуктами, предназначенными для продажи жителям Великобритании, Нормандских островов и острова Мэн". Цена одного сертификата для этой категории "покупателей" составляет £3. Для лиц, проживающими за пределами Великобритании, цена выше – £5. Предусмотрены также скидки для приобретателей пакетов сертификатов: 5 таких документов стоят для граждан Великобритании и для граждан других стран 10 и 15 фунтов стерлингов соответственно.

На сайте отсутствует возможность для пользователя скачать сертификат бесплатно.

Итак, перед нами – очередной феномен западного секуляризованного общества. За возможность отречься от своей веры людям предлагается заплатить. Размер платы в данном случае значения не имеет (точнее, он имеет весьма существенное значение – для тех, кто стоит у руля всей финансово-религиозной "операции"); сумма эта с полным правом может быть названа символической. Символом чего же является эта сумма?

Сам сайт Национального секуляристского общества Великобритании отвечает на этот вопрос однозначно: приобретение сертификата о "раскрещивании" освободит его приобретателя от "пустой формальности" – крещения, которое, в свою очередь, избавляло христианина от последствий первородного греха. Вновь и вновь приходится убеждаться, что, несмотря на многовековую историю англиканства и, шире, протестантизма, основой основ для западного человека в понимании христианского вероучения остается католическая догматика. Ведь в свое время именно католичество закрепило в массовом сознании западного общества идею о том, что человечество в целом и каждый человек в отдельности несут в себе вину и ответственность за грех прародителей Адама и Евы. Не поврежденность человеческой природы, не "семя тли" – склонность ко греху, как об этом говорит Предание Вселенской Православной Церкви, а именно ответственность и вину.

А с такой постановкой вопроса по определению не согласится всякий здравомыслящий человек: если я не совершал греха, на мне нет ответственности за него. Тем более не согласится с подобным тезисом западный европеец, мировоззрение которого формировалось в рамках традиционного благоговения перед законом. Уточним: законом гражданским, светским, истоки которого – в римском праве; закон Божий для Европы перестал быть чем-то мало-мальски значимым уже давно.

Такой вот отголосок давних и, казалось бы, мало кому интересных богословских споров.

Задумаемся, однако, вот над чем. Весь стиль рекламных текстов, предлагающих любому желающему освободиться от "первобытных дремучих предрассудков" ("Original Mumbo-Jumbo"), казалось бы, заставляет читателя относиться ко крещению, которое над ним когда-то было совершено, как к чему-то совершенно незначительному, как к смехотворному обряду, упоминать о котором не пристало воспитанному и образованному человеку. Тем не менее, отказ от всей этой малозначительной (в интерпретации британских атеистов) мишуры почему-то оформлен весьма серьезно: сертификат, как сказано в рекламном тексте, отпечатан на хорошей, качественной бумаге, а под текстом отречения от веры приобретатель этого "продукта" (опять же, в терминологии руководителей секуляристского общества) должен собственноручно поставить дату и подпись. К чему такая серьезность там, где, казалось бы, не о чем и говорить?

В такие моменты вспоминаются те люди, которые в ответ на вопрос о том, почему они не ходят в храм, говорят: "Бог у меня в душе". И далее приводят стандартный набор аргументов в пользу того, что для живой связи с Богом нет необходимости в участии в культовых мероприятиях, храмовой молитве, в обрядах и Таинствах. Но в таком случае справедливым должно быть и обратное утверждение: если у человека в душе Бога нет, значит, ему нет необходимости в каких бы то ни было внешних проявлениях своих убеждений, ему незачем исповедовать свои взгляды! Незачем приходить на сайт секуляристского общества (который в данном случае вполне может служить аналогом христианского храма), незачем жертвовать на свою "Церковь" – сообщество атеистов, незачем приобретать сертификаты об отказе от веры и затем, как предлагают инициаторы акции, с гордостью вывешивать эту "продукцию" у себя в офисе или дома – ведь это ни что иное как публичное исповедание своей веры!

Но именно это нынешние атеистические вожди предлагают сделать всем желающим отречься от Бога. И именно этим самым они лишний раз подтверждают основополагающий закон, заложенный в человеческую природу Самим Творцом и сформулированный в свое время великим церковным учителем III века Тертуллианом: "Душа человека по природе христианка". Это значит – в человеческой душе живет ничем не устранимое стремление к Богообщению, устремление в вечность. Человеческая душа интуитивно ищет религиозного опыта и, если не находит его, готова заменить его отсутствие каким угодно суррогатом – каким угодно, лишь бы только не ощущать внутри себя пустоту Богооставленности. Поэтому человеческой душе естественно исповедовать свою веру перед лицом других людей. Поэтому так естественно для человека проявлять свою веру в других формах. Даже когда эта вера – вера не в существование Бога, а в Его отсутствие, а формы проявления этой веры заставляют сердца окружающих не смягчаться от действия благодати, а содрогаться от ощущения близости ада.

Как ни парадоксально это может прозвучать, но акциями, подобными той, что устроило ныне британское атеистическое сообщество, современные богоборцы пусть и косвенно, но утверждают: человек не способен жить вне религиозного опыта, вне религиозных практик. Только у одних этот опыт направлен на созидание связи с Богом, а у других целью становится бегство от своего Творца.

И еще одно приходит на ум. Крылатое выражение "дьявол – обезьяна Бога" вновь получило еще одно подтверждение, и вот какого рода. Пресловутые сертификаты о "раскрещивании", которыми так бойко принялось торговать Национальное секуляристское общество Великобритании – дьявольская пародия на все те же индульгенции. Но следует признать, что дьявол в своих упражнениях с механизмами обольщения и соблазнения человека пошел дальше себя самого: если в Средние века люди платили деньги и приобретали индульгенции, пытаясь таким образом освободиться от угрызений совести за совершенные ими грехи, то сейчас предлагается заплатить не за "чистую совесть", а уже за отречение от Бога.

Иными словами, если раньше западные христиане стремились очистить свою совесть – с помощью самоуспокоения, посредством индульгенций они пытались заглушить ее голос, который, как известно, есть голос Божий в душе человека, то нынешние англикане и католики платят за то, чтобы этот голос не звучал вообще. Но, думается, как и раньше – индульгенции, так и нынешние пресловутые сертификаты о "раскрещивании" не оправдают тех надежд, которые на них возлагают их приобретатели, и эти наивные надежды оградить себя от Божественной любви не оправдаются, и голос Божий не затихнет в сердцах тех, кто не хочет его слышать.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама