азговор о православной миссии, ее прошлом и будущем, ее основаниях и плодах произошел на встрече протодиакона Андрея Кураева с читателями, произошедшей по случаю выхода его новой книги "Перестройка в Церковь. Эскиз семинарского учебника по миссиологии".
Вообще, вопросы миссии обсуждаются в церковных СМИ достаточно бурно и неоднозначно. На о. Андрея также не раз возводились различные обвинения – так что и поучастовать в беседе пришло много читателей, и вопросы были непростые.
Не претендуя на подробную аннотацию – наверное автора лучше читать в оригинале (а вышедшая книга, наверное, сама большая по объему работа о.Андрея – более 500 страниц) скажу, что мне показалась очень важной и актуальной постановка основного вопроса миссии: "Что Вы любите в вашей вере?" Т.е. не обличения, не запреты и даже не рассказы о чудесах, а именно умение поделиться радостью и согреть любовью – основа возможности привести кого-то в храм.
И тогда становится понятным, почему целью миссии, согласно о.Андрею, можно считать "явление славы Божией". Явление людям небесной красоты и истины.
По мнению о.Андрея, две самые большие трудности для миссионера, его Сцилла и Харибда – быть равным себе самому, не видеть себя со стороны, не стараться говорить с людьми на понятном им языке и, наоборот, стать "своим в доску", а значит опростить, принизить Высоту Благой Вести... Соблазнительно и нехорошо для миссионера, по мнению о.Андрея, и превращение в пропагандиста или PR-менеджера, использование светских рекламных методик.
И еще на вопрос о том, какой он видит идеальную Церковь, о.Андрей ответил: "Мы должны приводить людей в реальную церковь, а не в церковь своей мечты. Не надо поощрять реформаторский зуд."
Еще к разговору о проблемах миссии. Выходящим на проповедь апостолам не надо было оправдывать Христа, а современным миссионерам приходится оправдывать Церковь, а иногда и говорить о совершенных церковными людбми грехах... Говорить о том, что "Церковь – не собрание лучших, Церковь – собрание избранных", собрание откликнувшихся на призыв Господа.
Довольно много времени на встрече было посвящено анализу опыта православной миссии и причинам его недостаточности, сопровождающейся уверенностью, что Господь "и так все сделает", и так приведет без нашего труда. Некая наша "мистическая сытость" и успокоенность... А простор для миссии в России – огромный, даже и ехать никуда не надо. Люди публичных профессий, сельские учителя, гастарбайтеры – для каждой группы может найтись нужное слово.
Разговор был и о миссии в Интернете, возможной, по мнению о.Андрея и как приглашение неправославных на специально организованные площадки, и как участие православных в различных тематических нерелигиозных форумах: "Православный на таких площадках может быть немножко троллем", т.е. стимулировать и раскручивать дискуссии о вере.
Отвечая на вопросы о богослужении, о.Андрей упомянул о том, что миссионерам нужно отстаивать церковные традиции, сохранение богослужебного языка и церковного строя, и также высказал собственные предложение о двух добавлениях в молитвенные прошения – о миссионерах (Мф.9:38 молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою) и о детях, об их воспитании в благочестии и чистоте.
Много вопросов слушателей так или иначе касались контактов между разными конфессиями. Видимо, некоторые из присутствовавших пытались уловить о.Андрея на какой-либо симпатии к экуменизму и они всякий раз получали ответы о том, что экуменические контакты в ближайшем будущем должны еще более сократиться, что интеркоммюнион к католиками невозможен, и т.д. Однако вставал и вопрос – можно ли при этом от чему-то научиться у католических и протестантских миссонеров? "Православие не может ни к кем объединиться – оно может только принимать в себя. Но ри этом можно брать доброе, не сливаясь с тем, от кого берешь" ответил протодиакон Андрей.
О.Андрей также сказал, что надеется в перспективе предстоящего года на организацию постоянно действующего лектория в Москве.
Источник: Православие и мир