ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

РПЦ и ТВ: братство по оружию

Действо о старцах, из пещи телевизьонной возставших

Екатерина Сальникова :: 14 февраля 2009

Вчера, 27 января, на телеканале "Вести" весь день, хотя и с перерывами, шла прямая трансляция Поместного собора в храме Христа Спасителя. Кандидатами в предстоятели РПЦ были объявлены патриарший местоблюститель митрополит Кирилл, управделами Московской патриархии митрополит Климент и митрополит Белорусской православной церкви Филарет.

И число кандидатов на патриаршество, и напряженно светящийся короб телеэкрана будили ассоциации с так называемым "Пещным действом", с сюжетом старинной церковной драмы об испытании веры трех отроков. Впрочем, избрание патриарха Московского и всея Руси в прямом эфире стало скорее испытанием наших массмедиа. Как и всей современной модели бытия. При попадании экранной картинки избрания в наш повседневный контекст пронзительнее высветились многие противоречия духовного и физического порядка.

Сразу показалось, что в виде прямого эфира и интернет-хроники означенного действа в наше информационное меню включили плод с древа познания. Его поглощение заставило увидеть и ощутить, насколько мы все "наги" со своей ультрасовременностью и коммерческими ухватками. Церковному обряду пришлось вписываться в те медиаформаты, которые повсеместно приняты. Заседания Архиерейского, а потом и Поместного собора транслировались по ТВ в обрамлении бегущих строк об ураганах и курсах валют, спортивных результатах наших сборных и ценах на нефть, о положении в секторе Газа и интервью первых лиц государства.

Под оперативной информацией о ходе выборов патриарха на сотнях сайтов зависала реклама модных автомобилей и прочих штук, преданно служащих нынешним представлениям о комфорте, престиже и красоте. Мелькали по бокам веб-страниц предложения о борьбе со временем и продаже иллюзий индивидуальной вечности – в виде средств для нестарения кожи и нелысения черепов. А что уж говорить о культе очищения организма, понимаемого сугубо физиологически...

Сделалось очевидно, насколько жесток и наивен человек, насколько он не подотчетен в своих действиях Богу и христианской морали. Нельзя было не ощутить, насколько наша медиасфера переполнена промоушеном товаров, услуг и стиля жизни, контрастных православному миропониманию.

Но если церковь идет в это профанное медийное пространство, значит она на него согласна, на такое, какое оно есть. Без массмедиа продвижение сегодня не состоится, в том числе и продвижение РПЦ. Тут-то церкви и пригождается христианская терпимость.

Современное пространство СМИ организовано как бесконечность, равняющая многие явления, несоизмеримые в классической системе координат. Массмедиа тотальны и бесцеремонны в своей экстенсивности. Христианская же модель мира и церковная структура предполагает вертикальность и жесткую иерархию с разграничением профанного и сакрального.

И вот они повстречались на узеньком экране.

И прояснилась вся степень содержательной непредназначенности медийного уклада для православных или вообще христианских действ. И дело не в его общей суетно-мирской тональности. Дело вообще не в отдельных проявлениях, а в том, что наше медийное пространство не предполагает стороннего взыскующего взгляда – а именно таков взгляд Господа, существование которого подразумевает церковь. Наш медийный мир не терпит взгляда на себя из другой системы координат и ценностей. Он этого взгляда не выдерживает, потому что тогда многие неистово культивируемые внутри медийности ценности оказываются ложными или относительными.

Если задаться вопросом, а как относилось ТВ к происходящему, как себя при нем ощущало, я бы сформулировала свои смутные ощущения так: ТВ старательно осваивало факт существования православной церкви как большой организации и старательно не делало из этого никаких выводов о бытии Господа.

К тому же роль последнего ТВ легко взяло на себя – камеры воспаряли к куполу храма Христа Спасителя и оттуда созерцали происходящее внизу, даруя взорам аудитории грандиозное и прекрасное зрелище.

Высокие своды храма, богатство росписей, убранства и освещения... Чинное собрание служителей церкви, золотые мантии, небытовая ритмика речи... Телевидение выявило, насколько у нас соскучились по масштабным живописным ритуалам, по нарочито несовременному декору, который указывал бы на давнее происхождение традиции. Спеша перегнать современность и моду, сегодняшний мир копит ужасающую усталость от этой гонки. Избрание патриарха было востребовано прежде всего как ритуал, восстанавливающий веру в значимость далекого прошлого, теряющегося в тумане веков. Таких зрелищных ритуалов в нашем обществе объективно мало, но они необходимы современному человеку для эстетической гармонизации и разрядки. Можно прогнозировать, что количество и частота ритуальных действ разного плана будут возрастать.

В то же время выборы патриарха продемонстрировали всю типологическую родственность всех официальных действ и официальных культур. Любовь к сочетанию красного цвета с сиянием золотого, пристрастие к длинным столам с бутылочками минеральной воды... Приветствие от президента РФ, переданное главой президентской администрации... Строгие, полные ответственности лица... Очень длинный доклад с обилием статистических выкладок о фантастическом росте количества монастырей на территории России (прямо хотелось воскликнуть: "А кто ж в лавке останется?"). Аббревиатура "РПЦ", напоминающая все безликие аббревиатуры политического толка и некогда особенно обожаемые советским государством... И фразеология, до боли известная с советских времен.

Повестка, микрофоны, кворум.

Урны.

Радения о неподложности бюллетеней.

Самоотвод в пользу другого кандидата...

И повторилось всё, как встарь.

Аналогия с выборами президента и Думы словно визуально подтвердила, что церковь у нас, может, и отделена от государства, но структурно ему аналогична.

Казалось бы, надо радоваться тому, что новый патриарх избирается путем демократическим. Однако нет ничего более десакрализованного и деидеализированного историей ХХ и XXI века, нежели эти самые демократические процедуры. Есть в них что-то суконное и прозаическое, слишком деловитое и формализованное, внеличностное.

К тому же изначально не подразумевалось наполнение процедуры избрания какой-либо живой и человеческой непредсказуемостью. Как успокоил тележурналиста один из деятелей РПЦ, "у нас на сайтах всё есть", вся информация по возможным кандидатам давно изучена, каждый уже про себя определился.

Процедура избрания патриарха в прямом эфире разворачивалась в жанре монументальной и помпезной церемонии, которой прямой эфир в принципе не обязателен. Это нашему телевидению он нужен – нечасто у нас проходят какие-либо выборы, а после поправок в конституции будут проходить еще более нечасто.

Впрочем, миссию изрядной популяризации РПЦ медийная сфера выполнила. Как и предшествовавший выборам телепроект "Имя Россия" познакомил страну с будущим патриархом, тогда митрополитом Кириллом, ратовавшим за Александра Невского.

Неустанное сопровождение прямого эфира профессором Московской духовной академии Алексеем Светозарским и развернутые исторические телеочерки о православии и бытии православной церкви на Руси приглашали телеаудиторию просвещаться. Заодно подробность и основательность комментариев свидетельствовала о том, что ныне популярный тезис о преобладающей православности россиян – лишь тезис, не подтверждающийся практикой нашего бытия. Телевидение – которое делают россияне – исходило из того, что большинство россиян не в теме православной церкви. Если телевидению очень надо, оно может и не ошибаться. Сейчас заявления о личной православности весьма часто служат замещением социальной и национальной идентификации, не подразумевая ни подлинной веры, ни даже встроенности в культурную традицию православия.

В докладе митрополита Кирилла прозвучало немногословное сокрушение по поводу преобладания в народе деклараций о православности над подлинной принадлежностью православной вере.

С нейтральной точки зрения тот факт, что Россия не является преимущественно православной страной, не хорош и не плох. Это данность, которую нелепо игнорировать. Однако все телеведущие, как по команде, обретали в часы прямого эфира из храма Христа Спасителя благоговейные лица и придыхание в интонациях. Как будто всё общество во главе с телевидением неусыпно следит за выборами патриарха потому, что живет в соответствии с православным пониманием мира и человека. Официальный телеэкран счел за лучшее игнорировать то, что соответствие православному представлению о должном не просто сложно, а мало совместимо с современными условиями жизни, выживания и функционирования человека в обществе.

За кадром остался драматизм существования христианства в современном мире, который слишком многими факторами отрицает прежде всего христианские этические идеалы. И потому возникало ощущение неправды – ненамеренной и нефабрикуемой, нерукотворной и неизустной неправды. А главное – привычной, генетически незабываемой. Ведь в поздний советский период общество признавало само собой разумеющимся вопиющее расхождение идеологических деклараций и повседневной социально-бытовой практики. Озвучивание этой двойственности было недопустимо – оно означало, что человек отказывается играть по принятым в обществе правилам. Сейчас молчаливая двойственность нашего бытия, но уже по отношению к православию, воспроизводится, похоже, на автопилоте.

К началу XXI века многое изменилось. Эра постмодернизма разрешила игровое сосуществование несовместимого, взаимоисключающего. Но та же самая эра отменила и саму возможность абсолютной сакрализации и безоговорочной серьезности по отношению к чему-либо.

И тут на тебе – выборы патриарха.

Скорее всего, РПЦ будет всё более активно сотрудничать с телевидением и медийной вселенной. И российскому телезрителю, еще не разобравшемуся в различиях между своим государством и родной страной, предстоит разбираться в разнице между церковью и верой, а также искать собственную позицию в пространстве традиций, компромиссов и условностей.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама