Около 8000 школьников из 30 областей России стали участниками первой Всероссийской олимпиады по Основам православной культуры. 150 лучших 28 апреля приедут в Москву, чтобы принять участие в финальном туре.
Ребятам задавались конкретные вопросы из разных сфер, касающихся веры, и, чтобы на них ответить, нужны конкретные знания, рассказывает член центрального оргкомитета олимпиады, ректор Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев. Победил тот, кто дал больше правильных ответов.
Первая Всероссийская олимпиада по Основам православной культуры для учащихся 5-11-х классов всех видов образовательных учреждений проводится при поддержке министерства образования и по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II. Задания олимпиады составлены на базе тех школьных предметов, которые включают разделы, связанные с изучением истории и культуры православия. Это литература, история, история мировой культуры и даже география.
По словам отца Владимира, принять участие в олимпиаде может любой ребенок вне зависимости от его вероисповедания и качества веры, если он владеет необходимыми знаниями. Но лучше всего в православной культуре разбираются все-таки дети из православных семей и ученики воскресных школ.
Многие ребята из православных семей самостоятельно интересуются этой темой и приходят на олимпиаду, чтобы проверить свои знания, объясняет отец Владимир. Вера должна подкрепляться знаниями, чтобы она не была слепой.
Отец Владимир признает, что найти необходимые сведения не всегда просто, хороших учебников и книг не хватает.
Это новая область, появляющиеся учебные пособия в большинстве случаев заслуженно критикуются, говорит он. И если Основы православной культуры придут в школу, надо с самого начала преподавать эту дисциплину на высоком качественном уровне. Это должно быть интересно.
Пока, к сожалению, большинству наших подростков не хватает знаний в этой области, и участники олимпиады не исключение. По мнению руководителя олимпиады Татьяны Скляровой, все несуразности, курьезы, а порой и явные глупости, появившиеся в работах участников, на самом деле бесценный материал для изучения, размышлений и дальнейшей работы взрослых людей, и не только педагогов. Например, праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье, удостоился следующих трактовок. "Когда Иисус ехал в Иерусалим на ишаке, Он сорвал ветку вербы, чтобы погонять ишака. Впоследствии этой веткой Он исцелял больных. С тех пор люди в Вербное воскресенье слегка бьют друг друга освященной веткой вербы для того, чтобы не болеть", пишет один из участников.
Было также высказано мнение, что верующие, собираясь в храме, "выкладывают вербную дорожку, и невидимый Бог идет по этой дорожке, убирая с людей все их грехи". А кто-то считает, что "брошенная против ветра верба прогоняет бурю, а брошенная в пламя останавливает огонь".
"Феопоп Авокумский", "Протопок Оввакум", "Протанов Авакур", "Протокот Авокун" так некоторые участники называли протопопа Аввакума, инициатора "раскола стареобразцев".
На Куликовскую битву, по мнению некоторых ребят, Дмитрия Донского благословляли преподобный Сергий и Губей радостен (игумен Радонежский), он же "монарх Московской церкви", который "молился за Русь и даже послал двух монахов", пытаясь "освободить Русь из-под натяга ига татарского".
Встречались в школьных ответах и "оперпрокурор Святейшего Синода", "храм Бохрова" (Покрова), и "Иевангилие", и "Литургия Преждеосвященных Дорог".
Для кого-то "с упразднением Патриархичества в России началась эпоха синодоизма", а кто-то готов найти храм Святой Софии "в Константинополе, Татарстане и Википедии".
Источник: Российская газета